Изобразительное искусство
Значительную роль в зарождении классического искусства живописи в Казахстане сыграли русские художники прогрессивного направления. Жизнь и быт казахского народа XIX в. нашли отражение в рисунках и акварелях Ч. Валиханова, сосланного в Казахстан Т. Г. Шевченко. Тема Казахстана и Средней Азии была одной из главных в творчестве известного русского живописца В. В. Верещагина. Ему, автору картины “Окружающие Лепсинский край горы”, с удивительной точностью удалось передать красоту казахского края. К казахской теме также обратились и побывавшие в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П. Кошаров. Знаменитый художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на казахскую тематику. В его работах "Прогон скота", "За дровами" казахская степь изображена с большой любовью. В советское время, уже в конце 20-х и в 30-е гг., в содружестве с русскими художниками Н. Г. Хлудовым, Н. И. Крутильниковым и др. работали и первые национальные живописцы и графики, проявлявшие живой интерес к новым явлениям советской действительности, а также к историко-революционному прошлому казахского народа, - А. Кастеев, X. и К. Ходжиковы, А. Исмаилов и др. Для их творчества того периода характерны попытки освоить станковые формы, выработать национальный художественный язык. С середины 40-х и в первой половине 50-х гг. выросло профессиональное мастерство художников, дальнейшее распространение получила сюжетная картина (Исмаилов, Кастеев и др.), а также портрет и пейзаж (А. М. Черкасский, М. С. Лизогуб, Л. П. Леонтьев и др.). Со второй половины 50-х гг. значительную роль в развитии казахского искусства стали играть молодые художники, получившие образование в художественных институтах Москвы и Ленинграда. Для их творчества 60-х - начала 80-х гг. характерно стремление к передаче эмоционального состояния человека, его внутренней связи с окружающим миром, порой воплощающееся в образах обобщённо-символического звучания. Эта тенденция повлекла за собой поиски новых выразительных средств. Среди живописцев этого периода выделяются К. Т. Тельжанов, М. С. Кенбаев, А. М. Степанов, С. А. Мамбеев, Н.-Б. Нурмухаммедов, К. М. Шаяхметов, Ж. Шарденов, У. Ажиев, А. Джусупов, С. А. Айтбаев и др. В графике работают Н. С. Гаев, Р. Сахи, X. С. Абаев, А. А. Дячкин, Е. М. Сидоркин, М. М. Кисамединов и др., в станковой и монументальной скульптуре - X. И. Наурзбаев, Б. А. Тулеков, Е. Т. Мергенов, Е. А. Сергебаев, Т. С. Досмагамбетов и др. В развитии театрально-декорационного искусства значительная роль принадлежит В. В. Теляковскому, А. И. Ненашеву, А. Г. Галимбаевой, Г. М. Исмаиловой и др.
|