Социально-защитные и реабилитационные технологии 6 страница
Особое внимание уделяется восстановлению во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Социально-культурная сфера становится активной силой в деле возрождения народного искусства, ремесел, народных игр и других видов национальной культуры. Активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептицизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через национальное идет путь к интернациональному. Российская Федерация — объединение многих национальных республик, и в этих условиях большое значение приобретает деятельность различных социально-культурных институтов как элемента развития национальной культуры, межнационального общения, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Они способствуют дальнейшему углублению межнациональных отношений, созданию условий свободного развития духовной жизни и языков народов Российской Федерации, равных возможностей культурно-досуговой деятельности для всех национальностей. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре гарантируется право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей, проживающих на территории Российской Федерации, на защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, предоставляется право на культурно-национальную автономию. Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры. Они располагают правом проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия, содействовать организации национального краеведения, охране национально-исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев. Под их эгидой создаются национальные клубы, студии и коллективы искусства, организуются библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и иные ассоциации. Особым покровительством государства в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности пользуются малочисленные этнические общности. На них распространяются исключительные меры защиты и стимулирования, предусмотренные федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития. По инициативе национальных меньшинств с целью содействия в изучении языка, истории, культуры своего народа, сохранения лучших традиций и национальной самобытности, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами создаются национально-культурные объединения исторического, краеведческого, художественно-музыкального, спортивно-оздоровительного и другого характера. При национально-культурных объединениях открываются школы, где по желанию детей, взрослых изучаются родной язык и родная литература, история народа, его культура. Они финансируются за счет средств национг чьнр-культурных объединений, добровольных взносов родителей. Органы культуры и народного образования оказывают национально-культурным объединениям необходимую помощь в открытии воскресных школ, бесплатно предоставляют помещения для проведения занятий. При общеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях по желанию учащихся, родителей также организуются факультативные группы по изучению языка, литературы и истории национальных меньшинств. Работа преподавателей в этих группах оплачивается за счет учебно-воспитательного учреждения. Сеть не только образовательных, но и культурно-досуговых центров (клубов, библиотек, парков, музеев и др.) формируется с учетом национального состава населения региона, специфического типа расселения национальных групп в границах территории. Расширяется практика межнационального, в том числе внутри-и межсемейного, общения, обмена культурной информацией, художественно-зрелищными и другими программами, взаимодействия национально-культурных фондов, движений, обществ и других объединений. В помощь социальным работникам издается большое количество полноценных информационно-методических материалов и сборников репертуара на национальных языках, дающих возможность для наиболее полной реализации национально-культурных запросов. Знание национального языка, этнографии и других элементов национальной культуры коренного населения региона является сегодня обязательным условием подготовки квалифицированных кадров менеджеров, экономистов социально-культурной сферы, организаторов социально-культурной деятельности и народного творчества. В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менед-жеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров. В качестве субъекта социально-культурной деятельности, который решает не только этнокультурные, но и экономические, политические, психологические проблемы, стоящие перед нетитульным населением той или иной социально-территориальной общности - города, поселка, региона в целом, выступает диаспора. Она, как показывает опыт многих субъектов Российской Федерации, становится реальным и эффективным инструментом осуществления подлинной национально-культурной автономии, организации рационального взаимодействия людей единого этнического происхождения на основе единства национального языка, традиций, обычаев, народного воспитания и творчества. Правовую основу для продуктивных действий как отдельных регионов, так и диаспор в этом направлении составляет Закон РФ о национально-культурной автономии (1996). Подобная автономия этим Законом совершенно однозначно квалифицируется как оптимальная форма национально-культурного самоопределения в виде общественного объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Специфика этнонаправленных технологий В рамках национально-культурного самоопределения перед любой, даже малочисленной этнической общностью, не говоря уже о наделенных большими правами субъектах Российской Федерации, открываются благоприятные возможности для практического внедрения и использования творческих, развивающих, обучающих этнокультурных технологий на различных ступенях гуманитарного, художественно-педагогического образования в до-профессиональном образовании (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования), базовом профессиональном образовании (вузы и средние специальные учебные заведения), профессионального совершенствования (система повышения квалификации), профессиональной самореализации. В качестве постоянных генераторов, носителей и пользователей этнонаправленных технологий в сфере культуры, искусства, дополнительного образования, досуга как в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, так и в субъектах Российской Федерации прекрасно зарекомендовали себя национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, школы, студии как разновидности общественных организаций и самодеятельных объединений. Их объединяет общая цель - культурное самоопределение, саморазвитие и сохранение больших и малых этнических групп. Этнонаправленные технологии составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. Диапазон этнонаправленных технологий, используемых как на федеральном, так и региональном уровнях, достаточно широк. Он включает в себя организацию мероприятий, способствующих развитию сотрудничества между субъектами Российской Федерации, странами СНГ, странами дальнего зарубежья в области науки, образования, здравоохранения, культуры и искусства, реализации государственной национальной политики; показ культурных программ национальных общин, землячеств и диаспор; взаимное сотрудничество национально-культурных и образовательных центров Москвы и России; открытие федеральной и региональных телевизионных программ «Многообразие народов и земель российских»; содружество федеральных, московских и региональных СМИ в организации и проведении телемостов, выставок книг и периодических изданий, в том числе на языках народов России; проведение Дней национальностей, фольклорно-этнографических празднеств, народных гуляний, смотров национальных кухонь, «Дней открытых сердец»; реализация тематических проектов, посвященных юбилейным датам в истории Отечества. Формы межнационального культурного сотрудничества Этнонаправленные тех юлогии, воплощающие в себе менталитет и традиции каждого.арода, выступают в качестве мощного инструмента межнационального культурного обмена и сотрудничества. В этом плане велика роль ЮНЕСКО и других международных организаций в координации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого участия населения в социально-культурной деятельности, утверждение культурной самобытности каждого народа. Следует выделить важнейшие компоненты технологий межнационального и международного обмена и сотрудничества в социально-культурной сфере. К ним прежде всего относится обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога представителей различных стран и национальностей; обеспечение возможности для каждого человека самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции. Обеспечение включенности отдельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные общецивилизационные социально-культурные процессы. В Москве на базе Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) функционирует Дом народов России. Посетители этого крупного современного культурного и делового комплекса присутствуют на ежегодных российских этнографических фестивалях, знакомятся с этническим многообразием народов России, отраженным в художественных произведениях, изделиях ремесел, национальных костюмах и предметах быта, тщательно восстановленными подлинными народными обрядами, праздниками и традициями. В рамках государственного учреждения «Московский Дом национальностей», на правах его структурного подразделения, создан Московский городской центр культуры мира. Вместе с представителями органов образования, культуры, искусства, спорта, секретариатом Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Центром межнационального образования «Этносфера» и другими организациями он участвует в реализации комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира». В основные функции Московского городского центра культуры мира входит содействие муниципальным органам и общественным организациям в разработке и реализации целевых (частных) программ в области культуры мира, создание и регулярное пополнение Банка данных о мероприятиях и акциях, предпринимаемых в рамках Комплексной программы; информирование участников миростроительного движения о возможных партнёрах для сотрудничества; анализ возможной результативности проектов и программ, выполняемых или предлагаемых организациям-заказчикам; взаимодействие и обмен опытом с центрами культуры мира в Российской Федерации и за рубежом. К наиболее распространенным формам социально-культурной деятельности в данном направлении отнесем культурные обмены отдельными объектами или выставками произведений искусства, художественными коллективами, делегациями, отдельными исполнителями; совместную работу по созданию культурных ценностей; научно-исследовательскую деятельность; проведение фестивалей и конкурсов; экспортно-импортную деятельность. Отдельно следует сказать о таком виде международного сотрудничества, как защита культурных ценностей. Во время войн и военных конфликтов государства обязаны не допускать их уничтожения, повреждения или исчезновения. В мирное время приобретают обязательность сохранение культурных ценностей, реставрация объектов культуры, возврат вывезенных ранее культурных ценностей (реституция) и т.д. Особое внимание охране культурных ценностей уделяется при проведении общественных или частных работ, археологических раскопок, во время стихийных бедствий, при охране объектов культуры, в борьбе с хищениями культурных ценностей и т.д. Наиболее эффективными способами регулирования деятельности в области межгосударственного культурного сотрудничества являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения, в том числе договоры по вопросам культуры, науки и образования; договоры о культурном сотрудничестве; договоры о культурном сотрудничестве между странами-партнерами; договоры по реализации совместных проектов и программ социально-культурной деятельности в сферах образования, искусства, туризма, спорта, социально-культурной реабилитации и т.д. Так, например, моделирование социально-культурной деятельности и культурных правоотношений в рамках Программы культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты предполагает соблюдение основных методологических требований, предъявляемых к процессам подобного уровня. Ключевые области и приоритетные направления проектов и программ ставят главной целью обеспечение прав и свобод граждан в сфере культуры. Мировое сообщество пришло к осознанию того, что право человека свободно участвовать в культурной жизни, хотя оно и обеспечивается еще далеко не повсюду, само по себе недостаточно. Культурную деятельность необходимо еще и стимулировать, культурное развитие должно в возрастающей степени стать заботой и долгом современного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах общественного развития. Реализация Доктрины культуры мира - составная часть социально-культурной деятельности Современная социально-культурная деятельность, представляющая сегодня потенциально один из наиболее эффективных институтов воспитания, образования, культурации, оздоровления, социализации, располагает широкими возможностями для поиска наиболее продуктивных способов поддержки и реализации Доктрины культуры мира, отвечающей интересам человечества, в том числе и грядущих поколений. Субъектам этой деятельности предстоит принять участие в достижении двух тесно взаимосвязанных целей: повысить общественную значимость Доктрины и программы Международного десятилетия культуры мира, добиваясь, чтобы к ней был проявлен такой же интерес, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию; побудить тех, кто в стране принимает решения на муниципальном, региональном, общенациональном уровнях, учитывать их культурные аспекты и последствия. Полисубъектность модели социально-культурной деятельности и культурных правоотношений обусловлена многочисленностью социальных групп и институтов, активно задействованных как в области творчества, так и в области потребления и распространения культуры. Целевое назначение модели, характеризующее её как эффективный инструмент поддержки и реализации Доктрины культуры мира, включает в себя следующие важнейшие компоненты. Во-первых, предоставление каждому человеку возможности самоидентификации, самовыражения и проявления как носителя своей национальной культуры и традиции, включающих в себя веру, менталитет, привычки, обычаи, нормы поведения, отношения в обществе, иными словами, всего того, что составляет специфику и особенности каждого народа. Во-вторых, создание условий для вступления каждого человека в равноправный диалог с инокультурным окружением, достижения гражданского мира и согласия в обществе через сотрудничество в сфере культуры, образования, досуга, спорта, воспитания детей и взрослых в духе толерантности и уважительного отношения к представителям иноязычных культур. В-третьих, обеспечение включенности личности в современные мировые (евразийские) общецивилизационные процессы, возможности овладения известными средствами вхождения в мировое образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство. Ключевыми в этом отношении направлениями работы, актуальными не только для национального образования, но и для всех социально-культурных институтов, являются: • изучение национальных культурно-исторических традиций, целенаправленное интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности в контексте национальной культуры и диалога культур; • формирование понимания многообразия и взаимовлияния культур, необходимости перехода к диалогу и партнерству; • перенесение акцентов с рассмотрения исторических конфликтов на изучение примеров ненасильственных социально-политических перемен и взаимообогащения различных культур; • усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеологии культуры мира (прежде всего толерантности и уважения прав человека), культивирование позитивных ненасильственных методов предотвращения и разрешения конфликтов. Не только перспективным, но, несомненно, и продуктивным является положение о том, что воспитание культуры мира и ненасилия - это не кампания и не разовая акция, а как и всякий воспитательный процесс - большая и длительная работа. Участвующим в ней юридическим и физическим лицам, представляющим сферу образования и другие социально-культурные институты, необходимо обладать культурой межнационального, межэтнического и межконфессионального общения, умением формировать гуманистические нормы межличностного общения, создавать обстановку уважения и дружелюбия по отношению к национальным и культурным традициям окружающих, предотвращать конфликты с учетом их конкретной локальной специфики. Суть и смысл социально-культурной деятельности в данном контексте состоит в освоении и обогащении базовых ценностей и идей, на которых покоится культура мира и ненасилия, формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в обществе. Социально-культурная сфера располагает достаточной инфраструктурой и необходимыми институтами - от СМИ, рекреационной, образовательной и исследовательской деятельности до изобразительного искусства, музыки, кино, театра, словесности и других видов творчества - для того, чтобы распространить и закрепить эти ценности и идеи в культурных моделях поведения детей, подростков и молодежи. Но само по себе приобщение каждого нового поколения к ценностям и идеям, составляющим основу культуры мира и ненасилия, лишь первый и не единственный шаг в деле социализации, воспитания и образования. Процесс межкультурного обмена и сотрудничества носит цикличный характер, на его пути встречаются и кризисы, и тупиковые ситуации. Из практики известны нередкие примеры деструктивных тенденций, культурного изоляционизма, социальной или конфессиональной сегрегации, отказа от контакта с другими культурами. В повседневном опыте социально-культурной деятельности не так уж редки случаи стирания границы между отстаиванием своей национально-культурной идентичности и открытым национализмом с присущими ему высокомерием и нетерпимостью. Совершенно очевидно, что крайне важный и эффективный этап в развитии межкультурного обмена и сотрудничества в области социально-культурной деятельности заключается в выработке у каждого человека толерантности, особого типа положительной рефлексии в отношении каждой из национальных культур, устойчивого защитного механизма против любых попыток принижения или искажения подлинных ценностей культуры мира и ненасилия. Закрепить эту рефлексию, это неприятие антигуманных явлений в межкультурном сотрудничестве в качестве принципа не только в общественном, но и индивидуальном сознании, внедрить его в практику повседневного поведения и общения людей - задача не из легких. Но решив её средствами своих многочисленных социально-культурных институтов, общество откроет для себя широкие возможности для тесных контактов и взаимодействия народов, религий, национальных и локальных культур, для их непредвзятого диалога и взаимного обогащения.
Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V
1.Что или кто является основным объектом в социально-культурных технологиях: а)человек; б)среда; в)деятельность; г)общественные организации; д)все перечисленные. 2.Является ли социально-культурная технология: а)законода-тельным документом государственной культурной политики; б)научной теорией социально-культурной деятельности; в)практическим процессом; г)описанием процесса действий менеджера-педагога; д)формой освоения социально-культурной ситуации? 3.Какие из функциональных технологий преобладают в деятельности таких социально-культурных институтов, как: 1)концертный зал; 2)учреждение дополнительного образования; 3)планетарий, -^общеобразовательная школа; 5)казино; 6)парк; 7)библиотека; 8)спортивный комплекс; 9)телецентр; 10)церковь или мечеть? 4.К какой группе социально-культурных технологий по уровню применения относятся. а)музыкотерапия; б)урок истории в средней школе; в)проведение рейтинга досуговых предпочтений в студенческой аудитории; г)изготовление телевизионного видеоролика о новом спектакле городского театра; д)использование пешеходного маршрута (терренкура) в окрестностях морского побережья; е)проведение конкурса юных музыкантов в рамках программы «Одаренные дети»? 5.Какие свойства преобладают и в наибольшей степени характеризуют социально-культурные технологии: а) непредсказуемость, стихийность; б)вариативность; в)замкнутость, независимость от влияния внешней среды; г)управляемость; д)консервативность; е) традиционность. 6.Какие культурные препятствия могут существовать на пути интеграции многонационального детского или молодежного творческого коллектива - хора, оркестра, театра? 7.Какие из рассмотренных нами социально-культурных технологий наиболее востребованы в: 1) выставочной деятельности; 2)деятельности турагентства или турфирмы; 3)поиске и обработке экспонатов для местного краеведческого музея. Предложите вариант пресс-релиза для средств массовой информации о премьере спектакля Вашего театра или открытии нового развлекательного центра - аквапарка (возможны другие предложения). Проверьте свои навыки в создании коммуникативной среды в коллективе Вашей самодеятельной студии или спортивной секции. Продемонстрируйте в мини-сценах различные варианты общения, которые используются в практике педагога или тренера: «доверительное общение», «общение - дистанция», «общение - заигрывание», «общение - устрашение». Попытайтесь с помощью мини-игр выразить характерные особенности распространенного в условиях социально-культурной деятельности внутригруппового общения с различной поведенческой позицией: «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой на равных». Предложите мастер-план проведения социально-культурных акций на период открытия и функционирования салона по продаже изделий народных ремесел и профессионального искусства. Что представляет собой мониторинг сохранности и использования памятников истории и культуры на территории Вашего города или края? Какие обязательные пункты включаются в такой мониторинг? Приведите одну или несколько типичных ситуаций, когда автору/авторам необходимо отстоять правовую состоятельность и юридическую корректность своего социально-культурного проекта. Можно ли гарантировать, что «сила права» данного проекта одержит верх над «правом силы» в лице его противников? Насколько определенна и в юридическом отношении безупречна авторская концепция проекта?
Примерные темы семинарских и практических занятий
Открытый «круглый стол» с представителями досуговых организаций США и Западной Европы «Международное сотрудничество в социально-культурной сфере: состояние, проблемы, перспективы». Разработка примерных программ досуга для международного детского лагеря. Коллективный отбор лучших студенческих рефератов (курсовых работ, проектов) по проблемам организации международных инициатив и акций в сфере детского, молодежного досуга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авдеев В.В. Формирование команды. - М: Сфера, 1998. 2. Акоф Р., Эмери Р. Целеустремленные системы. - М., 1972. 3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989. 4. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. -Л.: ЛГИК, 1990. 5. Арнольдов А.И. Социальная педагогика: Восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. Сб.ст. / МГУК. - М., 1996. 6. Артеменкова Т.А. Управление образовательным учреждением культуры. Дис... д.п.н. - М.: МГУКИ, 2002. 7. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. - М., 1973. 8. Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. - М., 1992. 9. Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. - Казань, 1996. 10. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Уч.пособие. - М., 1992. 11. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. - М., 1991. 12. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. - СПб., 1992. 13. Брадемас Д. Управление и искусство // Культура и власть. -СПб., 1994. 14. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Высшая школа, 1991. 15. Варварина Н.Я. Планирование деятельности парка культуры и отдыха. - М, 1987. 16. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.,1998. 17. Воскобойников В.Н. Методика организации культурно-массовой работы в парке. - М., 1984. 18. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. - М., 1991. 19. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2000. 20. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. - Киев, 1986. 21. Гимпельсон В.Е. Москвичи после работы. Социально-экономические аспекты досуга. - М., 1990. 22. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т. 1-З.М., 1991-1994. 23. Григорьев О.В. Экономический механизм современного парка. - СПб., 1996. 24. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2000. 25. Денисов Н.Г. Региональные субъекты социокультурного развития и функции. - М.: МГУК, 1901. 26. Дзиов А.Х. О целях и условиях организации деятельности в парках культуры и отдыха. - М.: МГУК, 1992. 27. Дизель П., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации.-М., 1993. 28. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. - СПб., 1999. 29. Дридзе Т.М. Можно ли «очеловечить» Москву? Формирование городской среды на примере г.Москвы //Ориентиры культурной политики. - 1997. - Вып.11. - С.65 - 88. 30. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социально-культурного проектирования. - М.,1995. 31. ДумоваН. Московские меценаты. - М., 1992. 32. Дюкарев Р., Фокс А.К., Холмз О., Эбнер КВ. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. - М.,1998. 33. Егоршин А.П. Управление персоналом. -М., 1997. 34. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Уч.пособие. - М.: Просвещение, 1989. 35. Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры: Уч.пособие. - М., 1994. 36. Железко С.Н., РюМ.Ю. Формирование инновационных установок у горожан в процессе проблемно-практической игры // Культура города: проблемы инноваций. - М., 1987. 37 Жукова P.M. Парк культуры и отдыха как специфическое культурно-просветительное учреждение. - М., 1985. 38. Залесский ВВ., Каллистратова Р.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». - М.: Юрайт, 1998. Список литературы 39. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. -М.: Магистр, 1998. 40. Зеленина Л.Э., Тульчинский Г.Л. Программно-целевое планирование деятельности учреждений культуры. - М., 1987. 41. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1999. 42. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. - М., 1995. 43. Исаенко В.П. Лидерская направленность в деятельности специалиста социально-культурной сферы. - М.: МГУКИ, 2002. 44. Источники финансирования для российских общественных организаций. - М., 1995. 45. Как просить денег на культуру/ Сост. Иксанов А.Г., ДымниковаА.И.-СПб, 1995. 46. Карпухин О.И. Менеджмент в культуре //Социально-политический журнал. - 1996. - № 4-5. 47. Кеннеди Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. - СПб., 1994. 48. Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. - М.: МГУК, 1995. 49. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Сост. И.М. Шейман и др. - М., 1995. 50. Конаржевскип Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.- М.,2000. 51. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Уч.пособие. - М.: МГУК, 1993. 52. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И. Система планирования в организации социально-культурной сферы. - М., 1999. 53. Кузщын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Уч. пособие. - Пермь, 2001. 54. Культура и образование. Проблема взаимодействия // Вопросы философии. - 1997. - № 2. 55. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв.ред. И.А. Бутенко, К.Э.Разлогов. - М.,1998.
|