Зольная» кукла
«Зольную» куклу дарили молодым на свадьбе вплоть до 30-х годов прошлого столетия. Это древний символ продолжения рода, посредник между тем и этим мирами. Зольная кукла воплощала собой дух предков, обращённый к потомкам. Зола издавна символизировала домашний, а изначально родовой очаг. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства. Существовали также специальные тряпичные куклы, в основе которых было берёзовое полено, применяемое в свадебных обрядах. Согласно требованиям продуцирующей домашней магии, их клали новобрачной на колени, чтобы к женщине приходила материнская сила. По случаю предстоящей свадьбы в Сибири изготавливали особые свадебные куклы. Их шила мать невесты. До свадьбы молодые не должны были видеть приготовленных для них кукол. Во время свадебной церемонии мать невесты отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их молодожёнам с пожеланием благополучия и чадородия молодой семье. Большая кукла оставалась в её доме. Кукла «Андропушка» После уборки зерновых хоронят в земле куклу из соломы, одетую в мужскую одежду, как бы консервируя плодородную силу земли, которой предстоит воскреснуть грядущей весной. Плодородная сила земли здесь предстаёт в мужском образе, что однозначно указывает на древность представления. Защитная магия кукол «Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясовиц». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы. В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали. Известны и другие варианты изготовления серий защитных кукол. Например, перед самыми родами женщина изготавливала тринадцать маленьких куколок для защиты своего ребёнка. Они висели в хате у трубы, и если ребёнок заболевал, то мать договаривалась с одной из кукол о содействии в выздоровлении. Прося о помощи, женщина говорила, что если кукла не поможет, то она выставит её за порог, где холодно и голодно. Кукла «Пеленашка» При рождении ребёнка в родильном обряде «Кубатка» применяли куклу «Пеленашку». Желая отвести беду от новорождённого и роженицы, ребёнка сразу же после рождения прятали в хлеву или в чулане. В это время муж переодевался в платье жены и занимал её место в постели. К стонущему мужу подкладывали спеленатую куклу. Считалось, что так можно отвести опасность от роженицы и малыша. Кукла «Столбушка» Аналогично «Пеленашке» в родильном обряде «Кубатка» использовали тряпичную куклу «Столбушку». Для отвода глаз злым духам её подкладывали взамен младенца стонущему мужу роженицы.
|