Европейская цивилизация XIX века. Типологические черты
Европейская цивилизация действительно уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. [ 1 ] Европейская цивилизация развивалась неравномерно. Прогрессивный тип развития требует, как прорва, постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов. [ 2 ] Еслиевропейская цивилизация ничем не выше всякой другой, если полное приобщение к чужой культуре невозможно и если стремление к полной европеизации сулит всем перомаио-германским народам самую жалкую и трагическую участь, то, очевидно, что с европеизацией этим народам нужно бороться изо всех сил. Здесь в общем виде было выражено настроение, которое в наше время наиболее отчетливо проявляется в исламском фундаментализме. [ 3 ] Отождествлениеевропейской цивилизации со всемирной основано на ошибочной точке зрения, благодаря которой лишь одна цивилизация рассматривается как прогрессивная и созидательная в противовес остальным, статическим и несозидательным. Столь же сомнительно разделение истории на древнюю, средневековую и новую. Падение Римской империи в 476 г. н.э. событие, ознаменовавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая, Индии и остальной части человечества. [ 4 ] Изевропейской цивилизации, по мнению Камиля, за образец нужно взять рынок и парламентскую систему как передовые достижения. Исламский проект, содержащий общие основы, может иметь страновые и региональные отличия. Идея существования региональных исламских проектов, выдвинутая Камилем, вступает в противоречие с классическим фундаментализмом. Здесь предпринята попытка совместить несовместимое: соединить исключительность исламской идеи, опирающейся на божье откровение, с возможностью национальных моделей и даже возможностью ее совершенствования путем обращения к евро-христианской идее. [ 5 ] Опыт развитияевропейской цивилизации, к которой принадлежит Россия, убедительно показал, что преобладание распределительных функций государства и пренебрежение к личной инициативе ведут к экономическому застою, политической апатии и гражданскому безразличию. [ 6 ] Культурной базойевропейской цивилизации является античность. [ 7 ] Решающую всемирно-историческую роль в спасенииевропейской цивилизации от монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. [ 8 ] Франция имеет Париж - город, в которомевропейская цивилизация достигла своего высшего расцвета, в котором сходятся нервные нити всей европейской истории и из которого через определенные промежутки времени исходят электрические разряды, потрясающие весь мир: город, население которого сочетает в себе, как никакой другой народ, страсть к наслаждениям со страстью к историческому действию, жители которого умеют жить, как самые утонченные эпикурейцы Афин, и умирать, как самые бесстрашные спартанцы, воплощая в себе одновременно и Алкивиада и Леонида, - город, который в самом деле, как выразился Луи Блан, есть сердце и мозг мира. [ 9 ] Древнерусское общество демонстрировало тенденции, характерные для становлениясовременной европейской цивилизации. [ 10 ] Первая работа, напрямую связавшая генезис рыночного Кфанйства со спецификойевропейской цивилизации, с уникальностью Протестантской ментальное, остро поставила вопрос о традиционализ - М жизни на Востоке, о невозможности в связи с этим быстрой капитали-ш-к ской модернизации. [ 11 ] Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального развитияевропейской цивилизации. [ 12 ] Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в руслеевропейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. [ 13 ] Конец XIX века действительно стал концом века в смысле конца определенного этапа развитияевропейской цивилизации и начала нового этапа. Проблематичность человеческого существования увеличилась в связи с 1) монополизацией1 капитализма, бюрократической централизацией управления обществом, появлением и ростом гигантских аппаратов управления обществом, в которых теряется одинокий человек;) ростом рабочего движения (XIX век прошел под знаком растущего влияния на все сферы жизни общества борьбы класса наемных рабочих - пролетариев за расширение своих экономических и политических прав
|