Родни Орфей
Новый языческий культ, более грандиозный»: Джеральд Гарднер и Орден Восточных Тамплиеров Родни Орфей Об Ордене Восточных Тамплиеров впервые объявили миру Теодор Ройсс и Алистер Кроули в 1912 году. К тому времени оба эти деятеля уже посвятили много лет серьезным духовным поискам: Ройсс работал в Теософском обществе и различных эзотерических масонских группах, а Кроули состоял в Герметическом ордене Золотой Зари и изучал йогу и буддизм. Они надеялись создать новый магический орден, который объединил бы восточный мистицизм, составлявший основу теософии, с мистицизмом Запада, восходящим к розенкрейцерской и другим европейским традициям. Так родился О.Т.О. — Орден Восточных Тамплиеров, или Орден Восточного Храма. Четв[ерг], 1 [мая]. Мисс Эва Коллинз, Дж.Б. Гарднер, д[окто]р из Сингапура. Арнольд Кроутер, профессиональный дж[ентльмен], фокусник, зашли на чай. Д[окто]р Г[арднер] — Ц[арственный] [Свод]. Упоминание о «Царственном Своде» может означать, что Гарднер представился масоном, достигшим степени Царственного Свода, а может и указывать на то, что в этот день Кроули посвятил Гарднера в четвертую степень Ордена Восточных Тамплиеров, которая именуется «степенью Святого Царственного Свода Еноха». Ср[еда], 7 [мая]. Д-р Гарднер около 12. Сообщить ему телефон Wel 6709. Телефонный номер «Wel 6709» принадлежал еще одному ученику Кроули, члену О.Т.О. и библиофилу Джеральду Йорку. 9 мая Кроули написал Йорку: На этой неделя у меня был д-р Гарднер. <…> Он выразил желание приобрести «Равноденствие богов»; буду вам признателен, если вы перешлете ему один из четырех экземпляров. «Равноденствие богов» представляло собой расширенное и дополненное издание «Книги Закона», недавно опубликованное О.Т.О. В какой-то момент Гарднер приобрел также экземпляр «Синего Эквинокса», в котором содержалось много материалов по О.Т.О., и несколько других работ Кроули; вполне возможно, что все эти издания он тоже купил у Йорка. Твори свою волю: таков да будет весь закон. (Бафомет — магическое имя, принятое Кроули в О.Т.О., а X°, Десятая степень, — знак его статуса Великого Мастера Ордена. Принц Иерусалимский, или Совершенный Посвященный, — мистический титул членов Ордена, прошедших посвящение в IV°.) Предлагаю всем вашим последователям, проживающим в округе Лондон, обращаться к доктору Гарднеру, дабы тот ввел их должным образом в степень Минервала. Возможно, по крайней мере некоторые из них смогут помочь ему основать лагеря для более высоких степеней, вплоть до Совершенного Посвященного, или Принца Иерусалимского. Через пару недель, 14 июня, Кроули, по-видимому, повысил Гарднера до VII° О.Т.О., пропустив промежуточные посвящения: сохранилось свидетельство о том, что Гарднер уплатил ему 10 гиней — взнос за посвящение в указанную степень. В свете письма Кроули к У.Б. Кроу это немаловажно, поскольку в системе О.Т.О. посвятитель, способный даровать степень Принца Иерусалимского, сам должен принадлежать по меньшей мере к VII°. Напрашивается вывод, что Кроули и Гарднер обсудили свои дальнейшие планы и сошлись во мнении, что Гарднеру следует присвоить VII°, чтобы он получил право проводить посвящения в IV°. Кажется, в Англии все начинает складываться весьма неплохо: если все пройдет так, как мы планируем, этим летом у нас должен заработать Лагерь Минервалов. Итак, по всей очевидности, к этому времени Гарднер уже весьма активно включился в работу О.Т.О. и Кроули возлагал на него большие надежды. В прошлом высказывались предположения, что Кроули посвятил Гарднера в VII° только ради денег, но процитированные выше письма к третьим лицам свидетельствуют о том, что приобщение Гарднера к О.Т.О. вызывало у Кроули неподдельный энтузиазм. Алистер вручил мне хартию, согласно которой я должен возглавить О.Т.О. в Европе. Так что теперь мне нужны все связанные с этим документы, которые имелись у Алистера. У него были машинописные тексты некоторых ритуалов. Я это точно знаю. У меня они тоже есть, но мне бы не хотелось, чтобы они попали в чужие руки. Я готов выкупить их у душеприказчиков по разумной цене заодно с любыми другими реликвиями, какие они только пожелают продать. Если Гарднер не кривил душой (а с учетом других свидетельств сомневаться в этом не приходится), то из этого письма явствует, что в 1947 году Гарднер располагал по меньшей мере некоторыми из текстов посвятительных ритуалов О.Т.О. Кроме того, он поддерживал контакты с леди Фридой Харрис — художницей, с помощью которой Кроули создал свою колоду «Таро Тота» и которая была посвящена в IV° О.Т.О. В письме от 2 января 1948 года Карлу Гермеру (ставшему верховным главой Ордена после смерти Кроули) леди Харрис так охарактеризовала положение дел в Британии: Дж.Б. Гардинер [sic!], [проживающий по адресу: США], Тенн[еси], Мемфис-12, Стратмур-серкл, 282, — глава О.Т.О. в Европе. Д-р. У.Б. Кроу, [проживающий по адресу: Великобритания], Лестер, Вестерн-парк, Гленфилд-роуд, 227, — получил от А[листера] К[роули] полномочия на работу в О.Т.О. и Гностической Католической церкви. Не могли бы вы им написать? Кроме того, Ноэля Фицджеральда, [проживающего по адресу: Великобритания, Лондон,] С[еверо]-З[апад]-6, Белсайз-роуд, 24, по-видимому, приглашали для посвящения мистера Гардинера, так что он тоже может быть членом [О.Т.О.]. Дата и тон этого письма позволяют предположить что леди Харрис цитировала информацию, полученную месяцем ранее непосредственно от Джеральда Гарднера: по-видимому, именно Гарднер сообщил ей, что возглавляет европейскую часть О.Т.О., и, кроме того, известно, что он поддерживал контакты с У.Б. Кроу. Интересно упоминание о Ноэле Фицджеральде, члене британского О.Т.О., имевшем IX°, как о возможном посвятителе Гарднера. В тот период Кроули проводил новых соискателей через все посвятительные ритуалы начальных степеней О.Т.О. за один день или в течение нескольких недель, и напрашивается предположение, что Ноэль Фицджеральд помогал Кроули в этой работе. В ведовских ритуалах Гарднера обнаруживаются некоторые аналогии с посвятительными ритуалами О.Т.О., которые не бросаются в глаза при чтении текста, но становятся весьма наглядными в ходе проведения обрядов. Поэтому не исключено, что Гарднер получил свои степени не просто «на бумаге», а действительно прошел по меньшей мере посвящение Минервала. Я попытался заняться орденом, но заболел и вынужден был покинуть страну. После его [т.е. Кроули] смерти Гермеру сообщили, что я — глава Ордена в Европе, и Гермер признал меня таковым, но по причине слабого здоровья мне до сих пор так и не удалось ничего сдвинуть с места. Я смог заинтересовать нескольких человек, но кого-то из них отправили в Германию с оккупационной армией, а остальные живут далеко, так что ничего из этого не вышло. К тому же, мне не хватает нескольких ритуалов. Ритуал Р.Т. утрачен; Джеральд Йорк думает, что его, возможно, никогда и не записывали. У меня есть только до Принца Иерусалимского включительно. Я так полагаю, вам ничего не известно об утраченных степенях? (Под ритуалом Р.Т. подразумевалось посвящение в Рыцари-Тамплиеры, VI° О.Т.О. На самом деле текст этого ритуала существовал: Кроули просто не дал его Гарднеру, поскольку тот не имел права посвящать в VI°.) …очень интересовался ведовским культом и подумывал о том, не соединить ли его с Орденом, но ничего из этого не вышло. Ему очень понравились снимки Домика Ведьм <…> Прилагаю экземпляр моей книги — «Пособие по Высокой Магии»; А[листер] К[роули] прочитал отрывок из рукописи и горячо одобрил; он хотел, чтобы я полностью доработал ведовскую часть. Немаловажно здесь то, что, по словам Гарднера, Кроули знал о его стремлении сочетать идеи ведовства с учением О.Т.О. и одобрял эти планы, а также призывал его уделить в своей книге больше внимания ведовству. Это совершенно не удивительно: Кроули и сам на протяжении многих лет ратовал за практику лунных, солнечных и сезонных ритуалов. Еще в 1914 году он писал Брату Ахаду, работавшему в североамериканском отделении О.Т.О., о ритуале Исиды, проведенном в его ложе: Надеюсь, вы будете повторять его постоянно — скажем, на каждое новолуние или каждое полнолуние, — чтобы регулярно накапливать силу. Кроме того, чтобы уравновесить его, вам потребуется какой-нибудь солнечный ритуал, который надо будет проводить при вхождении Солнца в каждый очередной знак и с особой торжественностью — на равноденствия и солнцестояния. Так вы сможете установить регулярный культ; и если вы будете проводить эти ритуалы истинно магическим образом, то создадите своего рода водоворот силы, в который будет затягивать всех нужных вам людей. Сейчас — самое время, чтобы создать и утвердить естественную, природную религию. Людям нравятся обряды и церемонии; гипотетические, условные боги им надоели. Подчеркивайте осязаемые блага, исходящие от Солнца, от Материнской силы, Отцовской силы и так далее, и показывайте людям, что, восхваляя эти блага в ритуале, они смогут полнее слиться с потоком жизни. Пусть религия будет Радостью, но такой, которой не чужда и величавая скорбь самой смерти, а со смертью обращайтесь как с неким испытанием или посвящением… Одним словом, станьте основателем нового языческого культа, более грандиозного, чем все, известные людям доселе. Здесь Кроули разъясняется, как ему видится практическая работа в отделениях О.Т.О.: в основе ее должны лежать языческие ритуалы, следующие природному годовому циклу. Схожая установка обнаруживается в тексте Гностической мессы, написанной примерно в тот же период, что и процитированное письмо. Например, в раздел «Молитвы» включены обращения к Солнцу, Луне, Земле, Господу, Госпоже и так далее. Таким образом, включить природную религию в работу O.T.O. Кроули намеревался еще за тридцать с лишним лет до знакомства с Джеральдом Гарднером, — поэтому не удивительно, что эти двое нашли общий язык буквально с первой же встречи! Я призываю и молю тебя, о, могущественная Мать всей жизни и плодородия. Семенем, корнем и стеблем, почкой, листом, цветком и плодом, жизнью и любовью призываю я тебя снизойти в тело твоей слуги и Верховной Жрицы. Сравните эту реплику с обращением Жреца к Богине в Гностической мессе, которую Кроули написал для Ордена Восточных Тамплиеров на тридцать четыре года раньше, чем Гарднер — свой ритуал: О, Круг Звезд, коему Отец наш — только младший брат; о немыслимое чудо, душа бесконечного пространства! Пред тобой посрамлено Время, и смущается разум, и понимание меркнет. Не постичь нам Тебя, пока Ты не отразишься в Любви. А посему: семенем, корнем и стеблем, почкой, листом, цветком и плодом — мы призываем Тебя. Или вот, например, отрывок из «Напутствия Богини» Гарднера (1949): Я люблю тебя! Я тебя жажду! Бледная иль воспылавшая, сокрытая иль сладострастная, я, в коей всё наслажденье, и царственный пурпур, и сокровенное опьяненье, желаю тебя. Облекись крыльями и пробуди в себе величие свитое кольцами. Приди ко мне, ибо я — пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой Звезды. Пусть же твое сокровенное божественное Я растворится в неизменном экстазе бесконечной радости. Да исполняются ритуалы, как подобает, с радостью и красотой! Этот текст заимствован почти дословно из речи Богини в Гностической мессе О.Т.О.: Любить же меня — это лучше всего на свете; если ныне под звездами ночи в пустыне зажжешь ты куренья мои предо мной, призывая меня с чистым сердцем и с пламенем Змея в нем, то станешь немного ближе к тому, чтоб возлечь на лоне моем. Возжелаешь ты все отдать за один поцелуй; но отдавший одну пылинку, в тот час потеряет все. Копите богатства; да будет у вас изобилье женщин и пряностей; драгоценные камни носите; в роскоши и дерзновенье превосходите все народы земли; но все это — в любви ко мне: и обретете тогда мою радость. Со всем настояньем велю я тебе представать предо мной, облачившись в простую ризу, но увенчав главу пышным убором. Я люблю тебя! Я тебя жажду! Бледная иль воспылавшая, сокрытая иль сладострастная, я, в коей всё наслажденье, и царственный пурпур, и опьяненье сокровенного чувства, желаю тебя. Облекись крыльями и пробуди в себе величие, свитое кольцами: приди ко мне! Ко мне! Ко мне! При каждом собрании нашем пусть восклицает жрица (и да пылают желанием очи ее, когда нагой и ликующей встанет она в тайном храме моем): «Ко мне! Ко мне!» — разжигая пламя во всех сердцах любовным своим песнопеньем. Пой для меня восхищенную песнь любви! Возжигай для меня благовония! Носи для меня драгоценности! Пей во имя мое, ибо я люблю тебя! Я люблю тебя! Я — лазурновекая дочь Заката; я — обнаженный блеск сладострастного неба ночи. Ко мне! Ко мне! В гарднеровском ритуале Кануна Февраля (1949) встречается следующий отрывок: О, Ужасный Владыка смерти и воскресения, жизнь и податель жизни, сокровенный Владыка внутри нас, чье имя — тайное тайных! Укрепи сердца наши. Да насытит Твой свет нашу кровь, наполняя нас Воскресением, ибо нет части тела моего, что не была бы частью Богов. Совершенно очевидно, что эта реплика тоже взята из Гностической мессы, где Жрец произносит следующие слова: Ты, Единый, наш Господь во Вселенной — Солнце, наш Господь в нас самих, чье имя — Тайное Тайных, глубочайшая сущность! Сиянье Твое озаряет миры, а от дыханья трепещут пред Тобою все Боги и сама Смерть. Сим Знаком Света — явись во славе Своей на Престоле Солнца! Отверзни пути творения и постижения меж нами и умами нашими. Просвети разумение наше. Укрепи сердца наши. Да насытит Твой свет нашу кровь, наполняя нас Воскресением. В других ранних ритуалах Гарднера, особенно посвятительных, обнаруживается еще великое множество отрывков из других работ Кроули. Таким образом, очевидно, что в период разработки ритуалов своего ведовского движения Гарднер находился под сильным влиянием Кроули и О.Т.О. Исследователь истории О.Т.О. Билл Хайдрик высказывает мнение, что ранние гарднеровские тексты заимствованы из работ Кроули не менее чем на 80%.
|