Современные ориентации
Существующие в настоящее время методологии опираются на ряд положений первоначального периода развития социологии, однако они существенно видоизменяют их и придают им характер технологий социологического исследования, доводя общие теоретические положения до инструментального уровня (методики сбора, обработки, анализа, обобщения и интерпретации эмпирических данных). Отдельные современные социологи могут быть в большей степбни теоретиками или эмпириками, но в целом для сегодняшней социологии характерно соединение теоретического и эмпирического анализа при изучении социальных проблем. При проведении эмпирических исследований социологам приходится использовать принципы, характерные для различных методологий, и осуществлять таким образом их синтез. Известный американский социолог Н.-Дж. Смелзер отмечает, что в настоящее время типичным в социологии стал «спокойный плюрализм» [Смелзер, [18] 21]. Рассмотрим различные методологические ориентации, присущие современной социологии, в их преемственности с изученными нами первоначальными подходами и в их взаимосвязи. /Существующие в современной социологии методологические ориентации можно распределить по двум направлениям: детерминизм и конструктивизм. Детерминизм исходит из принципа причинной обусловленности одних явлений социальной реальности другими^Так, например, у Конта социальное действие обусловливается естественными социальными законами, складывающимися на основе биологических, у Маркса — экономическими отношениями, у Дюркгейма — надындивидуальными структурами!^ Конструктивизм основан на том, что социальное действие создает и изменяет общественные отношения и институты. Поэтому он избегает причинных схем объяснения социальной реальности и стремится выявить внутренние механизмы повседневного осознанного или неосознанного поведения людей. К первому направлению относится, прежде всего, бихевиоризм (от англ. Behavior — поведение). Представители этой методологической ориентации считают, что социология должна заниматься изучением наблюдаемых фактов человеческого поведения. Первоначально этот подход возник в психологии, а затем стал использоваться в социологии в модифицированной форме (социальный бихевиоризм)./Эта ориентация полнее всего выражает принципы современного позитивистского подхода (неопозитивизма): • использование в социологии методов естественных наук (сциентизм); • преобразование понятий в переменные (редукционизм); • полное количественное выражение социальных явлений (кванта фикация); • проверка истинности научных утверждений с помощью эмпирических процедур (верификация); • описательность изучения человеческого поведения и освобождение социологии от оценочных суждений (объективизм). |К числу главных представителей этой методологии можно отнести американских ученых Джона Уотсона (1878—1958) и Берреса Скинера (р. 1904). Классический бихевиоризм рассматривает поведение людей как совокупность их реакций на воздействия окружающей среды по схеме: стимул — реакция"; С этой точки зрения социология может изучать только то, что Связано с открытым поведением людей; исследование процессов, протекающих в их сознании, ей недоступно. Дж. Уотсон подчеркивал, что при объективном изучении человека ученый «не наблюдает ничего такого, Чт° он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, [19] воображением, волей...» [Уотсон Дж. Бихевиоризм. Хрестоматия по истории психологии. М, 1980. С. 35—36]. Осуществленная сторонниками подобных взглядов научная революция (30-е годы XX в.) означала переход от изучения сознания к изучению поведения людей. Даже мышление бихевиористы стали трактовать как поведение — как «двигательную активность», выражающуюся в скрытых или открытых кинестатических (мануальных), вербальных (речевых) или висцеральных (эмоциональных) реакциях [Там же, 43—44]. \Деобихевиоризм (Джордж Хоманс — р. 1910 г. и Питер Блау — р. 1918 г.), разделяя основные принципы классического бихевиоризма, предлагает другую схему поведения: стимул — интерпретация — реакция. Он вводит в процесс изучения человеческого поведения «промежуточные переменные» психологического характера, выражающие ненаблюдаемые элементы механизма мотивации этого поведения. Однако сторонники данного подхода уклоняются от анализа самого процесса интерпретации, ограничиваясь регистрацией внешних воздействий на психику и внешних поведенческих ее ответов на эти воздействия. Основными методами изучения поведения представители этого подхода считают наблюдение и эксперимент, с помощью которого можно преднамеренно вызвать поведенческую реакцию людей и зафиксировать ее характеристики. В сфере политической социологии бихевиористы (Чарльз Мер-риам, Гарольд Лассуэлл, Пауль Лазарсфельд и др.) добились значительных успехов при изучении электорального поведения, разработке методики массовых анкетных опросов и лабораторных экс-периментов^Основным достоинством этого подхода служит точность воспроизведения актов социального действия и обусловленная этим возможность их математического моделирования. Недостатком данной методологии является недооценка значения внутренних механизмов мотивации социального действия* Д. Уолш правильно отмечает, что «человеческая деятельность и социальные процессы не могут быть сведены к наблюдаемым и измеряемым поведенческим характеристикам, рассматриваемым как прямой результат внешних воздействий» [Новые направления..., 86]. Поэтому бихевиоризм можно отнести скорее к детерминистскому, чем к конструктивистскому типу методологических ориентации. К числу детерминистских методологий принадлежит и марксизм. Вслед за Марксом современные его последователи считают, что для объяснения поведения людей изучение их общественного положения имеет главное значение, а анализ их представлений и мотивов — второстепенное. Современный марксизм включает в себя [20] множество различных течений, однако у него есть ряд общих пот ложений, благодаря которым он отличается от других подходов. Преодолев экономический редукционизм («экономизм») первоначального марксизма, современный марксизм исходит из того, что основой существования и развития общества является практика (материальная деятельность людей) и что она осуществляется под воздействием различных факторов (экономических, социальных, политических и духовных). Однако все эти факторы образуют не внешний, а внутренний момент самой практики, которая складывается из продолжительных действий значительных масс людей (народов и классов). Сведение индивидуального к социальному, а социального к классовому остается отличительным признаком марксистской ориентации. Классовый подход помогает выявлять объективные и субъективные факторы, порождающие кризисы и конфликты в развитии общественных систем, а также находить пути их устранения. Современная теория социальных конфликтов многим обязана марксизму, который разрабатывался не только как методология социального познания, но и как технология практического социального действия, обеспечивающего поступательный переход от одних форм организации общественной жизни к другим. Недостатком марксистской методологии является деперсонификация практики, обусловливающая недооценку роли ее личностных факторов. (Функционализм представляет собой другой вариант методологической ориентации детерминистского направления, акцентирующей внимание социологов на институциональных аспектах социального действия. Наиболее яркие представители этой ориентации — американские социологи Толкотт Парсонс (1902—1979) и Роберт Мертон (р. 1910)Д Опираясь на ряд идей, сформулированных Контом и Дюркгеймом, Парсонс разработал методологию системного функционализма ""[Американская социологическая мысль, 448—479]. Он исходил из того, что общество представляет собой систему социального действия, все элементы которой осуществляют взаимосвязанные задачи, или функции (от лат. functio — исполнение). В процессе взаимодействия с окружающей средой общество способно поддерживать состояние динамического равновесия с помощью изменения своих параметров в соответствии с изменениями среды. Основными функциями социальной системы являются: • адаптация к изменению внешней среды; • Целедостижение; • интеграция;, • поддержание образцов поведения. [21] Механизм саморегуляции социальной системы имеет четыре уровня: первичный (индивиды и коллективы), управленческий (организации), институциональный (структуры и нормы) и социеталь-ный (ценности). Чем выше уровень, тем больше степень целостности системы. Если на первичном (низшем) уровне преобладают обособленность и дифференциация, то на высшем — единство и интеграция. Интеграция обеспечивает гармоничное и согласованное функционирование и изменение всех частей социальной системы. Индивиды принимают участие во всех процессах социального взаимодействия посредством вьшолнения различных социальных ролей — требований к поведению человека, обусловленных его социальным статусом. Усвоению ролей способствует социализация — приобщение индивидов к нормам и ценностям, существующим в обществе. Современное общество сформировалось постепенно, благодаря трем революциям: промышленной (отделившей политическую подсистему от экономической), демократической (отделившей социальное сообщество от политической подсистемы) и образовательной (отделившей от социального сообщества систему поддержания культурного образца). Органическая целостность и стабильность современного общества обеспечиваются на основе согласия большинства его членов с принятыми в нем базовыми ценностями. Эти и другие положения функционального подхода Парсонса оказали значительное влияние на всю современную социологию, несмотря на то, что его критиковали и продолжают критиковать за излишнюю усложненность, биологизм, преувеличение роли стабильности и интеграции в жизни общества, а также за преуменьшение роли конфликтов и личностей (с их потребностями, интересами и мотивами). Американский социолог Роберт Мертон предложил другой вариант функционального подхода. Он призвал социологов отказаться от создания общих социологических теорий и заняться разработкой теорий среднего уровня, связывающих эти общие теории с рабочими гипотезами, возникающими в ходе эмпирических исследований. Мертон понимает под функциями наблюдаемые следствия приспособления системы к среде. Он конкретизировал методологию функционального анализа и критически переосмыслил принципы (постулаты) этого подхода: 1) функциональное единство; 2) функциональную универсальность; 3) функциональную необходимость [Американская социологическая мысль, 388—399]. Согласно первому постулату, различные устойчивые социальные и культурные образования (формы) выполняют значимые для всей общественной системы позитивные задачи, способствующие ее адаптации к условиям среды, стабилизации и интеграции ее эле- [22] ментов. В свою очередь Мертон показал, что задачи могут иметь Не только позитивный характер (повышение уровня организации и интеграция элементов социокультурной системы), но и негативный (снижение уровня организации и дезинтеграция этих элементов). В первом случае эти задачи называются функциями, во вто-р0М __ дисфункциями. И первые, и вторые одинаково необходимы для обеспечения существования и развития общества. Дезорганизация и замена нежизнеспособных элементов общественной системы в такой же степени способствуют успешной ее саморегуляции и приспособлению к меняющейся внешней среде, как образование и укрепление элементов жизнеспособных. Из второго постулата следует, что все без исключения элементы общественной системы функциональны. В противовес этому Мертон доказал, что каждый элемент данной системы может быть одновременно и функциональным, и дисфункциональным. На основе третьего постулата можно было сделать вывод о том, что за каждым элементом социальной системы закреплена определенная незаменимая функция. В противоположность этому положению Мертон ввел понятие функциональных альтернатив, эквивалентов и заменителей. Он также показал, что функции одних элементов проявляются в открытой (явной) форме и осознаются людьми, а функции других — в скрытой (латентной) форме и не осознаются людьми. В отличие от Парсонса, уделявшего главное внимание изучению механизмов социальной интеграции, Мертон акцентирует внимание на исследовании деструктивных социальных явлений и процессов, обусловленных внутренними противоречиями и деформациями общественной системы. В разработанном им варианте теории аномии (понятие ввел Дюркгейм) последняя рассматривается как кризис моральных ценностей, наблюдаемый на индустриальной стадии развития общества. Под руководством Мертона были реализованы многочисленные исследовательские проекты, посвященные анализу средств массовой коммуникации в США (пресса, телевидение, радио), отклоняющегося поведения и др. Общим для разных вариантов функционализма является преимущественная ориентация на изучение объективных, внешних факторов социального действия и недооценка роли субъективных, внутренних факторов такого действия, обусловленных осознанной и неосознанной активностью людей. Изучению этих факторов были посвящены разработки представителей конструктивистского направления, к которому относятся структурализм, символический Интеракционизм и феноменология. Структурализм сложился под влиянием учения Э. Дюркгейма о социальных фактах как типах мышления и разработок шведского [23] лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913), который обратил внимание на то, что значение слов обусловлено внутренними структурами языка, а не объектами, к которым эти слова относятся. Кроме того, он обнаружил, что люди для создания значений в процессе общения используют не только устную и письменную речь, но и нелингвистические знаковые средства (например, запрещающие, разрешающие, предупреждающие и направляющие знаки на дорогах, в учреждениях и т.д.). Такой подход позволял интерпретировать не только язык, но и всю культуру как систему правил (структур), регулирующих взаимодействие людей. Основным разработчиком структуралистского подхода стал французский антрополог Леви-Стросс (р. 1908), который применил его к изучению систем родства, верований, мифов первобытных народов. При этом он полагал, что в основе социального действия людей лежит коллективное бессознательное, формирующее устойчивые структуры общения: традиции, ритуалы, речь и т.д. Структурализм в отличие от бихевиоризма и функционализма раскрыл роль внутренних факторов социального действия и показал, что последнее детерминировано не столько средой и институтами, сколько системой передаваемых от поколения к поколению символических структур. Эта методология выделяет в качестве самостоятельного элемента социального действия обыденные схемы восприятия и оценки окружающей действительности, которые складываются в процессе исторического развития^ Значительная часть человеческой жизни регулируется этими "Неосознаваемыми схемами классификации» [Шампань и др., 199], действующими в автоматическом режиме. Они не являются объектом рефлексии (размышления) и не осознаются людьми. Структуралистский подход наиболее приемлем при исследовании спонтанных компонентов политической коммуникации и культуры, однако он не позволяет изучать влияние рационального выбора и осознанной личной политической позиции индивидов на характер их политического поведения. Сим волический интеракционизм, как и структурализм, можно отнести к конструктивистскому направлению в методологии социологических исследований. Вместе с тем интеракционизм, в отличие от структурализма, акцентирует внимание социологов на изучении осознаваемых людьми (понятных им) элементов их социального действия. Основной вклад в разработку положений этой ориентации внес американский социолог Джордж Мид (1863- 1931). Как и Леви-Стросс, главным объектом своих исследований Дж. Мид сделал язык, однако он интересовался не бессознательными, а осмысленными структурами, обеспечивающими взаимопонимание и координацию поведения индивидов. Он отмечал, [24] что «язык есть просто часть некоего кооперативного процесса — ха часть, которая обеспечивает взаимное приспособление индивидов друг к другу [Американская социологическая мысль, 221]. Мид полагал, что всякое взаимодействие (interaction) людей включает обмен символами — условными обозначениями каких-либо предметов и явлений. Символический характер человеческого взаимодействия способствует развитию самосознания участвующих в нем индивидов. Это делает индивидов личностями, понимающими значение своих собственных и чужих поступков, осмысленно выполняющими различные социальные роли \ Только в процессе осмысленного общения с другими людьми человек становится самостоятельным участником социального действия. В то же время благодаря такому общению в само социальное действие вносится личностный фактор, придающий этому действию целевую или ценностную ориентацию. В процессе осознанного взаимодействия люди постоянно осмысливают и переосмысливают социальные ситуации, устанавливают и пересматривают нормы своего поведения, создают и изменяют свои представления и социальные институты. Такие преднамеренные (мотивированные) поступки людей образуют самостоятельный фактор их социального действия, имеющий не меньшее значение, чем условия их жизни, система социальных институтов и бессознательные структуры их повседневного мышления. Основные положения методологии символического интеракци-онизма сводятся к следующему: во-первых, любое человеческое действие осуществляется на основе смысла, который вкладывают в него люди; во-вторых, этот смысл возникает только в их общении; в-третьих, объяснение этого смысла возможно только на основе сходного его понимания! Символический интеракционизм имеет большое значение для изучения структуры и динамики межличностного взаимодействия. Он позволяет посредством анализа присутствующей в структуре языка саморефлексии (от лат. гейехю — отображение) участников социального действия реконструировать мотивы, которыми они руководствуются, их ориентации на определенные цели и образцы поведения (ценности). На этой основе можно выявлять те механизмы социального действия, которые помогают людям создавать и изменять порядок своей жизни и самих себя. Эти осознанные стремления (наряду с экономическими условиями, социальными институтами и нормами) в значительной степени определяют характер, направление и результаты социального действия. Для выявления этих стремлений социолог должен стать участ-иком повседневного символического взаимодействия изучаемых людей. Только таким образом можно понять «процесс интер- [25] претации, при помощи которого люди конструируют свои действия» \Блумер Г. Общество как символическая интеракция//Совре-менная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 178]. Интеракционистская методология предполагает использование методов, с помощью которых социологи могут выявлять рациональные основания поведения людей («словарь мотивов»). Феноменологическая методология акцентирует внимание социологов на изучении процедур, используемых людьми в ходе повседневного конструирования социального мира [Новые направления..., 106—110]. Этот подход в известном смысле упраздняет противопоставление бессознательных и осознанных аспектов социального действия. Он обращает внимание на технологию этого действия, включающую оба эти аспекта. В процессе восприятия, осмысления и оценивания явлений социального мира люди создают конструкции первого порядка (на уровне обыденного знания), образующие основу для разработки социологами конструкций второго порядка (на уровне научного знания) [Американская социологическая мысль, 491—494] л Социология должна сосредоточиться на «анализе рутинных процедур, посредством которых индивиды в социальном мире интерпретируют и конструируют явления, факты, события этого мира» [Новые направления..., 127]. Воспроизводство социологами конструкций первого порядка (стереотипов обыденного сознания и поведения людей) становится возможным благодаря выяснению их значения для повседневной жизни людей, поскольку «их существование имеет свой фундамент в жизни конкретных индивидов и вне этих жизней не имеет никакого эмпирического статуса» [Бергер и Лукман, 209]. По мнению сторонников феноменологического подхода, это обыденное значение невозможно измерить, его можно понять на основе включенного (участвующего) наблюдения за повседневной деятельностью людей. Феноменология рассматривает социальный мир как продукт этой деятельности. Жизненный мир (мир повседневности) человека имеет интерсубъективный характер, поскольку он возникает и постоянно изменяется в процессе взаимодействия (коммуникации) множества индивидов. Один из разработчиков феноменологической методологии Альфред Щюц (1899—1959) писал: «Мы не могли бы быть личностями не только.; для других, но даже и для самих себя, если бы не обнаруживали общей для нас и других людей среды... Эта общая среда формируется путем взаимного понимания, которое в свою очередь основывается на том, что субъекты взаимно мотивируют друг друга... Социальность конституируется как результат коммуникативных актов, в которых «я» обращается к [26] «другому», постигая его как личность, которая обращена к нему самому, причем оба понимают это» [Новые направления..., 215]. Повседневная жизнь людей включает в себя схемы типизации мотивов и целей поведения людей, которые делают возможным взаимопонимание и социальную идентификацию. Эта жизнь складывается из процессов экстернализации (объективации человеческих представлений в системе социальных институтов) и интерна-лизации (освоения этих институтов в ходе социализации). В процессе интернализации человек принимает установки и роли «значимых других», идентифицирует себя с ними при одновременной ответной идентификации с их стороны [Бергер и Лукман, 214]. Идентификация имеет коммуникативный характер. В ее процессе человек занимает определенную социальную позицию, т.е. позицию, уже занятую вышеупомянутыми «значимыми другими». Общество представляет собой социальное окружение индивида, в создании которого он соучаствует благодаря повседневной коммуникации с другими индивидами. В то же время оно постоянно формирует необходимые для этой коммуникации качества индивида. Социология должна раскрывать смысл и значение порождаемых вышеупомянутым коммуникативным процессом обьщенных типизации и разрабатывать соответствующие научные типизации, способные трансформироваться вслед за трансформациями жизненного мира людей. Это обусловливает коммуникативный характер самой социологии, превращает ее из абстрактной науки об обществе (сверхчеловеческой реальности) в науку об общественных аспектах человеческой жизни. Феноменология рассматривает общество как неотъемлемую «часть человеческого мира, как созданное людьми, ими населяемое и в свою очередь создающее людей в непрестанном историческом процессе» [Бергер и Лукман, 302]. Методологии конструктивистского типа помогают изучать субъективные аспекты социального действия, связанные с осознанной или неосознанной активностью людей, однако они недооценивают влияния на это действие его объективных условий и социальных институтов, изучению которых способствуют методологии детерминистского типа. Конструктивистские подходы обусловливают качественные («мягкие») методы социологического исследования, которые отличаются от количественных («жестких») методов, обусловленных детерминистскими подходами (подробнее об этом пойдет речь в гл. 3). Следует учитывать относительность противопоставления этих методов. Дело в том, что одни и те же методы имеют качественные и количественные варианты, например, включенное и формализованное наблюдения, фокусированное и струк- [27]
турированное интервью, контент-анализ и анализ биографии, натурный и лабораторный эксперименты. Таким образом, существует когерентность (связь) не только конструктивистских и детерминистских методологий, но и соответствующих им качественных и количественных методов исследования. Это еще раз свидетельствует о методологическом и методическом плюрализме современной социологии. Известный специалист в области методологии социологического исследования Карл М. ван Метер выделяет три специфические черты нынешнего состояния этой научной дисциплины: 1) исчезновение существенных различий между «количественными» и «качественными» методологиями; 2) «неуниверсальный» характер любых методологий, каждая из которых может доминировать в определенной области, где является наиболее адекватной; 3) ценность мультиметодного анализа для достижения стабильных результатов и налаживания взаимодействия между социологическими субдисциплинами [К. М. ван Метер. Методология социологии // Международный журнал социальных наук. 1994. № 3(6). Социология: состояние исследований. Вып. 1. С. 26].\ Обзор классических и современных подходов к социологическому исследованию различных сфер человеческой жизни убеждает в том, что в каждом из них имеются положения, которые дополняют друг друга [Гидденс, 662]. В процессе изучения факторов, субъектов, форм, технологий и результатов социального действия в сфере политики мы должны использовать эти подходы там, где они наиболее эффективны (лучше всего работают). В то же время мы обязаны учитывать, что невозможно создать некий универсальный подход, включающий в себя все остальные. Речь идет о сочетании (синтезе) подходов, а не о подчинении одному из них всех прочих или об упразднении всех ради одного. Органический синтез методологий представляет собой серьезную проблему современной теоретической социологии несмотря на ряд удачных вариантов его осуществления [Социология. Основы общей теории, 38-45]. Рассмотрим некоторые из них. Английский социолог Энтони Гидденс (р. 1938) разработал теорию структурации, позволяющую нетрадиционно интерпретировать взаимосвязь структуры и действия. Он рассматривает структуру одновременно и как условие, и как результат действия. Гидденс отмечает: «В своей деятельности и посредством этой деятельности агенты воспроизводят условия, которые делают ее возможной» [Современная социальная теория..., 41]. Под структурой Гидденс подразумевает регулярно воспроизводимые схемы («наборы отноше- [28] ний трансформации») человеческой деятельности. Эти схемы представляют собой не оторванные от самих агентов действия конструкции, а технологии (способы) действия, передающиеся от поколения к поколению. Они являются условием деятельности современного поколения и результатом деятельности предшествующих поколений. В то же время технологии, созданные современным поколением, служат условием деятельности последующих поколений. Структура — это скорее совокупность самовоспроизводящихся внутренних принципов («правил»), чем внешних условий и продуктов действия. Гидденс подчеркивает, что «анализ структурации социальных систем означает изучение способов, которыми производятся и воспроизводятся такие системы, основанные на сознательной (knowledgable) деятельности актеров, которые полагаются на правила и ресурсы во всем многообразии контекстов действия» [Современная социальная теория..., 60]. Отсюда вытекает принцип дуальности структуры, согласно которому структура рассматривается одновременно как средство и результат социальных практик, регулируемых ею (Там же, 61]. В отличие от функционализма теория структурации исходит из того, что структура не только оказывает принудительное воздействие на людей, но и дает им возможность самореализации. Люди постоянно осуществляют рефлексивный мониторинг деятельности, который помогает им отслеживать не только ход своей деятельности, но и ее физический и социальный контексты [Там же, 43]. Теория структурации Э. Гидденса соединяет достоинства детерминистских и конструктивистских методологий, позволяет избавиться от противопоставления внешних и внутренних факторов социального действия и выявить механизмы их взаимных трансформаций, Французский социолог Пьер Бурдъе (р. 1930) предложил методологию генетического структурализма, основанную на признании относительности противопоставления объективных и субъективных факторов человеческой деятельности. Он считает, что социология должна избегать и объективистского преувеличения роли условий действия, и субъективистского преувеличения роли активности агентов действия. Для объяснения закономерностей социального мира, по мнению Бурдъе, «нужно вернуться к практике, к диалектике opus operatum (результата действия) и modus operandi (способа Действия), объективированных и инкорпорированных продуктов исторической практики; структур и габитуса» [Современная социальная теория..., 17]\Донятие габитус (от лат. Habitus — навык, способность) является важнейшим в методологии Бурдъе. Он рассматривает его как «систему прочных приобретенных предрасполо- [29] женностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления»! [Там же, 18]. Габитус является продуктом истории и в то же время основой индивидуального и группового практического действия, порождающим новую историю. Он представляет собой возникшую на основе прошлого опыта систему схем восприятия, осмысления и действия, которая обеспечивает преемственность социальной практики. В этой связи заслуживает особого внимания сформулированный Бурдье принцип двойного структурирования (объективного и субъективного одновременно) социальной реальности. Объективное — это условия жизни людей, их социальный статус и траектория, субъективное — осознанные и бессознательные действия людей. Субъективное является внутренним, а объективное — внешним стимулом практической деятельности людей. Концепция габитуса способствует преодолению противопоставления «детерминизма и свободы, обусловленности средой и изобретательности, сознательного и бессознательного, индивида и общества» [Там же, 20]. Приведенные примеры методологического синтеза свидетельствуют о его возможности и плодотворности. Вместе с тем они показывают, что развитие социологии сопровождается не упрощением, а усложнением подходов к изучению социального действия.
|