Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диалог как реальное бытие культуры





 

Журналистами, всеми, кто связан со сферой производства продукции СМИ, мо­жет быть создано сколько угодно ярких, талантливых, общественно значимых, по их собственному мнению и заключению квалифицированных экспертов, произведений,

_____________________________________

64Новая редакция «Закона о рекламе» с определенными ограничениями частоты и объемов рекламно­го времени на телевидении и радио, как известно, была принята под нажимом общественности лишь в 2006 году.

 

но фактом общественного значения, а по большому счету «фактом культуры» они станут лишь тогда, когда «включатся в процесс реального ее функционирования в обществе, дойдут до той или иной части населения, окажут определенное (положи­тельное или отрицательное) воздействие на умы и души людей». Вот почему массо­во-коммуникационный процесс во всей его совокупности может рассматриваться как бесконечный диалог между создателями продукции СМИ и их аудиторией.

Диалог, как точно подметил Л. Н. Коган, — это «не только вопросно-ответная форма мышления, как он подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры»65, а если брать более узкое значение — способ реализации функций журналистики.

М. М. Бахтин наглядно показал, что диалог может происходить не только между различными социальными субъектами, он неминуемо идет и внутри каждого социаль­ного субъекта, в том числе в сознании каждого отдельного человека66. Все виды твор­чества он рассматривал как «поступок». Поступок, «который ответственен не только за себя, но еще и за «другого»67. Кратчайшую формулу диалогизма как явления, совер­шенно не свойственного, даже противоестественного для моноидеологической (одно­партийной, к примеру) системы общественного развития, выдающийся мыслитель XX века трактует следующим образом: «Пусть я насквозь вижу данного человека, знаю и себя, но я должен овладеть правдой нашего взаимоотношения, правдой единого и единственного события, в котором мы участники... "Другой" — не просто собеседник... Это тот, по которому я выверяю свое бытие. Если я не признаю его хотя бы частичной правоты, не пытаюсь принять эту правду, превратить в частичку своего сознания, я обедняю самого себя. Воинственно упраздняя чужую точку зрения, я отвергаю не чу­жую идею, а чужое бытие. В монологической системе "другой" (тот, кто не с нами...) просто враг... Но, устраняя чужое бытие, я затрагиваю основы и собственного суще­ствования. Я обречен, как только разорвал связи с другим».68

Не будем говорить о том, какие яркие иллюстрации подготовила современная история для подтверждения этой бахтинской концепции. Нам в данном случае важ­но подчеркнуть, что диалог журналиста (индивидуального коммуникатора) с са­мим собой как с другим, с аудиторией (учитывая всю ее многомерность) характе­ризует творчество, несовместимое с прямолинейностью, догматизмом.

Именно в диалоге происходит выбор наилучшего варианта, наиболее ориги­нальной формы выражения смысловой позиции, взглядов, чувств, установок жур­налиста или СМИ в целом. Причиной же нарушения обратной связи с аудиторией, следовательно, может быть, во-первых, несовпадение мировоззренческих, смысло­вых, эстетических и других позиций журналиста и конкретного читателя, радио­слушателя, телезрителя или даже целой группы аудитории, а во-вторых, принци­пиально разная оценка того, что мы назвали «ситуационным фоном» массово-ком­муникационной деятельности. И, думается, говоря о плюрализме мнений как необходимом условии естественного развития журналистики, нельзя забывать о

___________________________________________________________

65 Коми Л. Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. - С. 126.

66 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - С. 214.

67Цит. „о: Гуревш, Павел, Махлип Виталий. Век и судьба // Независимая газета. - 1995. - 11 ноября

68Там же.

 

том, что в демократическом обществе одной из характеристик диалогизма как прин­ципа взаимоотношений СМИ и аудитории является избирательность. Естествен­ным является то, что человек пытается найти свои газеты, журналы, каналы элект­ронных СМИ, «своих» журналистов, какие-то отдельные произведения, как кажет­ся, адресованные только ему. Таким образом, сделаем вывод, диалогичность является необходимым атрибутом, собственно говоря, условием жизнеспособности системы массово-коммуникационного обмена информацией в обществе.

В журналистике одной из форм организации и проявления диалоговых отно­шений с аудиторией является интерактивность.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 458. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия