Источники проецирующего света
При цветной печати важна не только яркость источника света, но и спектральный состав излучения. Характеристики цветных позитивных материалов рассчитаны и подбираются для источника света с цветовой температурой 3200 К. На практике для печати допустимо использование источников света с цветовой температурой в пределах 2400 — 3200 К, например лампы накаливания или фотолампы мощностью от 60 до 200 Вт. Большое влияние на качество позитивного изображения оказывает характер проецирующего света: направленный или диффузно рассеянный.
Направленный свет дает более четкое резкое и контрастное изображение, способствует воспроизведению мелких деталей. Рассеянный свет дает смягченное по резкости менее контрастное изображение, несколько уменьшает зернистость на отпечатке и делает менее заметными царапины, точки и другие механические дефекты негатива. Такой свет иногда используется при печати портретов, натюрмортов и некоторых других сюжетов, где желательно смягчение резкости изображения. В большинстве случаев в фотоувеличители для цветной печати ставят источники света, дающие направленный, контрастный свет — точечные электролампы, галогенные лампы и др.
При подборе источника освещения необходимо учитывать так называемое, явление невзаимозаместимости, заключающееся в неодинаковом фотографическом действии одной и той же экспозиции при разных соотношениях между освещенностью и временем экспонирования. При печати этот эффект выражается в том, что малая освещенность и длительное время экспонирования даст меньшую плотность, чем большая освещенность и малое время экспонирования, хотя экспозиции (произведения освещенности на время) равны. Отсюда следует, что лучше применять яркий источник света, дающий высокую освещенность и допускающий короткие выдержки. Однако в связи с тем, что при очень коротких выдержках велики ошибки при отсчете времени, яркость источника света подбирают таким образом, чтобы экспонирование нормального по плотности негатива продолжалось 5 — 10 с. Для изменения спектрального состава света многие современные увеличители снабжаются специальными осветительными головками, которые позволяют проводить коррекцию цвета субтрактивным или аддитивным методом. Выпускались специальные объективы, у которых в межлинзовое пространство вводятся субтрактивные светофильтры «Вега» 22УЦ (СССР), «Ямполь-колор» (Польша). Если увеличитель или копировальный прибор не снабжен специальными устройствами, то для проведения коррекции цвета необходимо иметь набор корректирующих (для субтрактивной печати) или зональных (для аддитивной) светофильтров.
|