Основные подходы к изучению массовой литературы.План лекции Введение Основные подходы к изучению массовой литературы. - с позиции ценности для читателя; - с позиции художественной ценности; - с точки зрения последователей исторического подхода. Появление массовой литературы. Жанрово-тематические каноны массовой литературы. Массовая литература и беллетристика. Основные характеристики массовой литературы. Механизмы ее создания Основные подходы к изучению массовой литературы. Универсального определения м.л. не существует. У ученых во всем мире нет единого мнения, как толковать термин м.л. и как определить круг произведений, к ней относящихся. Такие подходы можно выделить в российском литературоведении: Первое. Во внимание принимают представляет ли м.л. ценность для читателя. Есть мнения, что она а) вредит, б) полезна. А) Валентин Евгеньевич Хализев дает такое определение в учебнике «Теория литературы». «Массовая литература – это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо неспособного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения». Б) Исследователи признают, что м.л. в век стресса помогает отдыхать. «М.л призвана отвлечь массового человека от монотонности повседневности» - пишет литературовед Мария Черняк. - Второе. Во внимание принимают, насколько ценнам.л. в художественном плане. Как правило, ее считают несамостоятельной, вторичной по отношению к высокому искусству, классическим текстам, которые хранят в массовом сознании ориентацию на духовные ценности Ю.М. Лотман пишет: «Понятие м.л. подразумевает в качестве обязательной антитезы некоторую вершинную культуру». Н. Мельников считает, что массовая литература представляет собой «ценностный низ» литературной иерархии – произведения, относимые к маргинальной сфере общепризнанной литературы, отвергаемые как кич, псевдолитература».
Литературовед Е. В. Козлов считает, что м.л. и фольклор взаимосвязаны. «В эпоху массовой коммуникации подавляющее количество художественных произведений, обладающих успехом у широкой аудитории, обнаруживают в той или иной степени глубинную близость к фольклорным структурам. Особенность фольклорной поэтики и стилистики – принцип повторяемости». Пояснение: в произведениях устного народного творчества действуют одни и те же герои – Добрыня Никитич, Алеша Попович и т.д, средства выразительности одинаковые: устойчивые эпитеты «красна девица», «добрый молодец». Все это Козлов называет эстетикой тождества. В м.л. повторяемое доминирует над новым – а в классических текстах наоборот. Поэтому массовую литературу противопоставляют классике: классика – это творческий поиск, находки, где автор выступает в роли первооткрывателя. Массовая литература – воспроизводство уже придуманного, известного. Третье. М.л. рассматривают с позиций истории. В Литературной энциклопедии терминов и понятий предлагают все произведения определённой эпохи делить на выдающиеся и все остальные. В энциклопедии говорится: «М.л.- это весь массив художественных произведений определенного культурно-исторического периода, которые рассматриваются как фон вершинных достижений писателей первого ряда». Со временем ценность произведения может быть переосмыслена. Если книгу относят к м.л., она, тем не менее, может войти в историю литературы. Есть и еще одно толкование термина м.л., расширенное. Его можно считать основным. «М.л. – это отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции преимущественно развлекательной направленности». Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – С. 516.
|