РЕЗКОСТЬ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Резкость фотографического изображения — степень отчетливости, различаемости его точек, контуров и деталей. Этот показатель чрезвычайно важен для некоторых специальных видов съемки (репродукционная, техническая), в которых главное — точность передачи деталей, пригодность для измерений, легкость распознания и т.д. Мы уже говорили о различных требованиях к резкости в художественной фотографий и зависимости от сюжета и направленности снимка. В большинстве случаев резкость изображения является существенным показателем качества, так как нечеткость, размытость значительно снижают эстетическое восприятие.
Рис. 4.20. Построение пограничной кривой для определения резкостных свойств фотоматериалов: а — схема экспонирования; б — пограничная кривая, 1 — фотоматериал; 2 — непрозрачный экран
Резкость фотографического изображения складывается из резкости оптического изображения и резкостных свойств фотоматериала. Количественно резкостные свойства фотоматериалов оценивают по «резкости края» с помощью пограничной кривой, показывающей распределение плотности почернения около границы между участками, на которые воздействовал свет разной интенсивности (рис. 4.20). Фотографическое изображение границы всегда бывает размытым, даже если оптическое изображение было бы идеальным. Это связано как со свойствами фотоматериалов — рассеяние света в слоях, отражение света подложкой, так и с условиями обработки — пограничные эффекты проявления. В качестве критерия резкоствых свойств фотоматериала, выбирают угол наклона пограничной кривой или ширину зоны перехода от максимальной до минимальной плотности. Качество современных объективов, фотоаппаратов и светочувствительных материалов обеспечивает получение достаточно резкого фотографического изображения. Поэтому основные причины нерезкости снимков — это ошибки при съемке или при печати (кроме, конечно, тех случаев, когда нерезкое изображение части деталей специально используется фотографом). Прежде всего, это недостаточная точность фокусировки (наводки на резкость объектива) и неправильный выбор диафрагмы, не обеспечивающей необходимой глубины резкоизображаемого пространства. Часто нричиной нерезкости является съемка движущихся предметов с недостаточно короткой выдержкой или движение во время съемки самого фотоаппарата. При печати причиной нерезкости может быть неправильная наводка на резкость объектива или чрезмерно большой масштаб увеличения изображения.
|