Студопедия — Характеристики творческих способностей журналиста
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Характеристики творческих способностей журналиста






 

В целом в числе данных характеристик можно назвать ряд совершенно конкрет­ных «прикладных» показателей. Можно, к примеру, предполагать, что готовность памяти, то есть способность запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсрочкой или в момент творческого акта, является одним из главных «компонен­тов» продуктивного мышления и показателем результативности творческой деятель­ности журналиста. Способность предвидения позволяет обеспечивать столь необхо­димую любому человеку, работающему в СМИ, прогностическую деятельность, за­частую интуитивно, предугадать настроение и насущные потребности своей аудитории. Скептицизм, самоирония характерны для определенной части журнали­стов. Связано это чаще всего с большей, по сравнению с представителями других профессий, информированностью по самому широкому кругу вопросов, с тем, что у них нет пиетета, определенной житейской робости перед авторитетами (ведь этих людей они могут часто видеть и в неофициальной обстановке).

Способность к доработке, беглость речи, умение адекватно и оперативно пере­водить внутреннюю речь в письменную являются «профессиональными» характе-

_______________________________________________________

39 ПушкинА. С. Собрание сочинений в 10 томах. Том 7. — М., 1958. — С. 141.

 

ристиками, и данных специфических признаков творческого мышления мы не ка­саемся, так как их выделением, описанием, разработкой специальных тренинговых упражнений занимаются специалисты таких дисциплин, изучаемых студентами факультетов журналистики, как теория и методика журналистского творчества, современный русский язык и стилистика, техника речи, культура речи и т. д.

Замысел журналистского произведения. Журналистское творчество изначаль­но индивидуально. Однако индивидуальные особенности мышления, знания, эмо­ции, чувства в тексте СМИ преобразуются, возвышаются над индивидуальным, обоб­щаются и становятся в лучших образцах этих текстов общественными. Но открыва­ющими читателю, телезрителю, радиослушателю что-то по-новому, в иной форме.

Точную метафору для понятия «замысел» нашел писатель Валентин Катаев, сравнивший его с электрической вспышкой, зарядом, молнией, как бы замыкаю­щими некую цепь, объединяющую ваше сознание с внешним миром. «Вы чувству­ете — вот ТО, что мне надо! И "оно" входит в ваше сознание, словно патрон в обой­му, и должно выстрелить. Проходит некоторое время, "оно" созревает и выстрели­вает...»40.

Являясь выражением как эмоциональных, так и волевых устремлений, интерес направляет все психические процессы по определенному руслу, активизируя дея­тельность личности. Таким образом, память, творческий импульс (сравним его с этой «электрической вспышкой»), интуиция, внимание определяются активным поиском жизненного или какого другого материала в соответствии с направленно­стью личности журналиста. «Подобно тому, как интеллект есть только затормо­женная воля, — заметил однажды Л. С. Выготский, — вероятно, следует предста­вить себе фантазию как заторможенное чувство».

Замысел же, опираясь на то и другое, предполагает еще и некую статическую на данный момент единицу, характеризующую знание — в нашем случае журнали­стом — действительности, социальный опыт.

В связи с этим наибольший интерес для нас, конечно же, представляют автор­ские «технологии». Теоретическое описание хода творческого акта предполагает несколько этапов41. Первая операция — формирование замысла конкретного про­изведения — включает в себя окончательное определение темы, принципиальный выбор идеи произведения, определение «хода» (термин Г. В. Лазутиной), то есть логики развития образного ориентира, усиливающего звучание идеи. Следующая операция — конкретизация замысла, в ходе ее возникает видение путей развития замысла произведения в конкретный текст. И, наконец, на этапе реализации за­мысла формируются те элементарные выразительные средства, благодаря которым оказывается возможным воплотить тему, идею, образный ориентир массово-ком­муникационного произведения.

Примечательно, что в ходе проведенного нами исследования около трети опро­шенных журналистов (83 из почти трехсот человек) вообще не смогли сколько-

__________________________________

40Цит. по: Аминов Н., Ковда Д. Психология литературного творчества //«Литературная учеба». —

1979. - № 6. - С. 136.

41См. об этом подробнее: Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2000

(переиздание 2006).

 

нибудь четко разделить здесь свою творческую работу на этапы, выделить и опи­сать «технологии», объясняя, что «происходит это чаще всего интуитивно» или что «все они органично взаимосвязаны». Практически все ответившие также указали на то, что данные этапы формирования замысла журналистского произведения «за­частую меняются местами», «нередко исходишь не от темы, а от имеющегося мате­риала, уже он определяет жанр или тональность» и т. д.

Валерий Аграновский в своей книге конца 70-х годов утверждал: «Собствен­ный опыт журналиста (подчеркиваю: собственный!), его знания, эрудиция, инфор­мированность и, кроме того, найденные им факты — это и есть источники возник­новения замысла. Других не знаю»42.

Но в изменившихся условиях функционирования СМИ сегодня уже никого не шокируют высказывания редактора одной из самых популярных (и тиражных!) в России газет, замечающего, что он не потерпит в редакции журналиста, «ставяще­го личные амбиции выше редакционных планов и обязательств. Творческая неудов­летворенность пусть реализуется в литературе, нам важнее исходить от потребно­стей читателя, знающего по фамилиям пяток наших журналистов, зато уверенно­го, что остальные сто «чернорабочих» делают не газету амбициозных авторов, а самую оперативную, информационно насыщенную, «зубастую» газету»43.

Однако если оставить в стороне приметы «новой журналистики», содержатель­ное наполнение понятия «замысел», можно, опираясь на опыт лучших журналистов, а также на результаты, полученные в ходе нашего опроса, выделить и описать про­дуктивные в плане установления диалога с аудиторией СМИ творческие техноло­гии, характерные для сегодняшней массово-коммуникационной практики.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия