Этот этап приходится на эпоху Праведных Халифов (Праведные Халифы: Абу Бакр, 'Умар, Усман и Али были четырьмя ближайшими сподвижниками Пророка(c), руководившими Мусульманским государством после смерти Пророка(c)) и выдающихся Сахаба (сподвижников Пророка(c)). По времени он длится от Халифата Абу Бакра (632—634гг. н.э.) до смерти четвертого Халифа — Али (661г. н.э.). Границы Исламского государства стремительно расширялись в течение первых двадцати лет этого этапа и включили Сирию, Иорданию, Египет, Ирак и Персию. Таким образом, перед Мусульманами неожиданно предстали совершенно новые системы, культуры, а также нравы, в отношении которых законы Шариата ничего конкретного не оговаривали. В целях разрешения многочисленных новых проблем Праведные Халифы в огромной мере полагались на решения, принятые на основе Иджмы (всеобщего согласия), а также на Иджтихаде, которому их обучил Пророк(c), пока они были с ним после его переселения в Медину. В процессе широкомасштабного использования Иджмы и Иджтихада эти Халифы установили процедуры, которые позже стали составлять основу Фикха (разумеется, вместе с теми базовыми положениями, которые были заложены в Коране и Сунне).
В этом разделе мы подробно рассмотрим порядок решения новых жизненных проблем, который был выведен Праведными Халифами на основе законов, установленных Кораном и Сунной, а также общий подход, использовавшийся отдельными Сахаба, для того, чтобы делать юридические выводы (т.е. давать заключения по различным вопросам, возникающим в жизни Мусульманского сообщества). Мы также попытаемся показать, почему этот период был относительно свободен от фракционности, характерной для более поздних этапов развития, и отметим определенные черты Фикха этого периода, некоторые из которых сильно отличаются от тенденций, возникших в дальнейшем.