Студопедия — Проблема “конца философии” в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема “конца философии” в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.






В классической философии вопрос о конце философии даже не ставился. Сам статус философии, как таковой, как системы знаний не подвергался сомнению, напротив, философия считалась царицей наук, философия может исследовать и природу и общество и человека во всех его ипостасях, но при этом полемика с оппонентами велась с целью дискредитации точки зрения оппонента, утверждение своей собственной точки зрения, и если утверждение, выражаясь на современном языке, о конце философии присутствовало, то не о философии как таковой, а той ее репрезентации которая не представляется возможной, интересной, обоснованной с точки зрения определенной философской традиции (например, материалисты обвиняли идеалистов, рационалисты эмпириков и пр.).

В постклассической философии с вопросом о конце философии разобраться куда сложнее.

Эта проблема решается в нескольких версиях.

1) Неклассическая философия (позитивисткие, экзистенциальные, нео и постмарксистские направления) провозглашает конец философии в ее классическом варианте.

2) В философии постмодерна статус философского знания переосмысливается кардинальным образом. Это не противостояние оппонентам, это не отрицание каких-то характеристик философского знания, это попытка дискредитировать статус философии в культуре, в жизни общества целиком и полностью.

Постмодернистский проект философствования, чем он вызван в жизни? Какие социальные реалии скрываются за ним? Какие кардинальные изменения?

Термин «постмодернизм» используется как для обозначения специфики культуры второй половины ХХ века.

Применительно к философии термин начинает употребляться в 70-х годах 20 века. Представители Ф.Лиотар, Ж.Делез и др. Отражает мировоззрение и мироощущение современного человека.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и массмедиа (средств массовой коммуникации и информации).

В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней - мода и реклама. Некоторые западные авторы считают моду определяющим ядром не только культуры, но и всей постмодерной жизни. Она действительно в значительной мере выполняет ту роль, которую раньше играли мифология, религия, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Однако мода, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Эта ее особенность оставляет печать на всей постмодерной жизни, что делает ее все более неустойчивой, неуловимой и эфемерной. Во многом поэтому французский социолог Ж. Липовецкий называет постмодерн "эрой пустоты" и "империей эфемерного".

В постмодерном обществе весьма типичной и распространенной фигурой выступает "яппи", что в буквальном смысле означает "молодой горожанин-профессионал". Это преуспевающий представитель среднего слоя, лишенный каких-либо "интеллигентских комплексов", целиком принимающий удобства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жизнью. Еще более распространенной фигурой является "зомби", представляющий собой запрограммированное существо, лишенное личностных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это в полном смысле слова массовый человек, его нередко сравнивают с магнитофоном, подключенным к телевизору, без которого он теряет жизнеспособность.

Главным стимулом для современного человека становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен прийти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого постмодерный человек готов поступиться любыми принципами.

Постмодерное общество теряет интерес к целям - не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью. Как отмечает французский философ П. Рикёр, в наши дни наблюдается "гипертрофия средств и атрофия целей". Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Цинизм постмодерна проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей. Этика в постмодерном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

 

Ф.Лиотар

Лиотар утверждает, что практически все идеалы, формулируемые философами, политиками и т.д. в прошлом оказались несостоятельными и потерпели крах. В первую очередь такая участь постигла идеал освобождения человека и человечества. Христианство говорило о спасении человека от вины за первородный грех силою любви. Просвещение видело освобождение человечества в прогрессе разума. Либерализм обещал избавление от бедности, полагаясь на прогресс науки и техники. Марксизм провозгласил путь освобождения труда от эксплуатации через революцию. История, однако, показала, что несвобода меняла формы, но оставалась непреодолимой. Сегодня все эти грандиозные замыслы по освобождению человека потерпели провал, поэтому постмодерн испытывает "недоверие по отношению к построению каких-либо проектов". Цель – это ирония, критика и языковые игры.

 

Ж.Делез

Понятие «поверхность» (ризома) – становится главной в постмодернистском словаре. У поверхности – есть события и смыслы, не сводимые к высшим ценностям и смыслам.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1303. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия