Для истории землевладения и феодальных порядков в России большое значение имеют жалованные не-судимые грамоты.
В таких грамотах монастырям и феодалам подтверждаются особые права в принадлежавших им вотчинах. Каждый феодал старался заполучить подобную грамоту, чтобы жить «в тарханех». Таким заимствованным тюрским словом обозначали феодальные права, освобождавшие вотчины от княжеских податей и повинностей. Жалованные грамоты XIV—XVII вв. имеют крупное значение как исторический источник. В них рисуются феодальные порядки земельных вотчин северо-восточной Руси, пользовавшихся иммунитетом. Это документы очень распространенные. Онп давались не только крупным феодалам и монастырям, но и отдельным волостям, селам и слободкам. Таковы грамоты рыболовам в Переяславле Залесском, бобровникам в Дмитровском уезде и т. д. Жалованные грамоты передавали в руки пожалованных иммунитетные права в их вотчинах обычно с оговоркой об изъятии дел об убийствах («опроче душегубства») и кражах с поличным (когда украденная вещь оказывалась «на лицо» у вора) из судебной компетенции феодала. Разбирательство таких дел производили княжеские люди. Крестьяне освобождались от подводной повинности и платежа торговых пошлин: «Ни к дворским, ни к сотским не тянут, ни в какие проторы ни в розметы». Фактически это освобождение от княжескпх податей обозначало не освобождение самих крестьян от повинностей, а передачу их под власть феодала-вотчинника. Крупные феодалы, в особенности монастыри, получив такие права, делались феодальными владыками над населением своих вотчин. Крестьян судили тиуны и слуги феодала, а в случае споров с крестьянами, жившими вне вотчины, находившейся в тарханах, создавался особый «сместный суд» из представителей заинтересованных сторон.