Классификация кукол
Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов (рождение, свадьба, уход к предкам).
Так, в середине XIX века в Орловской и Костромской губерниях бытовал обряд «кувады». Магия этого обряда была связана с таинством рождения ребёнка. По представлениям наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения зачастую ассоциировался с чем-то греховным и нечистым, а в родовых муках видели вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных роженицу и младенца. Рожала обычно женщина в бане, чтобы не привадить к жилому дому нечистую силу в избу. Мужчине – отцу ребёнка – отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти-то обряды и называются «кувада». В предбанник выставляли лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (яйцо у славян издревле считалось первоосновой жизни и являло собою образ Вселенной). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозлённые духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивали обрядовые куклы. Верили, что злые духи вселялись. В эти первые попавшиеся им на глаза неодушевлённые образы людей. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спелёнатую куклу. Чтобы надёжнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю (до крещения младенца в церкви) пролёживали в постели с тряпичной куклой. После родов во время обряда очищения куклу сжигали. До рождения ребенка Куватки-закрутки согревали колыбель. Сходные обряды мы наблюдаем у многих народов Европы и Азии. Нередко мужчина непосредственно имитирует роды, изображая роженицу. Поскольку глаза воспринимались не только как зеркало, но и как «ворота» души, местами считали, что дух, вошедший в куклу, не мог потом из неё выйти. Во время свадьбы невесте клали на колени куклу «Пеленашку», под постель – «Закрутку». После свадьбы молодым дарили «Зольную» куклу и куклу «Богатство» или «Вепсскую». На девичнике подруги дарили невесте «Десятиручку» и «Утешительницу» из подола материнского платья. О куклах погребального обряда пойдёт речь в разделе «Заместительные куклы». О календарных куклах рассказано в различных разделах. Однако не все обряды можно вписать в такую классификацию. Например, вызывание дождя. Это особые обрядовые действия, относящиеся к погодной магии, которые нельзя назвать ни календарными (хотя проводят их, естественно, в определённое время года), ни семейными (хотя нередко в них участвуют члены одной семьи). Обрядовые куклы разделяются по функциям, используют их в области продуцирующей, защитной, очистительной, бытовой магии. Соответственно, можно говорить о существовании продуцирующих, защитных, мстительных и бытовых тряпичных кукол. Существовали тряпичные куклы, которые делали по злому умыслу, но их автор не рассматривает. Продуцирующая магия кукол Кукла «Зерновушка» Для того чтобы в доме сытно и богато было, делали куклу «Зерновушку» («Зернушку», «Крупеничку»). Её изготавливали после сбора урожая. В основе такой куклы был мешочек с зёрнами, собранными с поля. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы. Ставили куклу и на ларь с мукой. Первые горсти отборного зерна для посева брали именно из «зерновушки». После уборочной страды куклу-мешочек опять наполняли зерном нового урожая. Считалось также, что эта кукла поможет женщине стать матерью. Кукла «Богатство, плодородие» Она представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями. В Воронежской губернии такую композицию преподносили молодожёнам в качестве подарка. Кукла «Десятиручка» Кукла «Десятиручка» была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома был порядок и достаток. «Десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина всё успевала, и всё у неё ладилось. Куклу-хлопотунью с десятью руками дарили женщинам на «Филипповку» (Филипповский пост начинается 27ноября) им, в качестве пожелания везде успеть, всё сделать. Такую куклу называли ещё Расщеперённой или Расщепухой. В этом случае её делали из мочала или из соломы. Кукла «Домашняя Масленица» Эта кукла бытовала в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. «Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в дом. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.
|