Оценивать качество цветопередачи на пробных отпечатках нужно, рассматривая их при дневном или сходном с ним по спектральному составу свете.
Корректировка по пробным отпечаткам. Этот способ (его называют еще корректировкой по цветопробам) самый распространенный и надёжный, хотя и наиболее трудоемкий.
Сначала печатают пробы без фильтров для определения исходной выдержки. Исходя из цветового баланса, получившегося на пробных отпечатках, ориентировочно определяют цвет и плотность корректирующих фильтров (можно воспользоваться табл. 7.4). Производят грубую корректировку, т.е. делают несколько проб с различными комбинациями фильтров, различающимися по плотности на 20 — 40%. Определяют среди них пробу с лучшей цветопередачей и по ней, в случае надобности, производят окончательную (тонкую) корректировку, изготовляя дополнительные пробы с комбинациями фильтров, различающихся по плотности на 5 — 10%. Во всех случаях установки корректирующих фильтров, пересчет выдержки производят по ранее описанному способу. Использование мозаичных светофильтров позволяет несколько сократить подбор светофильтров. Мозаичные светофильтры (ТУ 6-17-675—78) – комплект из трех стеклянных пластин, каждая из которых составляется из 25 светофильтров, представляющих собой комбинацию двух цветов различной плотности: голубого и пурпурного, голубого и желтого, пурпурного и желтого. Любой цвет имеет пять градаций по плотности: 0, 25, 50, 75, 100%. В каждом из трех мозаичных фильтров имеются все возможные сочетания для двух цветов по пяти градациям плотности (от 0 — 0 до 100 — 100) — всего 25 сочетаний. Размеры выпускаемых светофильтров: 9 X 9 и 13Х13 см.
При контактной фотопечати мозаичные фильтры устанавливают под негатив; при проекционной — на эмульсионный слой фотобумаги. Выбор одного из трех входящих в комплект мозакчных фильтров осуществляют по пробному бесфильтровому отпечатку или руководствуясь тоном негатива и балансными фильтрами фотобумаги. После экспонирования и обработки выбирают участок с наилучшей цветопередачей и определяют приближенные значения корректирующих светофильтров и выдержки. Тонкая корректировка осуществляется так же, как и при печати методом пробных отпечатков.
Разные ячейки мозаичных светофильтров имеют неодинаковые плотности. Поэтому оптические плотности участков цветного изображения также будут разными. Кроме того, различные ячейки «закрывают» разные участки изображения. Однако несмотря на это, мозаичные светофильтры можно рекомендовать фотолюбителям, не имеющим опыта цветовой печати, так как их использование позволяет быстро и, главное, достаточно наглядно выяснить влияние различных сочетаний корректирующих светофильтров на цвет отпечатка.
|