Встроенные функции.
Основные операторы языка QBasic! Основные директивы
CLS -очищение экрана END -конец программы "+"и"-" - сложение и вычитание "*"и"/" - умножение и деление "^" - возведение в любую степень (x+3,14)/(a+b) - используются только круглые скобки. Встроенные функции. SQR(X) -извлечение корня ABS(X) -модуль(абсолютная величина) числа sin(X);cos(X);tan(X) -тригонометрические функции синус, косинус и тангенс угла в радианах ATN(X) -арктангенс числа в радианах INT(X) -округление числа(дробная часть числа отбрасывается) RND(X) -случайное число z=YMODx -целый остаток от деления y на x log(X) -логарифмическая функция (натуральный логарифм по основанию e=2,71828); EXP(X) -показательная функция Операции ввода - вывода информации
PRINT -вывод информации на экран PRINT X -вывод на экран значения числа X INPUT -ввод данных. Управляющие конструкции QBasic
GOTO N-"N"-метка Условный оператор IF...THEN... ELSE(если, тогда, иначе): IF<условие> Then<список операторов>ELSE<список операторов> <>- неравно, > - больше, <меньше, >=больше или равно.
AND(и);OR(или) Некоторые полезные команды QBasic
Оператор Locate a,b - указывает позицию экрана(a-строка,b-столбец), начиная с которой будет печататься текст или число. Обычно используется перед оператором PRINT. Директива FILES выдаёт список подкаталогов и файлов в текущем каталоге. Кроме того, выдаётся свободная память на жёстком диске
Директория SHELL "name" позволяет запускать программу name.exe или name.com указанную в кавычках. Эта программа должна находиться в текущем каталоге, там же, где и *.bas файл. Расширение exe или com можно не указывать. Графические операторы в QBasic
SCREEN N - этот оператор очищает экран и задаёт графический режим, где N определяет тип графического режима: N=1,7,8,9,12 При N=12 в операторе COLOR цвет фона не задаётся. При N=7 режи экрана 320x200 пикселей и 16 цветов. Режим SCREEN 7 используется весьма часто. Если задан оператор SCREEN_N, то оператор CLS можно не использовать. color c1,c2. color - оператор, задающий цвет текста и фона, где c1 задаёт цвет текста, а c2-цвет фона.c1,c2=0-15 Пример использованя этого оператора -color14,1 Рисование точки:PSET (X,Y),C, где X,Y -координаты точки,C - цвет точки. C = 0-15.X=160,Y=100 -координаты центра экрана для режима SCREEN7. Оператор стирания точки: PRESER(X,Y) Рисование линии:LINE(x1,y1) =(x2,y2),C. Здесь x1,y1 и x2,y2- координаты концов линии, C -цвет. Рисование прямоугольной рамки: line(x1,y1)-(x2,y2),C,B. Здесь x1,y1 и x2,y2 - координаты концов левой диагонали, C -цвет. Рисование закрашенного прямоугольника: line (x1,y1)-(x2,y2), C, BF. Здесь x1,y1 и x2,y2 - координаты концов левой диагонали, C-цвет. Рисование окружности: CIRCLE (X,Y),R,C Здесь x,y - координаты центра, R -радиус, C-цвет. Рисование дуги и сектора: CIRCLE (X,Y)R,C,ф1,ф2 Здесь ф1, ф2 начальный и конечный углы дуги в радианах. У сектора перед ф1 и ф2 стоит знак синус Рисование элипса: CIRCLE(X,Y),R,C,K: Здесь k - эксцентриситет эллипса. k<1 - элипс вытянут вдоль больши оси. k>1 -эллипс вытянут вдоль малой оси.
Переменная в программе
Переменная - это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.
Имя переменной обозначается английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2. Имя переменной служит для обозначения некоторой величины в программе, которая при выполнении программы может иметь какое-либо значение, но может быть и не определена. Пример задания часто употребляемой константы: pi=3.14159.
Типы переменых: целая, вещественная, логическая, символьная, строковая и др. Если в переменной хранится число, то это числовая переменная, если в переменной хранится слово или фраза, то это строковая (символьная) переменная. В QBasic строковая переменная обозначается a$, b$ (в конце имени стоит знак доллара $). Содержимое хранится в переменной, до тех пор, пока оно не будет специально изменено.
Операция передачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается в QBasic знаком "=", например, x=10.
Некоторые основные директивы QBasic Директива REM или апостроф ' - обозначает комментарий к программе или команде. Вся строка (как правило, это поясняющий текст), что идёт после знака комментария, не исполняется. Этот знак используется при отладке программ. Оператор CLS -оператор очистки экрана. С него часто начинаются программы, работающие в текстовом режиме. Директива END означает конец программы. Применение этой команды в конце программы не является обязательным.
Все формулы в QBasic записываются в строку, при этом используются следующие математические знаки: "+" и "-" - сложение и вычитание; "*" и "/" - умножение и деление; "^" - возведение в любую степень; (x+3.14)/(a+b) - используются только круглые скобки и десятичная точка вместо запятой. Пример: S=Vo*t+g*t^2/2
В QBasic применяются следующие встроенные функции: SQR(X) - извлечение квадратного корня; ABS(X) - модуль (абсолютная величина) числа; SIN(X); COS(X); TAN(X) - тригонометрические функции синус, косинус и тангенс угла в радианах; ATN(X) - арктангенс числа в радианах; INT(X) - округление числа (дробная часть числа отбрасывается); RND(X) - случайное число; z = y MOD x - целый остаток от деления y на x. LOG(X) - логарифмическая функция (натуральный логарифм по основанию e=2.71828); EXP(X) - показательная (экспоненциальная) функция.
|