Государственное устройство усуней. 6 страница
Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость. Русские капиталисты использовали старое оборудование и дешевую рабочую силу. Это тормозило технический прогресс, развитие производительных сил, ставило рабочих в тяжелое положение.
64. Наука Казахстана в 19 веке. Ч.Ч. Валиханов XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П.Семенов-Тянь-Шанский, Н.А.Северцов. И.В.Мушкетов, В.В.Радлов и другие. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно-просветительские учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских просветителей во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным. Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) выдающийся просветитель, ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке. С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь. 1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен. Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее его дальнейшую судьбу- знакомство с выдающимся ученым, географом ПТТСеменовым- Тянь-Шаньским. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2-х экспедициях - одна от Алакуля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая в Кульджу с дипломатическим поручением. В 1857 г. Валиханов вновь совершаем поездку к алатауским киргизам, где записывает поэму «Манас». Новым этапом научной деятельности Чокана явилась конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 г., по результатам которой он написал свой знаменитый труд «О состоянии Алтышара или в восточных городов Китайской провинции Нан Яу (1858-1859 г г.)». Труд был высоко оценен востоковедами России. Оценивая деятельность Ч Валиханова, крупный ученый - востоковед Н.И.Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в его липе феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий...». Вариант2 Валиханов Чокан (1835–1865 гг.) Чокан Чингисович Валиханов – великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник родился в 1835 году в крепости Кушмурун недалеко от Кустаная. В 1853 году Чокан закончил обучение в кадетском корпусе и в звании корнета поступил на службу адьютантом генерал-губернатора Степного края Г. Х. Гасфорта. На службе у генерал-губернатора, Чокан изучал историю, этнографию, литературу и культуру народов Средней Азии, путешествовал по Центральному Казахстану, Жетысу, Тарбагатаю, собирал материалы и писал статьи по истории степного края, об обычаях и традициях, религии казахов. В 1856–57 годах Ч. Валиханов совершил научно-исследовательскую и этнографическую экспедицию к заилийским кыргызам и в аулы Старшего Жуза, в Кульджу, где познакомился с историей Джунгарии. В этих поездках он написал известные «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», «О жанрах казахской народной поэзии», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды» и другие работы, которые стали основой принципиально нового взгляда на казахов, их культуру и литературу. В 1858–1859 годах Чокан совершил самое главное в своей короткой жизни путешествие в Кашгар. Чокан вывез из Кашгара много интересных статистических и исторических сведений, которые были опубликованы в «Записках русского Географического общества» в виде двух статей: «Очерки Джунгарии» и «Описание Кашгара или Алтышаар». Вернувшийся из Кашгара в Омск Чокан был встречен как герой, разведавший неизвестные земли, поощрен, направлен в Санкт-Петербург, где у него состоялась встреча с царем, на которой император отметил его особые заслуги перед Отечеством.
65. Развитие просвещения. Ибрай Алтынсарин Ибрай Алтынсарин (1841-1889) – общественный деятель и педагог. Он родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Торгайской области. Алтынсарин рано потерял отца и рос в семье дяди Балкожа бия. Около трех лет своей жизни Алтынсарин посвятил разработки казахского алфавита на основе русской графики. Большую ценность представляют публицистические работы Ибрая Алтынсарина. В частности – его переписка с представителями русской интеллигенции. Существенную роль в работах Алтынсарина играет понимание им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество. Центральное место в них занимает идея "естественного развития", с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. По мнению Алтынсарина, методы царизма непродуктивны по своей сути, кроме того, они отчуждают коренное население Казахстана от русских, в то время, как тесная дружба наров лучшим образом скажется на развитии казахского народа. Также ученый выступал против полного повсеместного перехода от кочевого образа жизни к оседлому. Следует учитывать, что в некоторых степных уездах выгоднее развивать скотоводство, а у земледелия в этих районах нет будущего.Существенным элементом мировоззрения Ибрая Алтынсарина считается его ислама, которую можно изучить в его учебниках. Ученый занимал позицию просвещенного либерального ислама. Все творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа. Вариант2 Алтынсарин Ибрай (1841–1889 гг.) Выдающийся просветитель, педагог, фольклорист, этнограф. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости Николаевского уезда (нынешний Затобольский район Костанайской области). В 1857 году Ибрай Алтынсарин, окончив школу, был оставлен при Оренбургском областном начальнике в качестве переводчи Занимаясь самообразованием, Ибрай изучил произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Навои, Фирдоуси и многих других. Благодаря усилиям Алтынсарина, образование в казахской степи получило широкое распространение. По его инициативе и на собранные им средства в 1884 году волостные школы открылись в Торгае, Илецкой защите, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в 1887 году И. Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе. И. Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской графики. Кроме того, Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ. В число написанных и изданных И. Алтыисариным книг входят: «Казахская хрестоматия» в двух частях (1879), «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), и «Мактубат» («Хрестоматия»), относящаяся к 1889 году. Литературное наследие И. Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. И. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы. В своих маленьких рассказах И. Алтынсарин сумел поставить серьезные проблемы общественной жизни. В одних показаны мрачные картины дореволюционного аула («Невежество», «Отчего бывает плохо» и др.) В других («Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка») ярко выражены общественные идеология, демократизм и народность самого автора. Умер 17 июля (29 июля) 1889 года, похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа. И. Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, писателем и общественным деятелем, внесшим большой вклад в дело приобщения казахов к передовой, демократической культуре.
66. Поэт просветитель Абай Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, просветитель, основоположник письменной критической литературы. Абай стал выразителем прогрессивных идей своего времени. Он немало способствовал приобщению казахского народа к передовой русской революционно-демократической культуре. В творчестве Абая, рождённом народной поэзией, с большой силой отразились думы и устремления людей, их протест против угнетателей, косных и жестоких обычаев старины. Велик вклад Абая в казахскую поэзию. Глубоко впитав в себя древние традиции народного, акынского и эпического творчества, русской классической поэзии, Абай развивает, обогащает и обновляет казахский поэтический язык. Абай не только великий поэт. Он вошёл в историю казахской культуры крупным народным композитором, автором многих любимых народом песен. И здесь Абай выступает как новатор. Песни Абая - новое слово в казахской музыке. Они так же, как и его стихи выразили новый строй мыслей и чувств. Песни Абая испытали на себе влияние русской народной песни и городского бытового романса. В то же время они тонко выразили поэтические завоевания Абая. Для песен великого поэта характерно неразрывное единство слова и напева, музыка в них чутко следует за текстом. Музыкальное творчество Абая оказало мощное воздействие не советскую казахскую музыку (профессиональных композиторов, народное творчество). Песни Абая легли в основу многих произведений для симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, инструментальных ансамблей и др. Величественный облик Абая - в центре казахской оперы А. Жубанова, Л. Хамиди "Абай". Вариант2 Кунанбаев Абай (1845–1904 гг.) Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными демократами Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, И. Гете и Дж. Байрона. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов. Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против рабского положения женщины в долине. Выступал против социального зла и невежества. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) наполнены критикой социального положения в казахских племенах. Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии. В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие. Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»). Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод М. Петровых) стала народной. Абай Кунанбаев оказал огромное влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков.
67. Присоединение Старшего жуза к Российской империи
68. Экономическое развитие Казахстана в 19 веке Окончательное вхождение Казахстана в состав империи повлекло за собой проникновение российского и иностранного капитала, активную разработку месторождений полезных ископаемых, вывоз сельскохозяйственных продуктов, скупаемых по крайне низким ценам. Основная часть богатых хозяйств сохранила за собой пастбища, зимовки и переориентировала хозяйства на товарный лад. Большая часть кочевников-скотоводов, имевших средние по величине хозяйства, активно приспосабливалась к новым экономическим условиям и вступала в товарно-денежные отношения. Там, где позволял климат, зажиточные хозяйства пытались заниматься выращиванием зерна, часть которого также шла на продажу. Беднейшая же часть поставляла на рынок рабочие руки - это жатаки, шедшие батрачить не только в казахские, но и в русские хозяйства и карашы, жившие при богатых в качестве прислуги за одежду и пропитание. В конце века наметилась определенная приспособляемость традиционного хозяйства к изменившимся экономическим условиям. Тормозом к этому служил увеличивающийся поток колонистов-переселенцев, отчуждение лучших земель, что привело в итоге к социальной напряженности. В таких условиях казахский аул все более втягивался в орбиту торгово-денежных отношений. Зародившаяся в Х1Х и развивавшаяся в ХХ веке промышленность являлась добывающей и перерабатывающей продукты сельского хозяйства. Льготы в разработке месторождений и строительства перерабатывающих предприятий находились в руках представителей метрополии, что позволяло последней отслеживать структуру промышленного развития, не давая возможности формирования передовой индустрии. Прибыль практически полностью уходила в метрополию, роль иностранного капитала сводилась к тому же. Пищевая промышленность развивалась в основном в сельской местности: табаководство – в Семиречье, мукомольная – в Семипалатинске, винокурение – в Усть-Каменогорске, маслоделие – в Центральном и Северо-восточном Казахстане. Важной стороной экономического развития Казахстана стало строительство железных дорог, прокладка трактов. Со второй половины XIX века начала складываться финансовая система. На территорию Казахстана распространилась деятельность Государственного, Крестьянского и Дворянского банков. Их филиалы существовали в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном, поселке Коянды. Активно проникал в финансовую систему и Сибирский торговый банк. Появились биржевые организации при помощи которых осуществлялся оптовый сбыт продукции.
69. Народное творчество в 19 веке Устное народное творчество казахского народа в 19в.было представлено разнообразными жанрами. Но значительное место занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена таких акынов, как Жамбыл, Биржан, Сара, Жаяу-Муса. В своих песнях акыны обличали феодально-байские и колониальный гнет, они пели о тяжелом положении казах-ой бедноты, бесправии женщин. В Каз-н проникали русские и украинские песни. Известным собирателем песен А.В. Затаевичем в Центральном Каз-не записана русская песня "Камаринская" переложенная на каз. Лад. В развитии каз. Музыкального искусства выдающийся след оставил Курмангазы, Даулеткеркй, Ахан сери. 1) Таттимбет Казанкапулы (1815-1862)-выдающийся кюйши -композитор, один из основоположников каз. Классической домбровой музыки.19в., непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе. Сохранились 40 его кюев. Он автор кюев-раздумий. В1855г играл на домбре в Петербурге. 2)Курмангазы Сагырбайулы (1818-1889г) -гениальный кюйши-композитор, классик каз-ой инструментальной музыки. В его произведениях отразились думы о народе, верность освободительному движению. По народному преданию первый его куй "Кишкентай" был посвящен руководителю народного восстания Исатая Тайманова. "Акбай", "Адай" и др. наполнены раздумьями, верой в будущее. " Сарыарка" -воли народа к свободе, любовь к родной земле. танцевальные Кюи: "Кызыл кайын", "Балбырауын"; Сохранилось больше 60 куйев. 3)Даулеткерей Шыгайулы (1820-1887)- знаменитый куйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыки. "Кос-алка", "Кыз-Акжелкен", "Кудаша" " Топан", "Конур" 4)Биржан-сал Кожагулулы (1834-1897)-выдающийся каз. Композитор и поэт. С 20 лет стал сочинять песни, получившее популярность в степи. Одна из первых его песен -"Биржан-сал". Он своих произведениях затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, рассказывает о судьбах интересных ему современников и исторических людей. "Биржан-сал", "Айтбай", " Жанбас сипар". 5)Жаяу Мусса Байжанулы (1835-1929) - выдающийся народный композитор. Он преклонился перед творчеством Абая, посвящает ему одно из своих стихотворений. песни: " Ак сиса", " Баянауыл", "Толгау" 6)Акан сери Корамсаулы Его песни: "Кулагер", "Макпал" 7)Ыкылас Дукенулы - куйши-композитор, кобызист. Он возродил богатую музыкальную традицию кобыза. В его куях - глубокие переживания жизни: "Конур", "Камбар", " Жарим".
70. Изменения в жизни Казахстана в начале 19 веке
71. Культура Казахстана в 19 веке Развитие образования и культуры в Казахстане в 19в. Развитие казахской литературы в 20-60-х годах XIX в. было тесно связано с освободительной борьбой против колониальной экспансии России. В этот период получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события. Борьбу казахов против набегов казачьих отрядов, кокандских и хивинских феодалов. Поэма "Батыр Нияз" посвящена подвигам казахских батыров, защищавших казахские степи от набегов кокандских и хивинских феодалов. О борьбе казахов против царского колониального гнета рассказывает поэма "Бекет батыр". Поэма "Айман-Шолпан" также посвящена антиколониальной борьбе казахов под предводительством Есета Коти-барулы. Руководители освободительной борьбы казахов 1837-1847гг. стали героями эпоса "Кенесары-Наурызбай", очень популярного среди народа. Махамбет Отемисулы. Развитие Казахской литературы связано с творчеством Махамбета Отемисулы. Он родился в 1803г. в кочевом ауле Бокеевского ханства. Махамбет учился в аульной начальной школе, с юношеских лет проявлял склонность к поэзии. Стремясь удержать талантливого акына в своих руках, хан Жангир посылает его со своим сыном на учебу в Оренбург. Но он не стал дворцовым поэтом, в 1829 г. за участие в волнениях казахов был заключен в тюрьму, где просидел два года. После побега из тюрьмы поэт присоединился к Исатаю и стал одним из руководителей восстания казахов Бокеевского ханства против России. Своими песнями Махамбет призывал народ к борьбе против колониальных и ханских властей. После гибели Исатая в 1838 г. поэт продолжает вооруженную борьбу. Он ведет переговоры с хивинским ханом о совместных действиях, рассылает письма казахским родоправителям, несколько раз пытается пересечь пограничную линию, чтобы поднять на борьбу казахов Бокеевского ханства. Несмотря на тяжелую болезнь (Махамбет страдал от опухоли тазовой кости), он продолжает активную политическую и литературную деятельность. В 1846 г. по приказу полковника Айчувакова Махамбет был схвачен и зверски убит. Поэзия Махамбета подняла казахскую литературу на новую ступень. Она означала дальнейшее сближение устной поэзии с письменной литературой. Казахские поэты первой половины XIX в. Видное место в казахской поэзии занимает Шернияз Жарылгасулы (1817-1871). Он родился в бедной семье в Уильской волости (Актюбинской области). Шернияз активно участвовал в восстании Исатая, после поражения скрывался в аулах и воспевал героические подвиги Махамбета и Исатая. Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюнбай (1827-1896). Он родился в Жетысу. Красноречивый и находчивый поэт был очень популярен среди казахов, в его произведениях часто чувствовались реальность жизни, думы и мечты казахского народа. Замечательным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыкулы (1770-1856), родившийся в Абралинском крае. Свои песни он сопровождал на кобызе. Жанак побывал во многих уголках казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распространял среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны сохранением поэмы "Козы Корпеш - Баян Сулу". В первой половины XIX в. в казахской степи жили и творили поэты Есет, Абыл, Жанкиси, биографии которых нам, к сожалению, малоизвестны. Есет родился и вырос в конце XVIII в. - первой половине XIX в. в местечке Кызыл Кога, был известным бием и батыром, прославился стихотворениями на лирические и бытовые темы. Абыл (1777-1864) жил и умер в Мангистау. Он был известен как поэт-импровизатор не только среди казахов, но и среди туркмен, каракалпаков. Он сохранил и передал следующим поколениям эпическую поэму "Сорок героев Ногайлы". Музыка. В первой половине XIX в. появилась группа талантливых композиторов, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие казахского музыкального искусства. Видным деятелем казахской инструментальной музыки явился Даулеткерей Шигайулы. Сын известного султана Шигая (опекун хана Жангира) Даулеткерей родился в богатом ауле Бокеевской орды. Его творчество носит главным образом лирический характер. Высокой художественной выразительностью отличаются кюи "Жiгер", "Кoныр ею шек". Автором более 30 инструментальных произведений был другой выдающийся композитор - Курмангазы Сагырбайулы (1806-1879). Он родился в местности Жидели в Бокеевском ханстве, в семье бедного скотовода. Своими произведениями он значительно развил и обогатил казахскую инструментальную музыку. Особо популярны такие его произведения, как "Кебiк шашкан", "Балбырауын", "Сарыарка", "Юсен ашкан". Таким образом, культура казахского народа первой половины XIX в. преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем новые явления в политическом, экономическом положении и социальной структуре казахского общества оказывали заметное влияние на развитие культуры. В целом в 20-60-е годы XIX в. во всех сферах жизни казахов происходят значительное изменения, связанные с активизацией колониальной политики России, разрушаются традиционные отрасли хозяйства, социальная структура, что привело к общему кризису казахского общества. Культура Казахстана начала XIX в. характеризовалась началом проникновения русской культуры и в первую очередь русского образования, школ с обучением на русском языке. Организация школ была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности, местного русского населения, с другой, необходимостью царскому правительству готовить людей для своего административного аппарата в Казахстане. Уже в конце XVIII в. началась организация "гарнизонных школ" в прилинейных районах. В 1789 г. в Омске открылась "азиатская школа", готовившая переводчиков и писарей для местной администрации, в 1813 г. - военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус. В 1825 г. в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 г. в Оренбургский кадетский корпус. Во всех этих школах, кроме русских, обучались и дети казахской знати. Царское правительство ставило перед этими школами русификаторские цели - подготовку кадров для своего колониального аппарата. В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке, в которую также принимали главным образом детей казахской знати. В 1850г. в Оренбургской пограничной комиссии открылась школа, которая, как говорилось в ее уставе, готовила "способных людей к занятию по пограничному управлению мест письмоводителей при султанах-правителях и дистаночных начальниках в Орде, а также к исправлению и других должностей, на которые исключительно назначаются киргизы". Все эти учебные заведения, несмотря на колонизаторские цели, которые ставились перед ними царской администрацией, и очень небольшой контингент учащихся - детей русских чиновников и казахской аристократической верхушки, все же способствовали распространению русской грамотности в крае. Ш.Ш.Уалиханов. В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции является Ш. Ш. Уалиханов. Шокан (Мухаммед-Ханафия) родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтимес, на территории современного Сарыкольского района Костанайской области, в семье старшего султана Аман-Карагайского окружного приказа майора Шингиза Уалиева. В 1847 г. 12-летний Шокан был определен на учебу в Омский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири, где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. По окончании кадетского корпуса в 1853 г. он был назначен на службу при генерал-губернаторе Западной Сибири Г. Гасфорте. 1854-1857 гг. Ш. Уалиханов принимает активное участие в экспедициях по Южному Казахстану и Киргизии. В 1855 г. путешествует по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю, изучает развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывает предания, песни и сказки казахского народа. В 1856-1857 гг. Уалиханов участвует в военно-научных экспедициях по Кыргызстану, где впервые записал поэму "Манас". Дальнейшей направленности научной деятельности Ш.Уа-лиханова способствовало знакомство с П. Семеновым-Тянь-Шанским, выразившим восхищение ученым-казахом. В 1857 г. по рекомендации П. Семенова-Тянь-Шанского Ш. Уалиханов был избран в члены Русского Географического общества. В 1858-1859 гг. он совершил свое самое увлекательное и опасное путешествие в Восточный Туркестан. В конце 1859 г. Ш. Уалиханов приехал в Петербург, где ученые встретили его как отважного путешественника и исследователя. Весной 1864 г. Ш. Уалиханов принял участие в походе на Ташкент под предводительством генерала Черняева, но вскоре, недовольный его действиями, оставил отряд и вернулся в Алтын-Эмель в аул султана Тезека, где женился на его сестре Айсаре. Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его работы после возвращения на Родину были переведены на немецкий, английский, французский языки. Неоспоримым свидетельством заслуг Уалиханова стало избрание в возрасте двадцати одного года членом Русского географического общества. Ш. Уалиханов скончался в апреле 1865 г. в урочище Коген Теген, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта. М. С. Бабаджанов. В конце XIX в. в Оренбургском крае жил и работал казахский этнограф Ходжа Мухаммед-Салык Бабаджанов (1834-1893 гг.), уроженец Внутренней Орды. Окончив Оренбургский кадетский корпус в 1861 г. служил в Пограничной комиссии и вышел в отставку в 1862 г. Большой знаток истории и этнографии казахского народа, он постоянно следил за историко-этно-графической литературой по казахской тематике. С 1860 г. он начал публиковать свои труды на страницах таких газет и журналов как "Северная пчела" (Петербург), "Санкт-Петербургские ведомости", "Волга", "Деятельность", "Охота", "Записи РГО", &
|