Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 6. Историческая типология культур: глобальная и локальные культуры




Античная культура –культура Древней Греции и Древнего Рима 1 тыс. до н.э. – 5 в.н.э. Характерные черты – рационализм, эмоционально-эстетическое восприятие, логика, агональность (состязательность), особое отношение к мифологии, идеология патриотизма. Противоречия античной культуры: 1) чувства и разум; 2) судьба и борьба; 3) социальность и индивидуальность.

Индийская древняя культура –стремление человека к высшим духовным ценностям, к слиянию с духовным абсолютом, признание внешнего мира иллюзией преклонение перед духовным авторитетом брахманов. Древнее знание сосредоточено в Ведах – сборник наиболее ранних мифологических и религиозных текстов написанных на санскрите:

· самхиты – гимны, жертвенные формулы, напевы, заклинания,

· брахманы – комментарии к текстам с акцентом на жертвоприношения,

· Упанишады – трактаты религиозно-философского характера, Брахма-сутра – систематизированные упанишады.

Брахма (творец всего), атман – душа человека, частичка Брахмы, божественная искра, наполненная божественным светом. Душа, прожившая в человеческом теле, оскверняется и после смерти переселяется в другое тело. Сансара – бесконечный поток переселений души (реинкарнация). Куда именно переселится душа зависит от кармы принцип поведения и воздаяния. Мокша – освобождение души от переселения.

Религии Древней Индии:

· брахманизм – анимистическая, политеистическая религия (33339 богов),

· индуизм совокупность религиозных форм, от простейших обрядовых, политеистических до философско-мистических, монотеистических, и обозначение индийского образа жизни с кастовым разделением населения, включая сумму жизненных принципов, норм поведения, социальных и этических ценностей, верований, культов, обрядов. Три основных божества – Брахма, Вишну (страж порядка и закона) и Шива (выступает против Вишну и является разрушителем),

· буддизм – мировая религия, объединяющая от 200 до 250 млн приверженцев. Буддизм возник в Индии в 6-5 вв. до н.э., распространен главным образом в странах Восточной и Центральной Азии. Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда). Буддизм существует в нескольких своих разновидностях: хинаяна, махаяна, тантризм, ламаизм. Нирвана в буддизме и джайнизме состояние высшего блаженства, абсолютного покоя, которое достигается личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страстей и привязанностей.

Исторические типы культуры –сменяющие друг друга эпохи в развитии общества (первобытная, античная, средневековая, культура Возрождения, культура Нового времени, современная западная культура).

Китайская древняя культура –локальная культура,появляетсяв3-2 тыс. д.н.э., в бассейне реки Хуанхе, характерные черты:

· трезвость,

· рационализм,

· умение жить достойно,

· этико-социальная проблематика управления государством.

Религия анимистическая, политеистическая, культ природы, плодородия, прародителя, мудрости. Религиозно-философские системы:

· Конфуцианство – религиозно-философское учение, сформировавшееся после смерти Конфуция на основе его философско-этического учения, основным понятием которого является жэнь (гуманность). Смысл человеческого существования – утверждение в обществе порядка Дао, проявлением которого является гуманность, должная справедливость, разумность, мужество, уважительная осторожность, сыновья почтительность, братская любовь, достоинство, верность. Конкретным воплощением в человеке Дао является дэ (добродетель). Гармония добродетелей образует вселенское Дао. Поднебесная – семья, элементы которой скрепляются сыновьей почтительностью и отцовской любовью. Благородный человек генерирует новое цивилизационное Дао, связи между верхами и низами ритуализируются, скрепляются доверием и почитанием предков,

· Даосизм – религиозно-философская школа Китая, в основе учения которой лежит догматы: 1) жизнь – это иллюзия; 2) смерть – это возвращение к истинному бытию бессмертной души (дао). Дао(кит. – путь, дорога) одно из важнейших понятий китайской философии, центральное понятие в даосизме. В философии Лао-цзы Дао невидимый, вездесущий естественный закон природы, общества, поведения и мышления человека. Познать Дао постигнуть закон природы и умение следовать ему. Инь и ян –противопоставление для выражения многих противоположных, сменяющих друг друга явлений: света и тьмы, солнца и луны, мужского и женского начал. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют, благодаря чему создается и изменяется материальный мир, а также общество, культура, мораль. Дэ в даосизме благая сила Дао, которая способствует росту и созреванию всех "вещей". Среди людей дэ существует через посредство избранных, обладающих мудростью.

Локальная культура –культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими чертами.

Осевое время –термин, введенный К.Ясперсом для обозначения эпохи 5 в. до н.э., когда осуществлен прорыв от мифологических культур к философии, науке, религии.

Первобытная культура –самая длительная эпоха в истории человечества, характеризующаяся синкретизмом (слитностью, нерасчлененностью форм культуры), отсутствием письменности, ритуализацией всех сфер жизни, слабым развитием индивидуального самосознания, преобладанием коллективных форм поведения, мифологичностью сознания, охраной жизненно важных для существования устоев с помощью табу (запретов).

Средневековая культура –европейская культура V-ХV веков, в основе которой лежит романское (культурное наследие Рима – правовая культура, наука, искусство, философия, христианство) и германское (культура франков, бриттов, саксов, ютов и др. племен Западной Европы) начало. Социальные отношения на основе договоров, семейных связей и личной верности при политическом господстве военного сословия – рыцарства. Главная черта духовной культуры – доминирование христианства. Термин «средние века» ввели в научный обиходитальянские гуманисты эпохи Возрождения.

Раннегородские цивилизации –исторический этап развития средневековой культуры, во время которогопоявляются сословное общество, политическая сфера культуры, письменность.

Нового времени культура –этапразвития европейской культуры в 17-19 вв., характерными особенностями которого являются:

· научная революция 17-18 веков, формирование основ современной науки,

· развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса,

· формирование индустриального типа общества,

· секуляризация – ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской,

· индивидуализм – освобождение человека от навязываемых ему группой поведения и идей, самостоятельный и ответственный выбор жизненных стратегий,

· многонациональность, многоязычность европейской культуры, взаимодействие национальных культур,

· дух практицизма, буржуазная этика,

· в искусстве ведущие стили – барокко, рококо, классицизм, реализм, романтизм, натурализм,

· разочарование в идеалах, критика европейской культуры в к ХIХ в.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 333. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.003 сек.) русская версия | украинская версия