Барельефная икона святой блаженной Ксении Петербургской.
Святая Блаженная Ксения Петербургская. Нет в наши дни в России уголка, где бы имя ее не было известно. Безусловно, она одна из самых почитаемых русских святых. Так у нас любят, пожалуй, только святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского - своя она, родная. Но особым почитанием и любовью пользуется Ксения Блаженная в Петербурге - в городе, где она жила в XVIII в. и где на Смоленском кладбище сегодня она почивает. Образ святой заступницы Петербурга – Ксении Блаженной, не оставляющей нуждающихся без помощи и защиты, особенно дорог прихожанам нашего храма. Это уникальная икона, и не только потому, что скульптурные и барельефные образы - достаточно редкое явление в православной церкви. Уникальна она и тем, что таких икон вообще существует только две: первая – в нашем храме, а авторская копия – в храме Гатчинского дворца во имя Святой и Живоначальной Троицы, старостой которого и является автор иконы – художник-реставратор, резчик по дереву Владимир Дмитриевич Васильев. Как только отец Дмитрий заказал эту икону у мастера и тот приступил к работе, ему сразу стали поступать срочные заказы. Когда же все-таки удалось начать работу над иконой, она настолько полюбилась художнику, что он стал параллельно делать еще одну и предложил нашему храму авторскую копию. Но отец Дмитрий был непреклонен, сказав, что наша икона - первая. Наконец, после 4-х лет кропотливой работы икона появилась в храме Святителя Николая Чудотворца на Неве. На иконе Святая блаженная Ксения изображена в полный рост на фоне золотого света. Среди даров, принесенных Христу, первым названо золото как главный атрибут и эмблема царского достоинства Младенца, и как символ Его божественной природы. И это понятно, поскольку золото — абсолютная метафора света, а Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5). Святые же, достигшие Небесного Царства, вечно пребывают среди этого золотого света. Костюм мужа и имя его "Андрей Федорович" Блаженная носила до тех пор, пока он не истлел. Так - и в жару, и в трескучие морозы - святая томила свою плоть. Потом, опять назвавшись Ксенией, она надела холщовую красную юбку и зеленую кофту и носила их до самой кончины. На иконе в нашем храме мы видим Блаженную именно в таком виде - в красной юбке и зеленой кофте, которые по цветам напоминали военное обмундирование её любимого мужа. Правой рукой блаженная Ксения благословляет верующих, а левой опирается на посох – один из постоянных атрибутов на её иконах. Святая блаженная Ксения во всей полноте исполнила тот подвиг, который обозначен в ее имени: Ксения означает «чужестранка» или «странница». Как и тезоименитая святая, блаженная Ксения странствовала ради любви к Богу до последнего мгновения жизни своей, не имея где «главу подклонити» (Мф. 8. 20, Лк. 9. 58). На иконах Ксении Петербургской часто на заднем плане изображаются Смоленская церковь и часовня на Смоленском кладбище, которую венчает золоченый купол-луковичка. Если внимательно посмотреть на нашу икону и фотографию западного фасада часовни, то в среднем из трёх арочных остроконечных окон с распорками в виде колонн сразу можно узнать и арочное обрамление иконы. С часовней Блаженной Ксении на Смоленском кладбище связана и история освящения барельефной иконы. Когда Отец Дмитрий приехал с этим образом в часовню, там уже служили молебен, и служащий батюшка сказал ему: «Поставь ее тут, пусть постоит». Отслужили молебен. Все прикладывались к иконе. Служащий священник часовни ее освятил, и отец Дмитрий уже собирался уходить. Взял икону, а люди его не выпускают из часовни, говорят, что это их икона, и они ее никуда не отдадут. Тут же стояли и оба батюшки, которые попытались объяснить, что это икона храма Святителя Николая, её привезли освящать. Когда после долгих уговоров их отпустили, народ провожал икону до самой машины, клали с краю записочки, свечи, цветы, монеты. Когда икону уже погрузили в машину и люди стали расходиться, то увидели спешащую на костылях бабушку - уж очень ей хотелось приложиться к удивительному образу. Подойдя, она «нырнула» в багажник машины, где лежала икона, и долго не могла от нее отойти. Так нашу икону сразу полюбили, и до сих пор многие люди приезжают к нам в храм приложиться к святому образу, отслужить у неё молебен, прочитать акафист, приложиться к частичке гробницы святой блаженной Ксении, которая прикреплена в уголке иконы. Недаром могилу блаженной Ксении называют в Петербурге «всенародной приемной». В годы, когда часовня на Смоленском кладбище Васильевского острова была закрыта, люди писали записки со своими просьбами к Ксении Блаженной. Сейчас и храм, и часовня открыты, можно подать записку за здравие или за упокой, помолиться за богослужением. Но люди по-прежнему оставляют записки у стен часовни: пришлось даже поставить для этого специальный ящик. В нашем храме тоже оставляют записочки с просьбами к матушке Ксении, для которых одной из наших заботливых прихожанок сшит мешочек, висящий рядом с иконой. И ЛЮБОВЬ СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ два с лишним века отвечает на незатейливые наши записки.
|