Студопедия — Верования и обычаи древних тюрков.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Верования и обычаи древних тюрков.






Буддизм – распространяют согдийцы, кангюйцы. Влияние Буддизма с VI в., связан переход к оседлой жизни. На Юге К. и Семиречье. Чуйская долина – памятники. Подземный монастырь недалеко от Испиджаба. Несторианство в VII-VIII в. ЮГ и Семиречье. Находки – кайраки – надгробные камни с несторианскими надписями и символикой. По Шелковому пути манихейство, возникшее в Иране в III в. — синтез зороастризма и христианства. Распространяли согдийцы. Влияние в среде оседлого населения. Зороастризм, возник на территории Древнего Ирана (почитание четырех элементов).

Основой религии древних тюрок было тенгрианство, поклонение Небу. Наряду с Тенгри тюрки поклонялись божествам Иер Су и Умай. Тенгрианская космология подразделяла Вселенную на 3 сферы: подземный мир, наземный мир и небесная сфера.

Буддизм-проник в Ю.К. в 1 веке до нашей эры. Распространение- канглы, согдийцы. С 6 века тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятники буддизма- два буддийских храма в Чуйской долине, подземный монастырь в Испиджабе, бронзовые сереьряные статуэтки.

Христианство-7-8 вв. Ю.К. и Семиречье. Христианство несторианского толка.Центр- город Мерв. В Таразе и Мерке действовали христианские церкви.

Манихейство-3в н.э Распространение согдийцы. Манихейские обители найдены в городах Семиречья: Тараз- бронзовый медальон с женским изображением и с Луной.

Зороастризм- 7-6 вв. д.н.э. Почитание 4 стихий Природы. Распространение согдийцы.

Памятники- Отрар, Костобе.

Ислам- 8-9 вв. Аль-Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедер. 9-11 вв. постройка мечети в Баласагуне. Распространение мусульманских погребальных обрядов. Ранние мусульманские некрополи открыты в отрарском оазисе. 11-12вв. мавзолеи в Буранинском городище.

Язык и письменность - сер.1 тыс. складывается: булгарско-хазарская, западнотюркская и карлукская языковые группы. В 8 веке из западнотюркского направления- кимако-кыпчакская группа. 9-11 вв.-распространение арабского языка.

Первое сообщение о письменности тюрков- Менандр Протектор. Древние памятники древнетюркской письменности- Северная Монголия (р.Орхон, Толы)-каменные стелы Бильге кагану, Кюльтегину и Тоньюкоку. Впервые древнетюрксике памятники открыты на р.Енисей в 18 в. учеными Миссершмидт и Страленберг. Из – за сходства со скандинавским древнетюркское письмо называют руническим.

1889г. Ядринцев обнаружил рунический памятник в Северной Монголии. В 1893г. Вильгельм Томпсон впервые расшифровал руническую письменность тюрков, а также расшифровкой занимались- Мелиоранский. Кляшторный, Айдаров.

В Казахстане древнетюркские памятники найдены в таласской долине (5-6 вв).

Таким образом, тюркско-руническая письменность (6-4 в.д.н.э.) восходит к сакскому периоду.

 

 

24. Городская культура Южного и Юго-Восточного Казахстана в VI-XII в. Главной функцией городов VII- VIII вв. была административная. Свою независимость владетели городов подчеркивали выпуском монет. Выделяются два района формирования городской культуры. В Южном Казахстане оседло-земледельческая культура имеет древние традиции эпохи саков и кангюев. Распространяются и новые элементы городской культуры Согда, которые вошли как компонент в раннесредневековую городскую культуру Южного Казахстана. Одной из главных функций городов в Юго-Западном Семиречье была транзитная торговля. Важную роль в распространении в Юго-Западном Семиречье городской культуры играли согдийцы, которые расселялись по всей трассе Шелкового пути, в том числе, и в Семиречье. Они основали города Джамукат, Навакет, Кирмирау, Бунджикет, Семекну и способствовали распространению согдийских культурных эталонов. Однако основное население, в том числе и городское, здесь было тюркское, о чем свидетельствуют тюркские названия большинства городов, а также указания источников. Например, крупнейший город Тараз назван «как город славных и благословенных тюрок-чаруков». Процесс формирования получил название «среднеазиатско-тюркского синтеза». В большинстве могил останки человека лежат вместе с останками боевого коня. Этноним «тюрк» обычно ассоциируется в источниках с образом седока, сросшегося с конем - кентавра. Чаще всего из предметов вооружения в погребениях встречаются стрелы. Луки были составные (сложные) с костяными накладками. Торговля была одним из важнейших факторов развития городов. В городе сходились три основных направления товарообмена: между странами, между городами и округами, между городами и кочевой степью. По югу Казахстана и через Семиречье проходил Великий Шелковый путь. Один из его участков шел через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В 567 году Истеми-каган направил два посольства в Иран для налаживания торговли. Посольства успеха не имели. Тогда каган направил посольства в Византию, и был заключен торгово-политический союз. Большую роль в торговле играли согдийцы. Они производили и продавали такие товары, как шелк, серебряные изделия, цветное стекло, лекарственные и красящие вещества, ковры. Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые собирались в больших и пограничных городах - Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. О наличии денежной торговли говорят находки монет. Важным торговым центром был Тараз, о котором в источниках говорится как о «городе купцов». Крупным торговым городом Чуйской долины являлся Суяб, о котором сообщается, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы. В IX - начале XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры. Растет количество городов, они территориально расширяются, в них развиваются ремесла и торговля. В северо-восточном Семиречье (Илийская долина) появляется новый район городской культуры где в XI - XII вв. уже насчитывалось около 70 городищ, тогда как в IX-X вв. их было всего 12. Начало формирования городов относится к VIII в., в IХ – XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет рабадов - пригородной территории. В IX - XII вв. проживало в Испиджабе - 40тыс, в Отраре - 16тыс, в Таразе - 10тыс, в Баласагуне - около 10тыс, в Каялыке - 10 тыс. человек. Однако было больше городов с населением от 1 до 3 тыс. человек. Рост городов шел в IX-XII вв. более быстрыми темпами по сравнению со Средней Азией за счет оседания кочевников. Карлукам в IX в принадлежал Тараз, согласно сведениям автора Худуд аль-Алама, карлукскими считались города Кулан, Мирки, Нузкет, Кармикент, Барсхан. Центром карлукского владения был город Каялык. Жителями городов Каратау, Средней и Нижней Сырдарьи были огузы. Названия тюркских племен носили города Джикиль, Барсхан, Ягма. О городах кимаков, расположенных на побережье Алакуля и по Иртышу, пишет Ал-Идриси. Кыпчакам принадлежали города Дженд, Сыгнак, Барчкент, Кенджак-Сенгир. Наиболее крупными центрами торговли являлись Испиджаб, Кедер, Отрар и Янгикент, Тараз и Баласагун, Талгар и Каялык. В Испиджабе имелись крытые рынки и тимы - большие караван-сараи с помещениями для торговли тканями. Город Кедер в Отрарском оазисе назван источниками как «место стечения купцов». В Янгикенте существовала колония хорезмийских купцов. Важнейшим центром транзитной торговли оставался Тараз, о котором источники пишут как «о месте торговли мусульман с тюрками». Торговля, носившая характер ярмарок, велась наиболее интенсивно в пограничных с кочевым миром городах - Сауране, Янгикенте, Каялыке. В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. Чеканили монеты Испиджаб, Отрар, Будухкет, Тараз.

25. Ученые и мыслители IX-XII вв. Ходжа Ахмед Йассауи наиболее крупный проповедник ислама 11-12 вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце 14-нач.15 вв. в Туркестане («Хазрет Султан»). Он написал сборник стихов «Диван-и Хикмет». Он родился в Испиджабе (Сайрам) в кон.11 в. Большую часть жизни провел в Яссы (Туркестан). В Испиджабе он учился у имама Арыстан баба. Продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани (проповедник суфизма). Умер в 1167 г. «Диван-и Хикмет» - сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссауи выражает неприятие зла, жадности и жестокости. Выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе. Проповедует аскетизм и смирение. Также можно найти факторы культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Дает толкование 4-х позиций: 1) шариата – законы, традиции, обряды; 2) тарихата – идея суфизма; 3) хакихата – приближение объединения с богом; 4) магрифата – познание религии. Ученик и единомышленник Яссауи – Сулейман Бакыргани. Аль-Фараби родился в Отраре в 870 г. В семье военачальника. Увлекался науками, изучал персидский, греческий языки, побывал в Шаше, Самарканде, Багдаде. Здесь он основательно пополнил свои знания. Это вызвало зависть ученых-богословов, поэтому он переехал в Хорасан. Последние годы жизни провел в Аллепо и Дамаске. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», трактаты по философии, математике, логике, медицине, астрономии, физике, музыке. Ученый-энциклопедист основатель арабской философии, «второй учитель» («муаллим ассана). На его работах формировалось мировоззрение Ибн Сины, Омара Хайяма, Да Винчи, Бэкона.Махмуд Кашгари – лингвист, географ, автор «Диуани лугат ат-тюрк» (энциклопедия тюркских народов о культуре, быте, языке, этнонимах и топонимах, титулах, названиях пищи, астрономии, народном календаре, растениях, названиях месяцев и дней, городах, болезнях и лекарствах, металлах и минералах, военной, спортивной и административной терминологии, детских играх и забавах). Он родился в Барсхане, на берегу Иссык-куля.

Юсуф Баласагуни воспитывался при дворце, побывал во всех крупных научно-литературных центрах государства Караханидов. Изучил персидский, арабский и китайский языки. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская (гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом. Ахмед Иугнеки. Его единственная книга «Хибат ул-Хакайк» («подарок истины»). Родился в конце 12 в. Изучал богословие и арабский и персидский языки. Основные мысли его книги – польза знания, основы морали и человечности. В ней отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1233. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия