Помимо официальных собраний выдающихся Сахаба, созывавшихся Халифами для принятия решений, возникало много повседневных ситуаций, когда отдельных Сахаба просили дать заключение по той или иной правовой проблеме. В таких случаях они стремились действовать следуя трем общим принципам.
В первую очередь, Сахаба, которые были способны делать Иджтихад, ясно давали знать, что их мнения не обязательно совпадают с волей Аллаха. Так, когда Ибн Масуда спросили о наследственных правах женщины, которая вышла замуж, не получив ничего определенного в качестве Махр (свадебного подарка, который дарит жених невесте к свадьбе), он ответил: "Я высказываю о ней свое мнение. Если оно верно, тогда оно от Аллаха, а если оно неверно, тогда оно от меня и сатаны".
(Собрано Ат-Тирмизи, Ан-Насайи и Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 2, стр. 567, № 2111) и подтверждено на достоверность Аль Албани в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 2, стр. 397— 398, № 1858.
Са'ид сообщил, что 'Умар утверждал, что Дейя (возмещение за непреднамеренное убийство) дается мужчинам — родственникам мужа по отцовской линии, а женщина не наследует ничего из Дейя за своего мужа, пока Ад-Даххак Ибн Суфьян не сказал ему следующее: "Посланник Аллаха(с) предписал мне выдать жене Ашьяма Ад-Диба-би из Дейя за ее мужа". После этого 'Умар изменил свое мнение. (Собрано Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 2, стр. 826, № 2921) и подтверждено на достоверность Аль Албани в "Сахих Сунан Аби Дауд", (Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, 1989, т. 2, стр. 565, № 2540))
Во-вторых,если они давали Фатву по той или иной проблеме, а впоследствии им сообщалось о существовании достоверного Хадиса, т.е. высказывания или действия самого Пророка(c) по рассматриваемому предмету, они тут же принимали последнее безоговорочно. Например, после смерти Пророка(c) Сахаба придерживались различных мнений о том, где он должен быть похоронен. Когда Абу Бакр поведал им, что слышал, как Пророк(с) говорил, что Пророков хоронят в том самом месте, где они умирают, они прекратили все споры и вырыли ему могилу под его постелью в доме его жены Аиши.
И в-третьих, если невозможно было найти ни достоверного доказательства, ни достичь единогласия, сподвижники Пророка(c) обычно уважали мнение друг друга и не принуждали других Сахаба следовать чьему-то одному мнению. Единственное исключение из этого правила — если они находили людей, следовавших традициям, которые были прежде разрешены, но затем стали запрещенными. Так, Мута, доисламская форма временного брака, разрешенная на ранних стадиях Ислама, была запрещена перед самой смертью Пророка(c). Некоторые из Сахаба не были осведомлены об этом запрете и поэтому продолжали традицию временного брака. Она существовала во время Халифата Абу Бакра и в первой половине Халифата 'Умара. Когда 'Умар узнал о практике Мута, он запретил ее и предписал суровое наказание за нарушение данного запрета.(Абдуль Хамид Сиддики, "Сахих Муслим" (Лахор: 5Н. Мухаммад Аш-раф, 1976), т. 2, стр. 610—611)