КОРРЕКЦИЯ ЦВЕТА ПРИ ПЕЧАТИ
Качество цветопередачи — это степень соответствия цветов на позитивном изображении цветам объекта (подробнее см. гл. 5). В абсолютном большинстве случаев при печати осуществить такое сравнение невозможно. (Здесь не рассматривается способ коррекции цвета, при котором на цветную пленку снимают серый клин или иной специальный тест-объект, так как фотолюбители практически не пользуются этим способом.) Поэтому непосредственное сравнение отпечатка с оригиналом не может быть использовано при оценке качества цветного изображения, получаемого в процессе печати. Искажения цветопередачи выражаются в основном, в том, что на отпечатке (или его отдельных участках) возникает избыточный цветовой тон, т.е. изображения на отпечатке имеют какой-либо оттенок. Человек очень хорошо замечает такие оттенки. Поэтому наличие (отсутствие) на цветном изображении преобладающего цветового тона очень удобно выбрать в качестве критерия оценки качества цветного позитивного изображения. Исходя из этого, можно сформулировать задачу коррекции цвета: получение цветного позитивного изображения, не имеющего ни избыточного, ни недостающего тонов — условие наилучшей цветопередачи при печати. Иногда, исходя из художественных задач, придают цветному изображению специально выбранный избыточный цветовой тон. Например, для того, чтобы подчеркнуть закат солнца, отпечатку придают красноватый оттенок — см. рис. 7.4. Однако и в таком случае процесс коррекции цвета, в принципе, ничем не отличается — просто изменяется «точка отсчета». Коррекцией цвета при печати нельзя исправить все искажения цветопередачи, которые возникают на различных стадиях получения цветного фотографического изображения. Не поддаются исправлению искажения, вызванные разбалансировкой негативного или позитивного материала по контрастности, несовершенством красителей цветного изображения, недостаточной широтой негативного материала, использованием при съемке источников света разного спектрального состава и т.п. Коррекция цвета позволяет исправить искажения, связанные с разбалансировкой по светочувствительности отдельных слоев негативных и позитивных фотоматериалов или их разбалансировкой друг относительно друга. Эта разбалансировка может быть присуща самим используемым фотоматериалам, а может быть вызвана различными нарушениями фотографического процесса: съемка при освещении, на которое пленка не рассчитана; отклонения при химико-фотографической обработке; использование при печати источника света с цветовой температурой, не равной 3200 К и др. Разбалансировка негативного, позитивного или, чаще всего, обоих фотоматериалов приводит к тому, что на позитивном изображении возникает избыточный (недостающий) цветовой тон, т.е. не выполняется условие наилучшей цветопередачи.
Поясним это на конкретном примере. Пусть у разбалансированной по какой-либо причине негативной пленки наиболее чувствительным оказался красночувствительны.и слои. После химико-фотографической обработки в этом слое будет наиболее плотное частичное изображение – голубое, и все изображения будут иметь голубой преобладающий тон. При печати свет копировального аппарата будет больше всего поглощаться наиболее плотным частичным изображением — голубым, т.е. больше всего будет задержано красных лучей. Красночувствительный слой позитивного материала, получив меньшее, чем другие слои облучение, после обработки даст менее плотное частичное изображение – голубое, т.е. позитивное изображение будет иметь недостающий голубой цветовой тон (преобладающий красный, т.е. «минус» голубой). Но если и позитивный материал будет иметь повышенную светочувствительность красночувствителъного слоя, недостаток красных лучей будет компенсирован и на позитиве не будет преобладающего тона. На практике, однако, такое соответствие «разбалансировок» негативного и позитивного материалов встречается чрезвычайно редко, и позитивное изображение, как правило, имеет какой-либо преобладающий (недостающий) цветовой тон, т.е. коррекция цвета необходима.
Для практического проведения коррекции нужно всегда помнить, что все цвета и оттенки на цветном изображении строятся из трех красителей (голубого, пурпурного, желтого) и уметь представить себе любой цвет как смесь этих красителей, взятых в необходимом соотношении. Особенно важно уметь определить, какими красителями обусловлен преобладающий цветовой тон (см. п. 1.3.2). Необходимо также помнить, что голубой краситель образуется в красночувствительном слое и его плотность тем больше, чем больше в проецируемом свете красных лучей, пурпурный краситель образуется в зеленочувствительном слое и его плотность зависит от количества зеленых лучей; желтый краситель образуется в синечувствительном слое и его плотность зависит от количества синих лучей. Избыточный цветовой тон на цветном снимке вызывается тем. что один или два красителя имеют более высокую плотность относительно других. Например, если больше плотность пурпурного красителя — на снимке преобладает пурпурный цветовой тон, больше плотность голубого и желтого красителя — снимок имеет зеленый оттенок и т.п. Чем выше плотность одного из красителей, тем заметнее преобладающий цветовой тон. При повышенной плотности двух красителей на снимке могут быть различные оттенки преобладающего тона, в зависимости от того, насколько отличаются по плотности эти два красителя. Для того чтобы на снимке не было преобладающего тона, нужно чтобы плотности всех трех красителей соответствовали друг другу, т.е. повышенные плотности должны быть уменьшены или пониженные — увеличены. Плотность (концентрация) красителей цветного изображения зависит от количества света, воздействующего на тот светочувствительный слой, в котором они образуются. Следовательно, чтобы уменьшить плотность красителей, вызывающих преобладающий на снимке оттенок, нужно уменьшить интенсивность соответствующей составляющей излучения проецирующего света или повысить интенсивность других.
Поясним это на примере. Позитивное цветное изображение имеет избыточный желтый тон, т. е. повышенную плотность желтого частичного изображения, образующегося в синечувствительном слое. Это могло произойти либо потому, что в проецируемом свете преобладали синие лучи, либо потому, что светочувствительность синечувствительного слоя позитивного материала выше, чем у.других слоев. В обоих случаях для устранения избыточного желтого тона достаточно в проецируемом свете снизить интенсивность синих или повысить интенсивность зеленых и красных лучей.
Последовательность проведения коррекции цвета при печати:
Преобладание любого цветового тона можно рассматривать как недостаток цветового тона дополнительного цвета. Действительно, преобладание голубого тона то же самое, что недостаток красного, преобладание зеленого — недостаток пурпурного и т. п. Иногда коррекцию цвета при печати удобнее проводить, основываясь на определении не преобладающего, а недостающего цветового оттенка. В зависимости от того, каким способом регулируется интенсивность составляющих излучений проецирующего света, различают субтрактивный и аддитивный способы печати цветного изображения.
|