Реально существующие предметы (явления, процессы, состояния) сами по себе не могут быть ни Истинными, ни Ложными. Наше знание о них может быть либо Истинным, либо ложным.
В последствии классическая концепция Истины получает свое развитие в марксизме, что приводит к созданию диалектико-материалистической концепции Истины. Развитие классической концепции в марксизме происходит за счет ввода 4 содержательных компонентов, а именно: Ø Учения об объективной истине Ø Учения об Абсолютной и относительной Истине Ø Учения о конкретности истины Ø Учения о практике как критерии Истины. Итак, исходя из диалектико-материалистического понимания Истины, Истина имеет несколько сторон: объективность, абсолютность, относительность и конкретность. Определение: Объективная Истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Объективная истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, т.е. воспроизведение его (объекта) таким, каким он существует сам по себе, независимо от личных качеств или социальных характеристик познающего субъекта. Истина – есть процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу и в полном объеме. Следовательно,различают Абсолютную и Относительную Истину. Определение: Абсолютная истина (точнее, абсолютное в истине) понимается в двух основных значениях, а именно как: § Полное исчерпывающее знание о действительности в целом – как некий гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все больше приближается к нему. (Кант: «вещь в себе»). § Как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем (например, все люди смертны), - это так называемые вечные истины, истины факты, знания об отдельных сторонах предмета и их свойствах. Но не к этому стремится познание.
Определение: Относительная истина – (точнее, относительное в истине) – это такое содержание знания, которое уточняется в процессе познания.
Относительная истина – это истина неполная, неокончательная, приблизительная. Она уточняется в ходе познания (например, прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная, т.е. как частный случай более полной теории (Ньютон и Эйнштейн)).
|