Восстание 1929-1931 гг. против насильственной коллективизации.
По официальным документам в период с 1929 по 1931 годы в Казахстане произошло 372 восстания крестьян, в которых участвовало примерно 80 тысяч человек. По секретным статистическим данным ОГПУ, которые были предоставлены 1 декабря 1931 году, всего в 1929 году было 54 восстания, в 1930 – 77, а, включая те, что произошли в 1931 году, всего таких восстаний было насчитано 372. Также статистика утверждает, что в 1929 году в восстаниях участвовало 351 человек в составе 31 группы, в 1930 году 85 групп и 1925 человек, в 1931 году бунтовало 3192 человек в 80 группах. За эти три года в восстаниях участвовало 5468 человек, против cоветской власти было совершено 460 попыток диверсий, против создания колхозов и совхозов, по официальным данным было совершено 127 попыток диверсий. Эти данные взяты из официальных источников. Но это неполные сведения. Официальная статистика умалчивает о свыше двух миллионов казахах, которые в период с 1929 года по 1931 годы умерли или были убиты по разным причинам, в результате голода, расстрелов, карательных операций и.т.п. На самом деле, численность восставших была гораздо больше, чем утверждается в официальной статистике. Значит, многие дела о подобных событиях умышленно замалчивались. Причина в том, что количество людей бунтовавших против советской власти было просто ошеломляющим. К тому же подобные внутренние противоречия могли значительно подпортить внешний «имидж» советского правительства. А советская власть, которая хотела внедрить идеи коммунизма по всему миру, понимала, что в первую очередь эту идею должен признать собственный народ. Именно поэтому, возникала нужда занижать количество восстаний против советской власти. Например, в декабре 1931 года Ф.И. Голощекин пишет Сталину: «Об усилении классовой борьбы говорит то, что за последние два года имело место 15 восстаний с участием 34000 человек, которые объединились в крупные банды. За два года было ликвидировано 1350 контрреволюционных группировок, арестовано 7500 человек…». Естественно, единственной причиной таких восстаний была политика советской власти. Недовольство крестьян вызвало принудительное объединение в колхозы, которое началось в 1929 году. В 1928 году Сталин подвел итоги новой экономической политики Ленина, начал первую пятилетку, тем самым приступил к реализации плановой экономики. А такие личности как Л.Д. Троцкий, которые были не согласны с подходами Сталина в этом вопросе, были смещены с политической арены. В ходе восстания в Каракуме, весной 1930 года, казахи выдвинули следующие требования: 1. Вернуть несправедливо отобранный в середине 1928 года скот; 2. Предоставить свободу вероисповедания. Вернуть мечети, не мешать религиозным обычаям; 3. Соблюдать декрет о прекращении конфискации имущества богатых, вышедший после раскулачивания крупных богачей; 4. Остановить принудительную коллективизацию. Это должно происходить на добровольной основе. 5. В казахской степи нужно прекратить разделения на классы. Нужно чтобы вопросы решались не комиссиями, а на общих собраниях аулов. 6. Налоги должны быть пропорциональными к имуществу крестьян. Те, кто не занимаются земледелием, не должны платить зерновые налоги. В письме также критикуется указ о конфискации имущества богатых. Советская власть могла, кого угодно подвести под этот класс и конфисковать все его имущество. При выполнении указа не была определена граница, разделяющая богатых и средних крестьян. В письме «От граждан, собравшихся в Каракуме», опубликованной на страницах газеты «Енбекши казах» писали: «В газете «Енбекши казах» неоднократно писали о том, что больше не допускается конфискация имущества. Однако за последние годы начали конфисковать не только богатых, но средних крестьян. Многие попали в ссылку. В казахской степи нет таких богатых, поэтому просим брать налоги только с тех, у кого есть земля. Мы никогда не отказываемся от собственных государственных обязательств. И не выступаем против правительства. Просим дать человеческие условия для жизни». На самом деле – требования по принудительной коллективизации, о свободе религии и.т.п. – не противоречат правам человека, все это были пожелания, возникшие на почве сопротивления советской колониальной политике. С теми, кто был против этой политики советская власти, беспощадно расправилась.
|