Давайте посмотрим, что представляли собой славяне к моменту появления в их истории Рюрика?
1) Земледелие.
Его орудия были развиты не хуже, чем у других народов. Применялась двупольная и трехпольная система севооборота, что повышало урожайность и степень ее гарантированности. Выращивались злаковые культуры (мягкая и твердая пшеница, рожь, просо, ячмень), бобовые, волокнистые (конопля и лен), корнеплоды и пр. Успехи земледелия вели к увеличению прибавочного продукта и подготовили последовавшие за ними разделение труда, одним из результатов которого стало «развитие общественных отношений и форм духовной жизни». (Институт Философии АН СССР)
2) Животноводство.
Основными его формами были разведение мелкого и крупного рогатого скота, коней, свиней и овец. От этой отрасли люди получали рабочий скот, боевых скакунов, шкуры (для превращения их одежду, обувь, доспехи, сбрую и т.п.), мясную и молочную пищу, шерсть.
(Нелишне отметить, что именно в этих формах, сформировавшихся задолго до Крещения, указанные хозяйственные отрасли существовали на Руси еще на протяжении многих веков после Второй религиозной реформы князя Владимира)
3) Железообрабатывающее ремесло.
Достигло достаточной ступени развития (повторю – еще до образования древнерусского государства), чтобы славянские земли широко экспортировали результаты своего труда. Одним из ярких примеров достижений того времени являются замки, которые в Европе так и называли – «русские» и мечи, о качестве которых говорят три обстоятельства: активный экспорт на Ближний Восток (славный своей дамасской сталью!!!), активное расхищение местным населением оружия из могил русичей, ставших жертвой эпидемии (!) в каспийской кампании и тот факт, что, возвращая Святославу тела павших воинов, византийский император Иоанн Цимисхий приказал экспроприировать их клинки. Данное ремесло, на указанной стадии его освоения, позволило усилить военную мощь славянских племен и их союзов (что, собственно, неоднократно испытывали на своей шее те народы, которым «посчастливилось» разозлить русичей)
4) Гончарное дело было так же широко развито.
Помимо разнообразной посуды (включая те произведения, художественное оформление которых можно назвать если не шедевром, то, по крайней мере, очень красивым), изготовлялись также строительные материалы (кирпич, черепица, декоративная плитка).
5) Одним из основных было ремесло плотника.
По мнению исследователей Института Философии АН СССР (далее по тексту – ИФ АН СССР), в период V-Х веков славяне уже освоили многие виды обработки дерева. Найденный археологами широкий набор плотницких инструментов обеспечивал высокое качество работы.
(Два последних пункта говорят о высокой степени развития славянской архитектуры, что подтверждается как археологическими изысканиями, так и изучением памятников зодчества чуть более поздних времен (после Х века).
6) Каменное строительство еще только начинало развиваться, но его предпосылок хватило на то, чтобы сразу после Крещения освоить византийскую технику строительства из камня с поразительной быстротой.
7) Ювелирное мастерство было освоено достаточно широко.
Археологические находки в слоях веков, предшествующих крещению, свидетельствуют о сложной технике золотого, серебряного и медного литья по восковым моделям и в каменных формах, штамповке на матрицах, ковке, чеканке, пайке, плетении, золочении и т.д., а также о сложнейшем искусстве изготовления эмалей. Произведения русских языческих ювелиров ценились даже в «просвещенных» землях – Византии и Ближнем Восток
«Ремесла были распространены повсеместно» – справедливо утверждает о Руси Н. С. Гордиенко.
8) Русский народ тоже являл собой не разрозненные общины, раскиданные по лесам.
Уже к концу VIII века большинство сел, деревень и общин собирались вокруг боярских усадеб («дворов»), составляя тем самым «земли», которые, в свою очередь, собирались вокруг городов, некогда развившихся из наиболее крупных дворов и общин. Ко времени призвания варяжского князя на Руси было уже не менее двадцати четырех крупных укрепленных городов (самые известные тогда – Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль и Муром) [см. приложение 16]. В ведении славянских городов пребывала одна из важнейших торговых артерий того времени – речной путь «из варяг в греки» и начало другой торговой магистрали «из варяг в арабы». А система управления городами являла собой подобие эллинской системы государств-полисов (которая так восхищает многих историков).
[Однако, это был всего лишь третий расцвет славянской культуры! Второй пришелся на V – VI века, когда на севере Дуная и южном побережье Балтийского моря возникали мощные племенные союзы, строились крупные укрепленные города (Крушвица, Бранибор и многие другие) и образовывались современные славянские нации – поляки, чехи, болгары, восточные славяне… Об этом периоде было подробно рассказано в предыдущей главе. А вот на первом культурном всплеске стоит заострить внимание прямо сейчас. Он выпал на период с 700 г. до н.э. до 200 г. до н.э. С VIII по VI век до н.э. образовалась так называемая чернолесская культура. Она известна грушевидной тщательно сделанной и инкрустированной керамикой, а также мощными укрепленными поселениями. Последние заслуживают отдельного рассмотрения на примере Тясмина и Бискупина. Тясмин представлял собой населенный пункт размерами порядка 100 на 70 метров, окруженный рвом (шириной около 9 м, глубиной около 4) и метровым валом, наверху которого располагались коробчатые срубы и частокол. Бискупин занимал участок в 2,5 га, его окружала настоящая крепостная стена из бревенчатых клетей поверх земляного вала, которая замыкалась надвратной башней.
Город состоял из домов общинного типа, наличествовали деревянная мостовая и канализация (!). Напомню, что указанный город существовал с VIII по VI века до н.э., когда Рим представлял собой убогий болотный городишко. С VI по III века появляются огромные укрепленные комплексы, такие как Бельск (Гелон) на берегу Ворсклы (4400 га), Матренино в долине реки Тясмина (200 га) и Базовка в долине реки Сулы (119 га). Близ поселка Караван в районе Харькова раскопан поразительный город. Его крепостные валы достигали 10-метровой высоты и простирались на несколько километров. Параллельно валу шел 4-метровый ров. В бассейне верхнего Дона, на берегу реки Одринки также раскопано гигантское поселение (полкилометра в поперечнике), защищенное тремя рядами крепостных валов со строны, противоположной реке. Замечу, что примерно в те же времена возникли города предположительно славянских племен – невров (I-II вв. н.э.). Ближе к отметке нашей эры в культуре славян наступил резкий упадок. И если причиной второй деградации летописи называют страшную чуму, то истоки первой не ясны. Я подозреваю банальную стагнацию (застой, ведущий к упадку).]
9) Несколько слов о государственном строе славян.
Отдельные исследователи аргументируют «исконную отсталость русского народа» тем фактом, что он перешел к феодализму, по сути дела минуя рабовладельческий строй. Однако, как было справедливо замечено исследователями ИФ АН СССР, упомянутый рабовладельческий строй зиждется на притоке рабочей силы извне, из покоренных стран, что, в свою очередь, ослабляет их рабочие ресурсы, делая всю процедуру невыгодной. Именно поэтому оптимальными поставщиками рабов являются первобытные общества. В Средние Века в Европе и на Ближнем Востоке таковых (хвала богам!) почти не осталось, что и стимулировало переход к феодальному строю. А родовой строй славян, как известно, претерпел разложение довольно поздно, что обусловило их переход от первобытности к феодализму практически без посредничества такого анахронизма, как рабовладение (которое существовало на русских землях с VII по IХ века н.э., да и то в слабо выраженной форме).
10) Рассмотрим теперь такой вопрос (о который сломано немало копий) – докирилловское славянское письмо.
Автор сказания «О письменах» – Черноризец Храбр (IX-X вв) отмечал, что будучи язычниками, славяне использовали «черты» и «резы», с помощью которых «читали и гадали». Указанная здесь возможность прочтения текста по «резам» отвергает возможность примитивной пиктографии или общей символики (которые, как известно, у славянских народов тоже были) и прямо говорит о подобии буквенной системы. Титмар Мерзебургский сообщает об идолах Ретры с вырезанными на них именами (в отличии от приллвицких идолов с письменами, признанных подделкой XVIII века, здесь речь идет о подлинном письме XI века). О славянском письме свидетельствуют (правда, уже позднее миссии Кирилла) Ахмед ибн Фадлан, ал-Масуди, Ибн-ан-Надим (последний даже приводил образец).
- Что же не сохранилось книг, написанных «резами»? – спросит сейчас какой-нибудь христианский ревнитель.
- А на каком почетном месте хранится кресало, коим твой предшественник поджег эти книги? – отвечу ему я.
Кстати, в «Паннонском житие Константина Философа» (иначе – Кирилла, автора «кириллицы») сообщается, что в Херсонесе он видел книги, написанные русскими письменами. Это было во время его поездки в Хазарию, т.е., около 860 г., в то время как его миссионерство по славянским народам (в ходе которого и была создана кириллица) началось двумя-тремя годами позже.
Существует теория, согласно которой «черты» и «резы» не исчезли совсем, а легли в основу алфавитов, созданных Кириллом и Мефодием. И это вполне может быть верным:
Во-первых, согласно Храбру, роль Кирилла в создании алфавита, названного его именем, ограничилась дополнением исходного прототипа четырнадцатью новыми буквами. Это подтверждает русская «Толковая Палея» (XV век), которая называет создателем славянской письменности некого русина из Корсуни (Херсонеса), а Кирилла – всего лишь его учеником. Кстати, это может объяснять преследование кириллицы в Моравии католическим духовенством (деятельность которого, согласно версиям некоторых современных исследователей, и вынудила учеников Кирилла и Мефодия создать глаголицу, которую использовали как тайнопись);
Во-вторых, в послании папы Николая II говорится про брата Кирилла, что «еретик Мефодий» заново возродил «готские письмена» (глаголицу).
За наличие у славян своего докирилловского письма говорит интенсивное развитие политических отношений Руси с соседними странами в VII-IX веках, поскольку для указанных отраслей необходимо вести политическую и личную переписку, заключать письменные договора, а для внутренней экономики - записывать долги, подати и т.п. Эту версию подтверждают находки из Гнездова (под Смоленском) и села Буша (Средний Днестр). Также на стене Киевского Софийского собора найдена азбука из двадцати семи букв (в кириллице тридцать восемь, позднее – сорок три), которую исследователи считают раннекириллической или докириллической. Неизвестные письмена содержат находки из Чернигова и Алеканова (под Рязанью).
Вообще, Д. Дудко отметил, что слова «читать», «писать», «письмо» и «книга» - общеславянские, а это означает, что письменность у славян возникла не позже VI века н. э., когда общеславянский язык распался. Так же, он предположил, что славянская письменность прослеживается с III- IV века, аргументировав это надписями на следующих находках:
А) черепок сосуда с черняховского (II – IV вв) селища Рипнев II;
Б) славянская фибула VI в. с Бельского городища;
В) небольшой скальный храм на Среднем Днестре (действовал с IV в до эпохи Киевской Руси).
Но чем бы ни было славянское письмо – прототипом глаголицы, кириллицы или чем-то совсем не похожим на известное нам ныне, ряд исследователей уверен, что оно, вопреки домыслам, существовало.
11) Художественное творчество славян.
До возникновения литературы существовало в устной форме – «славы», «плачи», сказки, обрядовая поэзия, пословицы, поговорки, заклинания и т.п. Литература, основанная церковниками, началась не с записи фольклора. Напротив, до XVII века они противостояли друг другу. И, несмотря на разнообразие творчества (не только церковного, но и очень интересного светского), народной памяти и народному духу репрессиями со стороны христианского духовенства был нанесен невосполнимый ущерб, который не может быть компенсирован православными подменами.
[Маленькая сноска: воцарение христианства на Руси позволило развить каменное строительство, создание книг, фресочное искусство и дать уклон в церковный стиль одежды и символики. Однако, по мнению Н. Гордиенко, которое я вполне разделяю,, эти положительные аспекты являются лишь побочными факторами, поскольку, как было справедливо замечено, те, кто крестил Русь, не ставили перед собой целью развитие ремесел и искусств этой страны. Их целью было «спасти» души нового народа и привести его в сферу влияния Византии]