Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Баланс контрастности





Баланс контрастности Бк характеризует степень соответствия (сбалансированности) контрастности светочувствительных слоев цветных фотоматериалов, т.е. способность материала правильно воспроизводить цвета одинаково окрашенных, но различных по яркости участков объекта съемки. Численно этот показатель выражается как разность наибольшего и наименьшего частичных коэффициентов контрастности.

Если при испытаниях определяют не коэффициенты контрастности, а градиенты, то баланс контрастности. численно выражают разностью наибольшего и наименьшего частичных градиентов.

 

 

Рис. 4.16. Характеристические кривые цветного фоматериала, разбалансированного по контрастности:

1 — синечувствительный слой, 2 — зеленочувствительный слой, 3 — красночувствительный слой; в тенях (левее точки А) преобладает сине-фиолетовый тон, в светах (правее точки А) – желто-оранжевый

 

Фотоматериалы, заметно разбалансированные по контрастности, дают искаженное по цвету изображение, у которого преобладающие тона в тенях и светах не совпадают – см. рис. 4.16 и 4.17. Исправить такие искажения цветопередачи невозможно ни при съемке, ни при печати. При корректировке цвета или при использовании компенсационных фильтров мы «сдвигаем» характеристические кривые отдельных слоев вдоль оси логарифмов экспозиций, но не можем изменить их наклон.

В отношении этого показателя к цветным фотоматериалам предъявляются особенно высокие требования — отклонения баланса контрастности не должны превышать следующих значений:

 

Для негативнык пленок 0,1 — 0,12

» позитивных» 0,3 — 0,4

» обращаемых» 0,3

» фотобумаг 0,5

 

 

4.1.8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
ОБРАЩАЕМЫХ ФОТОМАТЕРИАЛОВ

У обращаемых фотоматериалов фотографический эффект обратно пропорционален действию света — чем оно больше, тем меньше оптическая плотность фотографического изображения. Поэтому характеристические кривые обращаемых фотоматериалов — зеркальное отражение кривых негативно-позитивных (рис. 4.18).

Принципы, которые заложены в основу определения фотографических свойств обращаемых материалов, такие же, как и для негативно-позитивных. Различия только в выборе критериев и некоторых частных деталях.

 

Рис. 4.18. Характеристическая кривая элементарного слоя цветного обращаемого фотоматериала

 

Для обращаемыхматериалов:

минимальная оптическая плотность Dмин – оптическая плотность участка, экспонированного таким образом, что дальнейшее увеличение экспозиции не вызовет ее уменьшения;

оптическая плотность нулевого фона D00 определяется плотностью неэкспонированного образца, подвергнутого полной химико-фотографической обработке, но без проявляющих веществ в черно-белом и цветном проявителях;

оптическая плотность вуали D0 определяется разностью между минимальной плотностью и плотностью нулевого фона;

максимальная оптическая плотность Dмакс — оптическая плотность неэкспонированного участка образца, подвергнутого полной химико-фотографической обработке.

Все эти показатели измеряются за светофильтрами (так же, как и для негативных пленок).

Основное требование к определению светочувствительности обращаемых пленок: значение светочувствительности для них должно совпадать с этим показателем негативных пленок, т.е. у негативного и обращаемого фотоматериалов с одинаковой светочувствительностью при одних и тех же условиях съемки должна быть и одинаковая экспозиция.

В сенситометрической системе, принятой в СССР, частичная светочувствительность элементарных слоев цветных обращаемых пленок вычисляется по формуле

 

S = K/Hкр = 10/Hкр

 

где К — постоянный коэффициент, равный 10; Нкр — экспозиция, соответствующая точке характеристической кривой с оптической плотностью, которая на величину Dкр = 0,9 (критерий светочувствительности) превышает минимальную оптическую плотность Dмин.

 

Общую светочувствительность обращаемых пленок определяют значением наибольшей частичной светочувствительности.

Контрастность обращаемых материалов оценивается теми же показателями, что и у негативно-позитивных материалов — коэффициентом контрастности или средними градиентами. Их значение (так же, как и для негативно-позитивных пленок) находится как отношение приращения оптической плотности к интервалу логарифмов экспозиций для выбранных участков характеристической кривой.

Общий коэффициент контрастности и общие средние градиенты определяются как наибольшие частичные, относящиеся к зелено- и красночувствительным слоям.

Фотографическая широта (для отдельных слоев и общая), баланс светочувствительности и баланс контрастности обращаемых пленок находятся так же, как для негативных.

 

 

4.1.9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
ЦВЕТНЫХ ФОТОБУМАГ

Для оценки свойств цветных фотобумаг используются, в основном, те же показатели, что и для характеристик цветных кинофотопленок. Методы испытания — сенситометрия цветных фотобумаг — также в целом аналогичны сенситометрии пленок. Основное различие заключается в том, что оптические плотности цветных фотобумаг измеряются в отраженном свете.

Экспонирование цветных фотобумаг в сенситометрах проводят светом с цветовой температурой 3200 К через ступенчатый сенситометрический клин с константой 0,15.

При испытании фотобумаг, предназначенных для печати с маскированных негативных пленок, на пути света дополнительно устанавливают фильтр-маску, спектральные оптические плотности которой соответствуют плотностям маскирующих компонент, используемых в отечественных пленках.

Минимальную Dмин и максимальную Dмакс оптическую плотность, оптическую плотность вуали Dо и нулевого фона D00 цветных фотобумаг определяют так же, как у негативных и позитивных пленок.

Светочувствительность каждого эмульсионного слоя (частичную светочувствительность) вычисляют по формуле

 

S = K/Hкр = 100/Hкр

 

где К — постоянный коэффициент, равный 100; Hкр — экспозиция, соответствующая точке характеристической кривой, оптическая плотность которой на Dкр = 1,0 (критерий светочувствительности) превышает минимальную оптическую плотность Dмин.

 

Рис. 4.19. Схема определения cредних градиентов элементарных слоев цветных фотобумаг

 

Контрастность каждого светочувствительного слоя цветных фотобумаг, оценивают, двумя частичными средними градиентами. Для их вычисления на характеристической кривой элементарного слоя находят три точки А, В и С (рис. 4.19) со следующими значениями оптической плотности:

 

DA = Dмин + 0,2; DB = Dмин + 0,6; DC = Dмин + 1,7

 

Если максимальная оптическая плотность светочувствительного слоя меньше Dмин + 1,7 (например,у тисненых фотобумаг), то точку С находят на продолжении прямолинейного участка характеристической кривой.

Экспозиции, соответствующие этим точкам, обозначают НА, НB, НC.

Первый частичный градиент ḡ1 каждого слоя вычисляют по формуле

 

1 = ____ 0,4 ____
lgHB – lgHA

 

Его значение характеризует способность фотобумаги передавать светлые детали изображения (в светах), имеющие на отпечатке небольшие оптические плотности.

Для вычисления второго частичного среднего градиента ḡ2 каждого слоя пользуются формулой

 

2 = ____ 1,1 ____
lgHC – lgHB

 

За общие первый и второй средние градиенты принимают значения соответствующих частных средних градиентов для зеленочувствительного слоя. Баланс средних градиентов Бḡ1 и Бḡ2 определяют как разность наибольшего и наименьшего значений частичных средних градиентов.

Баланс светочувствительности цветных фотобумаг так же, как и у цветных пленок, определяется отношением наибольшего значения частичной светочувствительности к наименьшей. Однако этим показателем пользуются редко. В большинстве случаев применяют другой показатель — балансные фильтры. Это характеристика степени сбалансированности светочувствительных слоев цветных фотобумаг, выражаемая значениями плотности корректирующих светофильтров (см. п. 7.2.3.1), которые требуются для получения на данной фотобумаге нейтрально-серого изображения сенситометрического клина при экспозиции светом с цветовой температурой 3200 К и строгом соблюдении стандартного режима обработки.

Для определения значения балансных фильтров цветную фотобумагу экспонируют за различными корректирующими светофильтрами до получения на сенситограмме нейтрально-серых полей.

Сенситограмма считается нейтрально-серой, если оптические плотности ее полей в диапазоне D = 0,8 ÷ 1,2, измеренные за синим и красным светофильтрами, не более чем на 0,15 отличаются от оптической плотности этих полей, измеренных за зеленым светофильтром.

 

Значение балансных фильтров выражается шести или семизначным числом, разделенным на три группы, состоящие из двух или трех цифр. Первая группа показывает значение плотности желтых корректирующих светофильтров в процентах, вторая — пурпурных и третья—голубых. Например, 90 00 30 означает, что для получения на данной цветной фотобумаге нейтрально-серой сенситограммы (при вышеуказанных условиях) потребовалось установить два корректирующих светофильтра: желтый плотностью 90% (90 00 00) и голубой — 30% (00 00 30).

 

По значению балансных фильтров можно определить относительную светочувствительность всех эмульсионных слоев цветных фотобумаг. В этом преимущество данного показателя по сравнению с балансом светочувствительности.

Цветная фотобумага, у которой светочувствительность всех трех слоев одинакова относительно источника света с цветовой температурой 3200 К, имеет балансные фильтры 00 00 00. Чем выше относительно других светочувствительность слоя, тем больше значение соответствующих цифр балансных фильтров: первая группа характеризует чувствительность синечувствительного, вторая — зеленочувствительного и третья — красночувствительного слоя. Так, например, если балансные фильтры фотобумаги 80 50 00, это означает, что у нее наиболее светочувствителен синечувствительный слой и наименее — красночувствительный.

 

При строгом соблюдении цветовой температуры источника света и режима обработки, а также при условии идеально сбалансированного цветного негатива, печать с корректирующими светофильтрами, соответствующими значению балансных фильтров фотобумаги, должна обеспечивать получение отпечатка с наилучшей цветопередачей. Однако на практике эти условия соблюдаются чрезвычайно редко.

Негативное изображение в абсолютном большинстве случаев в той или иной степени разбалансировано. Фотографические свойства, а следовательно, и значения балансных фильтров фотобумаги в процессе хранения изменяются. Цветовая температура источника света в фотоувеличителе, как правило, отличается от рекомендованной, да и рецептура и режимы обработки часто выдерживаются с недостаточной точностью. В результате для получения доброкачественного отпечатка корректирующие светофильтры приходится специально подбирать.

 

Для чего же на упаковке цветной фотобумаги указываются значения балансных фильтров? Во-первых, они характеризуют баланс светочувствительности отдельных слоев, что помогает подбирать бумагу к негативу, в зависимости, от его (негатива) цветного баланса. Во-вторых, при переходе в процессе печати с одной партии фотобумаги на другую, значение балансных фильтров позволяет получить представление о требуемой коррекции без излишних проб.

Три разноцветных корректирующих светофильтра одинаковой плотности (в процентах) в сумме образуют «серый фильтр», который изменяет интенсивность света, оставляя неизменным его спектральный состав. Из этого, в частности, следует, что в процессе коррекции цвета никогда не пользуются одновременно светофильтрами всех трех цветов и что в численном выражении балансных фильтров одна из групп обязательно равна нулю. Кроме этого, на основе описанного факта можно вывести правило: значение балансных фильтров не изменяется, если ко всем группам их численного выражения прибавить (вычесть) одно и то же число.

Используя это правило, можно пересчитать значения плотности корректирующих светофильтров при переходе в процессе печати одного негатива с одной фотобумаги на другую. Выполняются следующие операции:







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия