Обобщая рассуждения социологов о проблемах своей науки [Гидденс, 649—656], можно утверждать, что основным вопросом социологии является вопрос обусловленности социального действия. Какие факторы оказывают на это действие преобладающее влияние: объективные или субъективные, материальные или идеальные, дифференцирующие или интегрирующие, динамические или статические? В истории социологии данные факторы зачастую рассматривали как противоположные и обособленные друг от друга причины всего происходящего в обществе. Сторонники объективизма считали, что только не зависящие от активности людей условия определяют характер и направление развития их общественной жизни. Субъективисты, в противовес объективистам, утверждали, что все в обществе порождается активными действиями
[8]
людей. Материалисты полагали, что определяющее воздействие на поведение людей оказывают техника и экономика. Идеалисты доказывали, что решающую роль в жизни людей играют их представления и ценности. Сторонники дифференциальной модели общества были убеждены в том, что для его успешного существования и развития необходимы социальные неравенство и борьба. Те социологи, которые отдавали предпочтение интегральной модели, доказывали, что для нормального течения общественной жизни важны социальное равенство и согласие {консенсус), борьба {конфликт) же имеет преходящий характер.
Одни социологи считали, что основным условием общественной жизни является сохранение стабильности ее организации {порядка). Другие утверждали, что таким условием служит поступательное изменение {прогресс) организации общества, а стабильность ведет к его деградации. От этих противопоставлений можно избавиться, если рассматривать объективное и субъективное, материальное и идеальное, дифференциацию и интеграцию, сохранение и изменение порядка в качестве не обособленных внешних причин, а дополняющих друг друга внутренних моментов социального действия [Бурдье, 17; Основы социологии, 38-41].