Цветоделительная и градационная стадии
Цветоделение (анализ цвета) — разделение излучений объекта съемки на три основных зональных (красный, зеленый, синий) потока. В цветной фотографии на многослойных материалах процесс цветоделения достигается путем нанесения на общую основу трех эмульсионных слоев, каждый из которых обладает избирательной спектральной чувствительностью к одному из основных потоков. Градационная стадия — выявление относительных количеств зональных потоков и образование в экспонированных фотослоях трех частичных изображений, оптические плотности которых пропорциональны интенсивности действующего на этот участок света. Для каждого отдельного слоя эта стадия аналогична градационной стадии получения черно-белого изображения.
Р и с. 1.13. Принципиальная схема строения 1 – синечувствительный слой с желтой компонентой;
В многослойных цветных материалах изображение в каждом слое строится из красителей. Так как в цветной фотографии принят субтрактивный синтез, то цвет красителя в слое — дополнительный к цвету, к которому чувствителен этот слой: в синечувствительном слое изображение из желтого красителя, в зеленочувствительном — из пурпурного, в красночувствительном из голубого. (Более подробно о выборе цвета изображения см. разд. 3.1.) Описанные методы осуществления цветоделительной и градационной стадий используются во всех типах многослойных цветных фотоматериалов; негативных, позитивных, и обращаемых пленках, цветных фотобумагах и др. Благодаря этому у всех цветных фотоматериалов, независимо от назначения, одна и та же принципиальная схема строения — рис. 1.15. (Подчеркнем — принципиальная схема. У реальных фотоматериалов строение как правило более сложное.
1.4.2.2. Схема воспроизведения цветного изображения на На рис. 1.16 показан процесс цветоделения при съемке (печати) на цветной фотоматериал. Для удобства в качестве объекта съемки 2 выбрана таблица, включающая первичные и дополнительные к ним цвета, а также белый и черный. Объект съемки освещается источником 1 белого (или близкого к нему) света, который, как мы знаем, можно рассматривать как сумму трех цветоделенных потоков — синего, зеленого и красного. Каждый участок (деталь) объекта съемки поглощает и отражает (или пропускает) различные сочетания цветоделенных потоков, в соответствии с окраской. Отраженные от объекта съемки (прошедшие через объект) лучи света попадают на соответствующие участки фотоматериала. Каждый зональный световой поток оказывает воздействие только на тот фотослой, который к этому свету чувствителен. Участок оригинала черного цвета поглощает все три составляющие белого света, на соответствующем ему участке фотоматериала ни один из фотослоев не подвергается действию света (не будет засвечен). На участок, соответствующий белому полю оригинала, воздействуют все три составляющие белого света — все три светочувствительных слоя будут засвечены. Каждый участок оригинала, окрашенный в один из первичных (синий, зеленый или красный) цветов пропускает одну (в цвет которой окрашен) и задерживает две других составляющих белого света. На участке фотоматериала будет засвечен только один слой, у которого спектральная чувствительность совпадает с цветом поля оригинала. Голубой, пурпурный и желтый участки оригинала поглощают по одной и пропускают по две составляющие белого цвета. При экспонировании на участке фотоматериала, соответствующем голубому полю оригинала, будут засвечены два слоя — сине- и зеленочувствительный, соответствующем пурпурному — сине- и красночувствительный, соответствующем желтому — зелено- и красночувствительный. Собственно, процесс цветоделения этим исчерпывается и по описанной схеме осуществляется на всех видах цветных фотоматериалов. Различие в назначении (негативно-позитивные или обращаемые) определяет то, какой эффект в фотослое вызывает воздействие на него света. В слоях негативно-позитивных материалов количество образовавшегося красителя прямо пропорционально действию света — чем интенсивнее свет, тем больше красителя. Там, где свет не действовал, краситель не образуется. У обращаемых материалов, наоборот, количество образующегося красителя обратно пропорционально действию света—-.чем интенсивнее свет, тем меньше красителя. Там, где свет не действовал, максимальное количество красителя, там где действовал свет достаточно большой интенсивности, красителя нет. Схема воспроизведения цветного изображения в процессе с обращением. В свете изложенного выше в п. 1.4.2.2 рассмотрим рис. 1.17. На участке обращаемого материала, соответствующем черному полю оригинала, свет не действовал ни на один из светочувствительных слоев — во всех трех слоях образуются красители (естественно, как и везде дальше, после химико-фотографической обработки), на участке, соответствующем белому полю, наоборот, во всех трех слоях красителей не будет. Свет синего, зеленого и красного цветов засвечивает один слой — красители образуются в двух незасвеченных. На участке, где действовал свет от синего поля, будет засвечен синечувствительный слой, а в двух других образуются: в зеленочувствительном пурпурный и в красночувствительном голубой красители.,Там, где действовал зеленый свет и засветил зеленочувствительный слой, образуются красители: желтый в синечувствительном слое и голубой в красночувствительном. Там, где действовал красный, образуются желтый и пурпурный красители. На участках, соответствующих голубому, пурпурному и желтому полям объекта, засвечиваются по два светочувствительных слоя (смотри схему цветоделения) — краситель образуется в одном — незасвеченном. Голубой свет засвечивает сине- и зеленочувствительные слои — в незасвеченном красночувствительном слое образуется голубой краситель. Пурпурный свет засвечивает сине- и красночувствительные слои — в незасвеченном зеленочувствительном образуется пурпурный краситель. Аналогично желтый свет вызывает образование желтого красителя. Полученное на фотоматериале распределение красителей (цветное обращенное изображение) позволяет воспроизвести, репродуцировать объект съемки, т.е. при рассматривании цвета соответствующих участков оригинала и изображения совпадают. Для рассматривания полученного обращенного фотографического изображения, его освещают белым светом. Каждый участок изображения поглощает некоторые составляющие света, в зависимости от, цвета образовавшихся на этом участке красителей. Оставшиеся зональные световые потоки (прошедшие через прозрачный диапозитив или отраженные от фотобумажного отпечатка) попадают на сетчатку глаза и вызывают ощущение определенного цвета (рис. 1.18). Напомним, что фотографическое изображение построено из красителей: голубой пропускает синие и зеленые световые потоки и задерживает красный; пурпурный пропускает синий и красный, задерживает зеленый; желтый пропускает зеленый и красный, задерживает синий. На участке изображения, соответствующем черному полю оригинала, образовавшиеся во всех слоях красители не пропустят ни одного из зональных световых потоков (каждый из трех красителей задержит один из трех потоков). На сетчатку глаза свет не поступит — это воспринимается как черный цвет. Там где действовал белый свет, красителей не образовалось. Свет, освещающий изображение, пройдет беспрепятственно. На сетчатку будут воздействовать все три зональных световых потока — это даст ощущение белого цвета. Участки изображения, соответствующие синему, зеленому и красному петлям оригинала, содержат по два красителя, каждый из которых поглощает одну из составляющих белого света. При рассмотрении этого участка на глаз будет воздействовать только одна (непоглощенная) составляющая..Например, там где действовал свет от красного поля, желтый краситель поглотит синий, а пурпурный — зеленый световой поток. Оставшийся красный вызовет у зрителя ощущение красного цвета. Восприятие синего и зеленого — по аналогичной схеме. На участке изображения, соответствующем голубому полю оригинала, образовался голубой краситель, соответствующем пурпурному—пурпурный, желтому — желтый. Цвета всех участков совпадают с оригиналом. Схема воспроизведения цветного изображения в негативно-позитивном процессе. Цветоделительные стадии у обоих процессов полностью совпадают, но эффекты воздействия света на светочувствительный слой различны, У. негативных и позитивных материалов количество образовавшегося в слое красителя прямо пропорционально действию света (см. п. 2.1.1.2). Исходя из этого правила и общей схемы цветоделения (рис. 1.17), легко определить цвет участков негативного изображения, (рис. 1.19). Участок изображения, соответствующий черному полю объекта, будет иметь белый цвет. И наоборот, белому участку объекта соответствует черный участок изображения. Каждому из первичных цветов оригинала — синему, зеленому и красному — на негативе соответствует дополнительный к нему цвет субтрактивного синтеза — желтый, пурпурный, голубой. И наоборот, каждому из цветов субтрактивного синтеза оригинала — голубому, пурпурному, желтому — соответствует дополнительный к нему один из первичных цветов — красный, зеленый, синий (рис. 1.20 на цветной вклейке). Как видим, цветное негативное фотографическое изображение воспроизводит объект съемки в дополнительных цветах (белый и черный можно условно считать парой дополнительных цветов). Зритель, естественно, не увидит на нем соответствия цветам оригинала. Да это и не нужно: негатив предназначен не для рассматривания, а для печати с него цветного позитивного изображения (копирования). Поскольку цветной позитивный фотоматериал устроен в принципе так же, как и негативный, то мы можем рассматривать процесс печати, как съемку, в которой объектом является негатив (рис. 1.21). Тогда на позитивном материале после съемки и обработки мы получим негативное изображение негатива — позитив. Цвет участка позитивного изображения («дополнительный к дополнительному») будет совпадать с цветом соответствующего участка оригинала.
|