Техника печати аддитивным способом
При одновременном экспонировании позитивного материала тремя потоками света.(синим, зеленым и красным) можно регулировать воздействие на каждый из трех светочувствительных слоев или за счет изменения интенсивности соответствующих потоков света, или за счет изменения длительности воздействия каждого из них. Этот способ имеет ряд преимуществ, однако требует сложного оборудования и в настоящее время для фотолюбителя практически недоступен.
Аддитивную печать цветных изображений с раздельным экспонированием обычно осуществляют по следующей схеме. На позитивный цветной фотоматериал трижды экспонируют негатив за каждым из трех зональных светофильтров. По полученному после химико-фотографической обработки пробному отпечатку определяют общий уровень плотности и преобладающий (недостающий) цветовой тон. Руководствуясь вышеприведенными правилами или с помощью табл. 7.6 определяют поправку к выдержкам при печати за каждым из светофильтров. По выбранным выдержкам проводят трехразовое экспонирование, делают очередной пробный отпечаток — и так до получения цветного изображения с желаемыми свойствами. Аддитивный способ печати имеет ряд преимуществ по сравнению с субтрактивным. Прежде всего, он дает более высокое качество цветопередачи, потому что хорошо подобранные зональные светофильтры обеспечивают во время печати за ними воздействие света строго на один светочувствительный слой. (При субтрактивной же печати свет, прошедший через корректирующие светофильтры, в той или иной степени воздействует и на те слои, на которые он воздействовать не должен, в результате чего цвета на отпечатках «загрязняются».) Достоинством аддитивного способа является так-же то, что последовательное трехразовое экспонирование позволяет по желанию изменять цветовые оттенки различных деталей изображения, варьируя экспозицию на отдельных участках (применение заслонок). Такая тонкая корректировка цвета, позволяющая изменять оттенки отдельных деталей, дает дополнительные возможности получения высокохудожественных цветных снимков.
Глава восьмая. Назначение химико-фотографической обработки фотоматериалов — превращение скрытого изображения в видимое (проявление) и его стабилизация, закрепление. Стабилизация видимого цветного изображения осуществляется в процессах отбеливания, фиксирования и промывки.
8.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОБРАБОТКИ Все процессы обработки цветных фотоматериалов можно (условно) разделить на основные, вспомогательные и дополнительные. Основные процессы: цветное проявление — образование изображения, состоящего из металлического серебра и красителей; отбеливание — перевод металлического серебра в соли серебра; фиксирование и окончательная промывка — превращение галогенида серебра эмульсии и солей серебра, образовавшихся при отбеливании, в растворимые соли и удаление их из слоев фотоматериалов. Вспомогательные процессы способствуют более качественному и экономичному проведению основных процессов обработки, устранению некоторых дефектов изображения или придают фотоматериалу определенные физико-механические свойства. К вспомогательным процессам относятся допроявление, остановка проявления, промежуточная промывка, дубление, стабилизация и др. Дополнительные процессы имеют целью улучшение качества и повышение уровня эстетического восприятия готового фотографического изображения. В черно-белой фотографии имеется много способов улучшения готового изображения — усиление, ослабление, тонирование, ретушь и др. Возможностей исправления готового цветного изображения значительно меньше, и имеющиеся способы значительно более трудоемки и маловоспроизводимы. Одна из важных особенностей обработки цветных фотоматериалов заключается в том, что даже незначительные отклонения в режимах и рецептуре составов, особенно при проявлении, могут привести к существенному ухудшению качества изображения. Поэтому обработку необходимо проводить очень тщательно, с высокой точностью поддержания всех параметров. Свойства черно-белого изображения можно изменять в достаточно широких пределах, применяя специальные проявители, изменяя условия обработки и т.д. При обработке цветных фотоматериалов такие возможности минимальные. Отклонение от рекомендованных режимов и рецептур если и приводит к улучшению каких-либо качеств, то чаще всего за счет ухудшения других.
8.2. ЦВЕТНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В НЕГАТИВНО-ПОЗИТИВНОМ ПРОЦЕССЕ В упрощенном виде процесс проявления цветных фотоматериалов можно представить себе как сочетание двух самостоятельных, но тесно взаимосвязанных процессов. Черно-белое проявление — взаимодействие проявляющего вещества (Red) и экспонированных зерен галогенида серебра, в результате которого образуется металлическое серебро и окисленная форма проявителя (ОхRed):
AgHal + Red Ag + Hal + OxRed
Образование красителя — сочетание окисленной формы проявляющего вещества с цветообразующей компонентой:
ОхRed + компонента краситель.
Более подробно процесс цветного проявления описан в п. 2.2.3. С химической точки зрения стадии черно-белого и цветного проявления существенно различны — это необходимо учитывать при подборе рецептуры проявителей и режима проявления. Состав проявителей для цветных фотоматериалов в принципе такой же как и для черно-белых: проявляющие, ускоряющие, сохраняющие и по мере необходимости вспомогательные вещества.
|