Степной Голливуд
Казахское кино возникло после 1917 года. В начале 20 века в Казахстане работало 13 частных кинозалов в крупных городах (Семипалатинск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Акмола (Астана), Костанай, Актобе и др.). В городе Верном (Алматы) кинофильмы шли с 1910 года. Одним из первых пропагандистов кино был А. Жангельдин. В 1913 году он совершил путешествие в страны Европы и Азии и привез около 40 документальных фильмов об Испании, Индии, Китае и др. В 1925 году V съезд Советов Казахстана, проходивший в Кызылорде, был снят на пленку московскими кинолетописцами. В том же году вышел первый документальный фильм, снятый студией “Культкино”, позднее, в 1934 г., переименованной в Алма-Атинскую студию кинохроники. Первенец казахстанского кинематографа, фильм “Амангельды”, увидел свет уже в 1939 г., но настоящий расцвет будущего “Казахфильма” пришелся на суровые годы войны. Уже 15 ноября 1941 года Алма-Атинская киностудия была слита с эвакуированными в Казахстан студиями “Мосфильм” и “Ленфильм”. Так появился на свет “казахский Голливуд”, где в 1941-1945 гг. были сняты 80% всех советских художественных фильмов. Сюда приехали работать, выражаясь современным языком, мегазвезды советского кино: Эйзенштейн, Пудовкин, братья Васильевы, актеры Жаров, Черкасов, Кузнецов, Целиковская. Солнечная Алма-Ата как "фабрика грез" в эвакуации пришлась по душе киношникам: гостеприимное население, отдаленность от линии фронта, инфраструктура, горы и бесконечные степные пейзажи, природа Семиречья – все это было идеальными условиями для производства игровых фильмов. Как объяснял великий режиссер М. Ромм, Алма-Ата - это город, где 365 солнечных дней в году. Для киношника нужен свет, нужна хорошая погода. И здесь за годы войны были созданы основные фильмы, в том числе и боевые киносборники, которые с ходу шли на фронт. Алма-Ата сразу отдала кинодеятелям под жилье гостиницу и новый дом, прозванный "лауреатником", кстати, существующий до сих пор; а только что выстроенный дворец культуры превратили в павильоны киностудии. За годы войны в Алма-Ате были сняты фильмы, которые уже давно стали классикой советского кино. "Оборона Царицына", "Машенька", "Воздушный извозчик", "Актриса", "Секретарь райкома", "Парень из нашего города", "Котовский". Но главное кинодостижение Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате – это историческая драма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный". Этот шедевр мирового кино снимался с 1943 по 1945 годы. Сергей Эйзенштейн, будучи дотошным профессионалом, несмотря на сложные условия военного времени, когда экономили буквально на всем, все же сумел по-настоящему реализовать свой художественный замысел. Новый взлет ожидал “Казахфильм” в 70-е годы, когда были сняты первый среднеазиатский вестерн “Конец атамана” и остросюжетный “Транссибирский экспресс”. В это время на небосклоне казахского кино взошла новая звезда - Наталья Аринбасарова, известная актриса и мать кинорежиссера Егора Кончаловского. После эпохи застоя конца 70-х гг. на киностудии появились новые имена – сюда пришли вчерашние выпускники ВГИКа, воспитанники известного российского кинорежиссера С. Соловьева. Их студенческие короткометражки, сделанные еще в стенах ВГИКа, получали призы на самых престижных международных кинофестивалях. В 1989 году с легкой руки одного из учеников Сергея Соловьева появилось определение "казахская новая волна". Ее “первая ласточка” - знаменитый фильм "Игла", где в главной роли снялся рок-идол поколения 80-х Виктор Цой, - стал в одночасье культовым. Сегодня казахстанские кинематографисты в авангарде мировой киноиндустрии: достаточно упомянуть режиссера популярнейших "Дозоров", ныне работающего в Голливуде, Тимура Бекмамбетова, а также участие казахских продюсеров, режиссеров и актеров в съемках таких блокбастеров, как “Кочевник” и “Монгол”.
|