НОВОЕ ВРЕМЯ
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Подходы к изучению внутриличностных конфликтов СРЕДНИЕ ВЕКА Человек – объект борьбы сил добра и зла. Дьявол искушал плоть человека, Бог же обращался к его душе. Свобода воли выражалась в том, к кому обратит свои взоры человек: к дьяволу или Богу. Внутренняя жизнь человека трактовалась как борьба греха и добродетели. Такое содержание внутреннего мира давало мало простора для психологического анализа. НОВОЕ ВРЕМЯ Начинается комплексное изучение внутреннего мира человека. Сложность душевного мира – обязательная характеристика личности. Многие исследователи начинают осознавать, что конфликт находится внутри человека, что он (человек) является главным носителем конфликта. УИЛЬЯМ ДЖЕМС (1842–1910) В личности можно выделить три аспекта: «Я» – физическое (тело и связанные с ним внешние предметы); «Я» – социальное (зона общения); «Я» – духовное (сфера высших интересов личности – познания, веры и т.п.). ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856–1939) Внутренний конфликт является проявлением подвижности, динамичности душевной жизни и способствует развитию личности. Но личность может пойти как по пути раскрытия своих возможностей, так и по пути их ущемления. Человеческая психика состоит из «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «Сверх-Я» (Super-Ego): n «Оно» отвечает за удовольствия, стремится к примитивным желаниям, инстинктам, биоло-гическим побуждениям: «Хочу, и все тут!». n «Я» пытается согласовать потребности и во-зможности, желаемое и реальное. n «Сверх-Я» – принцип долженствования. При возникновении любой потребности «Оно» воскликнет «Хочу!», «Сверх-Я» будет спрашивать: «А справедливо ли это?», а «Я» начнет искать рациональный путь выхода из сложившегося положения. Чаще всего решение будет найдено автоматически. Но в критической ситуации наступает острый конфликт всех этих структур, особенно когда позиции сторон противоположны. АЛЬФРЕД АДЛЕР (1870–1937) В детстве любой человек переживает чувство неполноценности. Будущее для ребенка становится той областью, которая должна принести ему компенсацию. Процесс компенсации неполноценности Адлер считал творческой силой, способной привести личность к высоким достижениям. Пути преодоления внутриличностных конфликтов: 1) Развитие «социального чувства», соци-ального интереса. Развитое «социальное чувство» проявляется в интересной работе, нормальных межличност-ных отношениях, неразвитое – в негативных формах (преступность, алкоголизм, наркомания и т.п.). 2) Стимуляция своих способностей, достиже-ние превосходства над другими: n адекватная компенсация (совпадение пре-восходства с содержанием социального интереса); n сверхкомпенсация (гипертрофированное раз-витие способностей, имеющее эгоистический характер); n мнимая компенсация (недостаточное разви-тие способностей объясняется обстоятельствами, не зависящими от субъекта компенсации). КАРЛ ЮНГ (1875–1961) Психическая жизнь протекает в режиме конфликта сознательного и бессознательного. Любое нарушение меры в сознании должно вызвать компенсаторную деятельность бессознательного. Внутриличностный конфликт – это регресс на более низкий уровень психики, он происходит в сфере бессознательного. ЭРИХ ФРОМ (1900–1980) Человеку присущ конфликт двух стремлений: к жизни (реализуется через сексуальную энергию) и смерти (проявляется в общеприродной направленности к энтропии). Любовь к жизни он называет биофилией, а к смерти – некрофилией (общефилософский подход к термину). Некрофилия – злокачественное следствие психо-сексуального развития личности, а биофилия – как доброкачественное, нормальное. Некрофилия – это страсть делать живое неживым, разрушать во имя разрушения. Биофилия – это страстная любовь к жизни, ко всему живому. Биофил как тип личности предпочитает конструктивную деятельность охранительной. Он стремится скорее кем-то быть, чем что-то иметь. Некрофил – конфликтная, разрушенная личность, в психике которой сочетаются неожиданные черты. Основные проявления некрофила: — сны мрачного содержания; — деструктивные действия; — культ насилия; — интерес к темам смерти, болезни, похорон, поминок, кладбища; — чопорность и холодность в общении, безжизненность и отчужденность в манерах; — сосредоточенность на прошлом, на проблемах имуще-ства; — склонность к неярким темным тонам и дурным запахам, неспособность смеяться; — активное употребление слов, связанных с темой разру-шения, нечистот; — пристрастие к чистоте в жилье, граничащей со стериль-ностью; — преклонение перед техникой, скоростью, мощью, поряд-ком, тотальным контролем; — наклонность манипулировать человеком как автоматом, как вещью. ИНТЕРАКЦИОНИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЖОРДЖ МИД (1863–1931) ЧАРЛЗ КУЛИ (1864–1929) Человек получает свою личную определенность через взаимодействие с другими в группе. Личность выступает, прежде всего, как система ролей, которые человек исполняет в группах разной степени общности. ИНТЕРАКЦИОНИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ n Каждая роль имеет свое содержание: шаблон действий, реакций на поступки других членов группы, конкретные навыки и умения. Но саму личность под шаблон подвести нельзя. n Через роли человек реализует себя. n Личность может соотнести логику своего поведения с логикой социальных норм и ожиданий. Именно здесь кроется источник внутриличностного конфликта. n В определенных ситуациях личность может столкнуться с тем, что ее потребности приводят «разыгрывание» ролей к противоречию. Возникает ролевой конфликт – столкновение между несочетающимися ролями. ТЕОРИЯ ЗЕРКАЛЬНОГО «Я» Реакции и установки окружающих влияют на самоопределение личности. «Я»-концепция – система организованных действий человека по отношению к самому себе. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представления человека о самом себе. А эти представления складываются на основе последовательного обращения с ним окружающих. Каждая «Я»-концепция определяется степенью интегрированности ее элементов – ролей. С «Я»-концепцией соотносятся другие модели: n «наличное» «Я» (каким я себя вижу сейчас); n динамичное «Я» (каким я посильно стремлюсь стать); n возможное «Я» (каким я могу, а может быть, имею несчастье стать); n идеализированное «Я» (каким приятно себя видеть); n фантастическое «Я» (верх возможного). Чем идеальнее представление о «Я», тем менее оно реалистично, тем труднее его достигнуть. Но соотнесение улучшенного и реального «Я» задает вектор поведения для личности. Личность выстраивает свое поведение с учетом возможного своего совершенствования, равно как и опасности стать хуже. КУРТ ЛЕВИН (1890–1947) Психическая деятельность человека реализуется в поле взаимодействия внутренних тенденций, имеющих разную силу. Внутриличностный конфликт есть ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. Индивид должен сделать выбор между: n положительной и положительной тенденциями; n между положительной и отрицательной тенденциями; n между отрицательной и отрицательной тенденциями. Личность ориентируется не только на решение непосредственной задачи (реальная цель), но и на утверждение себя в целом (идеальная цель). Нормальное развитие личности связано с пониманием различия реальной и идеальной цели. Правильная реакция на конкретные результаты помогает избегать ситуации, когда идеальная цель как бы отменяет реальную. У. Джемс предложил оригинальную формулу человеческого самоуважения:
Снизив уровень притязаний после неудачи, личность может реалистично посмотреть и на свою идеальную цель. Стремиться к ней следует через реальную работу. Тогда любой успех будет укреплять то, что называется потребностью достижения. Успех личности зависит от ее готовности к росту. Рост, в свою очередь, происходит с помощью подвижности уровня притязаний. Подвижность же уровня притязаний происходит через деятельный и реалистический подход от одной самооценки к другой в соответствии с действительными успехами.
|