Студопедия — Социально-культурная деятельность: морфология термина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социально-культурная деятельность: морфология термина






Как предмет изучения социально-культурная деятельность имеет трехмерное построение. Наиболее полный и объективный анализ её структуры может быть обеспечен благодаря соблюдению трех принци­пиальных подходов: институционального, духовно-содержательного и морфологического.

С помощью институционального измерения мы получаем возмож­ность проследить динамику возникновения и исторического развития форм, методов и технологий социально-культурной деятельности, свя­занных с производством, сохранением, потреблением, освоением и изу­чением культурных ценностей и продуктов, предметов искусства и быта Духовно-содержательное измерение позволяет выявить воздействие со­циально-культурной деятельности на духовный мир её субъектов и объ­ектов - создателей и потребителей культурных благ и ценностей.

Но наиболее методологически важным в контексте предмета нашего курса представляется морфологическое измерение, морфологический подход к сущности понятия социально-культурной деятельности. В кон­тексте изучения нашей дисциплины неоднократно проверенный метод морфологии как науки о форме и строении социального или биологиче­ского явления еще раз подтверждает свою системность, объективность и последовательность. Морфологический подход позволяет не только со­поставить, но и проанализировать соотношение, взаимодействие и взаи­мозависимость различных видов и структурных элементов социально-культурной деятельности на отдельных этапах её истории и современ­ного развития.

Из самого названия изучаемой нами дисциплины следует, что единую социально-культурную систему, характерную для любой страны и любой цивилизации, образуют две её составные части -«общество» и «культура». На какой базе они остаются единой сис­темой, будет ясно тогда, когда мы вникнем в суть и смысл понятий «общество» и «культура». С точки зрения сторонников системного подхода, общество как целостная система состоит из целого ряда подсистем: экономической, политической, социальной и культур­ной, соединенных причинно-следственными связями.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

В контексте нашего предмета общество предстает как истори­чески сложившаяся, относительно устойчивая совокупность свя­зей, взаимодействий и отношений между людьми, которая осно­вывается на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных (культурных) ценностей и благ и опирается на поддержку со стороны множества социальных и социально-культурных институтов и организаций.

С самого начала термин «культура» ассоциировался с созда­нием человеком «второй природы» начиная с первого акта окуль­туривания им предметов природы и создания на этой основе ору­дий труда. Многофункциональность таких орудий труда или ка­ких-либо других предметов, жизненно необходимых для человека, дала возможность обобщить их под понятием «культура». Куль­тура соединяет в себе как элементы материальной, трудовой дея­тельности людей, так и элементы их духовной деятельности. Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере его материальной и духовной жизни, это высшее проявление твор­ческих сил и способностей человека.

Главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Суть и смысл деятельности миллионов лю­дей, представляющих духовную элиту общества - деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников - состоит в том, чтобы помочь каждому новому поколению в овладении матери­альной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоян­ные нравственные искания, возвышающие человека, всегда со­ставляли одну из главных особенностей русского национального характера.

Мерой культуры и воспитанности всегда считалась интелли­гентность. И Шекспира и Пушкина объединяет неординарный вы­вод, сделанный этими двумя величайшими гениями: причина всех человеческих бед в невежестве. Интеллигентность во все времена выступала в качестве антипода хамству и невежеству. Это поло­жение особенно актуально для нынешнего времени практицизма, мощных процессов коммерциализации духовной сферы, в частно­сти искусства.


 




ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Многие великие умы видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно на­стоящая культура воплощает извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Главным гарантом духовного бытия об­щества является деятельность по приобщению людей к миру пре­красного, к культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, формированию культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии.

Таким образом, общество предстает как социально-культурная сис­тема, которая олицетворяет единство материального и духовного произ­водства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только физические потребности людей, но и духовные - в общении, коммуни­кации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д. Эти функции современного общества логично подводят нас к необходи­мости четкого понимания предмета социально-культурной деятельности.

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере куль­туры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи в контексте нашего предмета изучения социально-культурную деятельность правомерно рас­сматривать (в определенном смысле) и как деятельность социальных общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освое­нию, обогащению и использованию социально-культурных технологий. Необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности для широкого спектра про­фессий социально-культурной и социально-педагогической на­правленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий «со­циум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга, закрепив за ними тот смысл, который является для них традици­онным и отражает результативные и процессуальные стороны явлений, ими обозначаемых.

Социум как явление, предмет и объект анализа можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчи­выми общественными образованиями, а также процессов «социальной


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для со­циальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуаль­ное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфиче­ски человеческий способ преобразования природных задатков и возмож­ностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредме­чивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

Совершенно очевидным выводом из анализа современной историче­ской ситуации является то, что «просветительская» модель мироустрой­ства исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и образования. Основанием для этих подхо­дов служит положение о том, что для нынешнего столетия «феномен культуры все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бы­тия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей»1.

Культура «заполняет и насыщает все социальное пространство, обра­зуемое кооперативной человеческой деятельностью, оказывается как бы размытой по всему телу социального организма и проникающей во все его поры»2. Можно с полным правом утверждать, что все социальные секторы и институты оказываются субъектами культурной деятельности, занимаются созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей.

Практически «некультурных» участков социальной жизни не обна­руживается. В любом социуме существует множество культур, так на­зываемых мультикультур, отличающихся рядом характеристик их но-

' Библер B.C. Or наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М, 1990. - С. 261.

гМаркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. -М, 1983. -С.44.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

сителей - отдельных лиц и групп населения. Каждую из этих групп, а соответственно, и их культур, отличает один, а то и сразу несколько при­знаков людей - их социальная, экономическая и гражданская принад­лежность, этническое происхождение, их род, пол и половая ориентация, их мировоззрение и образование, профессия, язык, традиции, обычаи, возраст, физическое и умственное развитие, религия и др. Очень часто о культурной идентичности человека или группы можно судить и по внешним, невербальным признакам.

Каждый человек или группа людей по природе своей обладают мно-гокультурностью, или мультикультурностью. Другими словами, в них мы обнаруживаем пересечение многих культур или, говоря иначе, культурных идентичностей. При этом одна из этих культур (культурных идентичностей) является преобладающей, доминирующей. Например, постоянной доминирующей чертой у человека может служить его на­циональность или пол.

В то же время многие из культурных идентичностей человека или группы представляют собой категорию крайне переменчивую, подвиж­ную. Ученые говорят о своеобразном постоянном «дрейфе идентично­сти», связанном с изменением возраста, профессии, гражданства, перехо­дом в иное вероисповедание.

Таким образом, само понятие мультикультурности предполагает взаимозависимость социального и культурного начал, взаимопроникно­вение социальной и культурной принадлежности людей. Социум как бы «растворяется» в культуре и наоборот.

Культурной в этом случае можно считать любую человеческую дея­тельность, включая физиологические процессы сна, питания и т.п., кото­рые приобретают «культурные формы».

Представляя собой единство, трудноосознаваемое даже на уровне теоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами.

Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира». Культура - это врас­тание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, нацио­нальной психологией.

Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной лично-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ста, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Если социальная деятельность - это целеориентированная актив­ность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно-ори­ентированная, проникнутая и продиктованная определенным содержа­тельным смыслом.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимуще­ственно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной сто­роны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, а с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс соз­дания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории (деятельность»; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предмет­ных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сего­дняшней культурной жизни.

Термины «социальная группа» и «культурная группа» в контексте нашего курса являются синонимами. Любая социальная группа, обла­дающая определенными отличительными чертами, одновременно может называться культурной группой. Одна и та же личность может отно­ситься одновременно к нескольким культурным группам: социальной, возрастной, половой, профессиональной, спортивной, по интересам и т.д. Поэтому на личность как бы проецируются характерные культурные черты (привычки, интересы, стиль одежды и стиль общения, досуговые предпочтения, духовные ценности и др.), воспринятые ею от близких для нее групп. В определенной мере отнесение человека к той или иной культурной группе связано и с его местожительством (житель крупного города и провинциал), землячеством, принадлежностью к различного рода меньшинствам (этническим, конфессиональным, сексуальным и т.д.). Из сказанного следует, что социальные и культурные характери­стики переплетаются не только на уровне какого-либо народа, но и на


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

уровне отдельно взятого индивидуума.

Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культур­ная деятельность», носит характер взаимодополняемости. Это позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций, как, напри­мер, «либерально-демократическое общество», где первая часть характе­ризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государствен­ного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.

Обратим внимание на соотношение социального и культурного: со­циальное - форма взаимодействия, культурное - результат взаимодейст­вия. Главный продукт социально-культурной деятельности - люди, соци­альные общности и группы, социумы, освоившие культуру.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социаль­ных ролей и культурных ценностей. Социальная роль в данном контексте рассматривается как совокупность нормативно одобренных, ожидаемых окружающими людьми поведения и действий человека в определенных обстоятельствах. Человек выступает в роли первичного «атома» соци­альных структур, отношений и процессов.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 462. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.021 сек.) русская версия | украинская версия