Студопедия — Социальмжулыпурная среда
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальмжулыпурная среда






Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содер­жательная трактовка такого понятия как ((социально-культурная среда».

Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Го­воря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сфе­рой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения та­кие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, сво­бодное и широкое распространение информации.

Принято считать, что культурная среда творится профессио­нальными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специали­зированными государственными и негосударственными организа­циями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы со­держится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практш е такое «обживание», как правило, сво­дится к освоению предлс «енных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобнее «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются куль­турная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.

На протяжении многих лет под социально-культурной дея­тельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо ока­зание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ре­монте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры,


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

танцплощадок, спортивных сооружений и т.д. Широкого размаха достигло движение добровольцев, обязавшихся безвозмездно от­работать на строительстве объектов культуры и быта определен­ное число выходных дней. Это, несомненно, принесло ощутимую пользу, поскольку в условиях утвердившегося остаточного прин­ципа выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы во многих регионах, особенно в городах-новостройках, сельской местности и т.д., действительно требовалось сооружение объектов культуры и досуга, укрепление материальной базы, не­обходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени.

Однако даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предло­жением благ еще не решают проблему досуга. Все это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды.

Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. Наш курс рассматривает ее в самом широком плане -как социально-культурную среду, предполагающую наличие трех обязательных элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных инсти­тутов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого про­цесса этой деятельности на всех ее этапах; совокупности объек­тивных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Понятие «социально-культурная среда» означает, таким обра­зом, конкретное своеобразие и проявление общественных отноше­ний в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участника­ми социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо фор­мальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер.

В отличие от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты обще­государственного масштаба, микросреда - это сфера действия ма­лых групп и входящих в них личностей, их непосредственное со­циально-культурное окружение.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение че­ловека, включает в себя множество составных элементов — мик­росред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в се­мье; среда общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.

Личность может менять свое место в социально-культурной среде, постоянно переходить из одной микросреды досуга и обще­ния в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социально-культурную среду. Естественно, подобная и, на первый взгляд, ничем не ограниченная мобильность человека в социально-культурной среде на самом деле не является абсолют­ной. Она имеет определенные пределы, обусловленные общест­венно-экономическими отношениями, структурой общественного устройства. Тем не менее эта свобода выбора, активность лично­сти по отношению к избираемой ею среде досуга и общения не может не учитываться в процессе разработки и реализации соци­ально-культурных проектов, организации социально-культурной деятельности.

Альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициа­тивы и самостоятельности, творчества и самоутверждения челове­ка, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социаль­ных решений.

Цементирующей основой для сохранения и развития жизне­способной социально-культурной среды является, как свидетель­ствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и со­временных нетрадиционных досуговых центров, в которых преоб­ладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало. На региональном


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

уровне, в масштабах микрорайона, малого, среднего, крупного го­рода предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной мере приостановить, нейтра­лизовать сам процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В муниципальных программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенство­вание отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физ­культурно-оздоровительной работы, борьба с алкоголизмом, нар­команией, правонарушениями, профилактика антисоциального поведения.

Однако все эти острейшие, злободневные социальные пробле­мы не могут быть решены по отдельности. Их решение невозмож­но без наличия целостной (городской или сельской) культурной среды, соответствующей нынешнему этапу развития общества и активной роли в этой среде самого человека. Полноценная, соци­ально открытая культурная среда жизненно необходима для чело­века, для его повседневной деятельности. С одной стороны, она предоставляет широкий простор для общественных инициатив и движений культурно-исторического, экологического, просвети­тельного, физкультурно-оздоровительного характера. С другой — является тем свободным пространством, в котором сосредоточены, непрерывно циркулируют и взаимодействуют друг с другом мно­гочисленные субкультуры - возрастные, социальные, профессио­нальные, этнические, конфессиональные и т.д.

В этой среде постепенно изживают себя традиционные подхо­ды, основанные только на потреблении предлагаемых готовых культурных благ. Этот процесс естественный и необратимый, по­скольку время постоянно рождает новые духовные потребности, и практически невозможно удовлетворить их всякий раз только с помощью формальных структур - специальных органов и учреж­дений.

Социально-культурная деятельность различных слоев населе­ния в нашей стране всегда исторически была связана со стреми­тельно развивающимся социумом. Конкретным результатом соци­альной инициативы, культурно-преобразующей деятельности миллионов людей были возникшие в 20-е годы XX века многочис­ленные рабочие и красноармейские клубы, клубы творческой ин­теллигенции, сельские избы-читальни, домпросветы, пункты лик-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

беза, разнопрофильные кружки и студии, кооперативные столовые и чайные, дома-коммуны, первые рабоче-крестьянские здравницы и т.д.

В то же время в социально-культурной среде господствовали чрезмерная централизация управления, исторически сложившийся ориентир на однообразные типы «традиционного» клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки. Обеднение форм и методов работы, отсталость материально-технической базы этих учрежде­ний на фоне расширения предложений различных форм досуга кооперативами, хозрасчетными и другими досуговыми центрами, динамического развития средств массовой информации, возраста­ния уровня и многообразия духовных потребностей людей поро­дили в значительной массе населения, особенно среди подростков, молодежи, негативное отношение, определенный кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере. Существовавший на протяжении многих лет определенный авторитет традиционного клуба или библиотеки сегодня основательно поблек, далеко не всегда отвечает современ­ным ожиданиям и представлениям населения.

Многочисленные социальные инициативы и начинания, не­прерывно возникающие в рамках свободного времени людей, -сегодня один из самых привычных, постоянных элементов куль­турной среды города и села. Они являются и результатом, и необ­ходимым условием непосредственного общения детей, подростков и взрослых, их живой потребностью участия в общественно-полезных делах. По сути, мы имеем дело с коллективными уси­лиями людей, чья социально-культурная активность, с одной сто­роны, не ограничивается узкими семейными рамками, а с другой -по тем или иным причинам не вписывается в деятельность совре­менных институтов социально-культурной сферы - клубов, теат­ров, парков, музеев, художественных студий и т.д.

Социально-культурная среда в настоящее время далеко не все­гда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходя­щим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации творчества и досуга, так и к целям и методам их реализации.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Современная социально-культурная ситуация

Важнейшим условием развития и практического использования социально-культурной деятельности как системы является ситуацион­ный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте под категорией «ситуа­ция» понимают совокупность типичных условий и конкретных об­стоятельств, которые в тот или иной момент оказывают непосредст­венное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межлич­ностные отношения.

Социально-культурную ситуацию, исходя из сказанного, право­мерно рассматривать как характерную для конкретного отрезка време­ни (дня, недели, месяца, года и т.д.) данность, включающую человека или группу людей, определенную социально-культурную среду и конкретные условия (сферы, мотивы, цели) их социально-культурной деятельности в этой среде. Богатейшая общественная практика изоби­лует разновидностями социально-культурной ситуации - ситуациями проблемными и привычными «штатными»; управляемыми и неуправ­ляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъ­ективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими раз­витие социально-культурного явления). Например, проблемная ситуа­ция выявляет, как правило, наличие определенной социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоре­чие либо несоответствие между реальным и желаемым.

Исследования культурологов, социологов, педагогов, психоло­гов отмечают ухудшение социального самочувствия многих слоев населения, развитие социального пессимизма, утраты внутренних ориентиров поведения, с одной стороны, и нарастание агрессивно­сти, напряженности - с другой.

До сих пор не разработаны и не реализованы провозглашенные в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» государственные гарантии общедоступности учреждений культу­ры для населения, пользования культурными ценностями и бла­гами для социально незащищенных слоев населения.

Общество оказалось неспособным защитить ребенка от наси­лия и безнравственности взрослых. Ребенок развивается в услови­ях стабильной социально-культурной депривации, когда не удов­летворяются его самые элементарные потребности. Высокими


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

темпами растет подростковая преступность. Статистика свиде­тельствует: в России, по данным на конец XX столетия, в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, детдомах-интернатах для инвалидов воспитывалось свыше 140 тысяч детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей. 90% воспитанников по­ступали в детские дома из семей, где родители полностью дегра­дировали.

Понимание сути современной социально-культурной ситуации невозможно без четкого представления о роли и значении культу­ры в радикальной перестройке жизни общества в период перехода к новым экономическим отношениям.

Рыночная экономика неоднозначно отражается на культуре. С одной стороны, она помогает ей выжить в условиях жесточайшего экономического кризиса. С другой - не может не наносить опре­деленного ущерба духовному потенциалу и нравственному здоро­вью общества.

Наряду с другими отраслями научных знаний социально-педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства, отнесенная «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» к разряду важнейших культурных ценностей, призвана обеспечить сохранение и развитие духовного потенциала общест­ва, предотвратить кризисные явления в культуре, добиться гармо­низации и гуманизации духовного развития личности. Бесконечно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал: «Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы».

В специальной литературе, публицистике, на творческих встречах, конференциях, семинарах, «круглых столах» звучат раз­личные, порой прямо противоположные оценки ситуации, сло­жившейся в духовной жизни, культуре современного социума.

Современная социально-культурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоот­ношений людей, когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном включении основ­ной массы населения в социально-культурную деятельность.

Именно на решение этой задачи направлен Государственный образовательный стандарт по специальности «Социально-куль-


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

турная деятельность», который базируется на сопряжении соци­ально-педагогического образования с образованием культурологи­ческим. В отрасли культуры и искусства оба этих начала состав­ляют единый процесс. Основанием такого единства являются та­кие положения, как единый социальный заказ со стороны государ­ства и негосударственных структур (общественных, коммерче­ских, частных и т.д.), их взаимная ответственность за судьбу и ду­ховное здоровье общества, которые определяют и цели, и содер­жание, и уровни социально-педагогического и культурологиче­ского образования специалистов отрасли.

В процессе разработки Государственного образовательного стандарта «Социально-культурная деятельность» авторский кол­лектив исходил из признания человека не только как представите­ля социума, но и представителя этноса, следующего конкретным, национально-культурным традициям. Благодаря Госстандарту практически впервые в России заложен фундамент социально-культурологического образования специалистов, занятых в самых различных областях образования, досуга, искусства, спорта и т.д. Основное их назначение заключается в реализации функций соци­ально-культурной адаптации и реабилитации, детской и семейной рекреологии, создании предметно-пространственной среды для социокультурной информации и коммуникации.

По существу, возникло новое направление высшей школы, обусловленное нынешней социально-культурной ситуацией и ор­ганично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить как специальное образо­вание в сфере социально-культурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать, что у каждой страны есть своя специфика и в национальной культуре, и в содержании и технологии социально-культурной деятельности. Естественно, эта специфика переносит­ся и на систему подготовки кадров для социально-культурной дея­тельности.

Свою задачу инициаторы введения новой специальности изна­чально видели в том, чтобы, приближая отечественную систему культурологической подготовки специалистов к современным стандартам европейской школы, ни в коей степени не отрываться от собственных корней, национальных и культурных особенно­стей. Постоянно обращаясь к своей истории, к российским тради-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

циям, авторы вновь и вновь пытаются проследить и осмыслить огромный путь в пространстве и времени, пройденный Россией, в области просвещения, досуга, творчества - от разрозненных, эпи­зодических форм к внедрению общественно значимых программ и систем.

Пытаясь сегодня вернуть и возродить часть отвергнутой, но не утраченной навсегда российской культуры, мы стремимся осмыс­лить и наполнить современным содержанием понятия, казалось бы, навсегда исчезнувшие из нашего лексикона: «странноприим-ницы» и «сиропитательницы», «доброхоты» и «меценаты», «мило­сердие» и «филантропия», сделать их одними из базовых, родовых в содержании современного социально-культурологического обра­зования.

Сегодня культурологический и социально-педагогический компоненты присутствуют практически в каждой из специально­стей, которыми вуз культуры вооружает своих выпускников. По существу, функции менеджера, педагога, технолога, работающего в самых различных областях современного социума (учебного, досугового, производственного и др., с детьми, подростками, взрослыми), выполняет любой специалист - хореограф, постанов­щик спортивно-бальных танцев и шоу-программ, руководитель эстрадного, духового, народного оркестров или ансамбля, режис­сер любительского театра или театрализованного представления, менеджер в сфере освоения отраслевых информационно-библиографических ресурсов.

В контексте нынешней социокультурной ситуации неизмеримо возрастает общественная, гражданская роль специалиста-лидера как организатора практической деятельности различных социаль­ных групп и категорий в сфере культуры, искусства и досуга. Его деятельность в настоящее время исполнена огромным нравствен­ным, воспитательным смыслом.

При изучении курса, освоении профессиональных знаний, умений и навыков важно научиться ориентироваться в характер­ных особенностях социально-культурной ситуации, в закономер­ностях её возникновения и возможных последствиях, выстраивать в процессе её развития возможные варианты поведения субъектов и межсубъектных отношений, овладеть набором основных средств


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

и понятий, с которыми эта ситуация прямо или косвенно связана. Особенно велика роль ситуационного мышления организаторов, педагогов благодаря которому они лучше понимают, какие прие­мы, методы и технологии будут в большей степени способствовать достижению цели в конкретной ситуации.

Как видим, ситуационный подход в равной степени значим как для управленческих, так и для технологических аспектов социаль­но-культурной деятельности. Каждая из социально-культурных технологий, каждый из методов управления имеют свои сильные и слабые стороны в той или иной ситуации. Отсюда необходи­мость своевременного предвидения вероятных последствий их применения, и положительных, и отрицательных.

Кардинальное обновление всех сфер жизни чрезвычайно обо­стрило дефицит духовной культуры, той культуры, которая, наря­ду с физическим развитием, призвана служить фундаментом, кон­структивной основой социализации личности.

Причин возросшего во многих регионах страны активного ин­тереса к изучению и освоению национальной культуры немало. После обвального падения официальной партийной идеологии воз­никла мировоззренческая пустота, определенный духовный ваку­ум, который очень целенаправленно пытаются заполнить культом «золотого тельца». Многие средства массовой информации, на­пример, буквально обожествляют власть денег, внушая изначально безнравственную мысль о том, что все способы обогащения пре­красны, хотя любому думающему человеку ясно, как трудно со­вмещаются бизнес и мораль в наших сегодняшних условиях кри­минализированного рынка.

Культ богатства явно не соответствует русской духовной тра­диции, исконно русскому мировоззренческому идеалу. Эта мысль великолепно выражена в словах российского ученого, педагога, фи­лософа Павла Флоренского: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души».

Признавая неизбежность реформирования, мы, одновременно опираемся на высочайший идеал тысячелетней русской культуры, идеал, связанный с поисками красоты, добра и правды, идеал пре­ображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояли, стоят и будут стоять и русская классическая музы-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ка, литература, живопись, и устное народное творчество, декора­тивно-прикладное искусство, многочисленные промыслы и ремесла. Задача совершенствования социально-культурной сферы и объединения потенциальных возможностей всех общественных сил поставлена самим временем. Очевидно, она должна исходить из приоритетности русской духовной традиции, необходимости формирования у человека с ранних лет чувства духовной привя­занности, интереса и любви к родным местам, бережного отноше­ния к окружающей природной и социальной среде.

Например, для социокультурной ситуации в обществе в тече­ние долгих лет были характерны недостаточная развитость дейст­вующих в сфере досуга общественных структур, кризис социаль­но-нравственных идеалов, культуры в целом. Существенное отста­вание социально-культурной сферы является результатом много­летней изоляции страны от широких контактов с цивилизованны­ми странами мира, оторванности от своих исторических корней. Всё это значительно сужает возможности для реализации эффек­тивной социально-культурной политики, в то время как объек­тивная потребность в такой политике резко возрастает.

Бурный всплеск инициативы подростков, молодежи на фоне отдельных деструктивных явлений в общественной среде нередко приводит их к асоциальной деятельности, криминализации подро­стковых общностей, отчуждению юношества от государственных и общественных институтов, семьи.

Корни этого явления произрастают из той социокулътурной, экономической ситуации, которая сформировалась за длительный период. Драматизм сегодняшней подростковой ситуации обуслов­лен десятилетиями террора и застоя, социальной демагогии, соци­ального неравенства в обществе, остаточным принципом финан­сирования культуры, образования, а также недооценкой интеллек­туального, творческого труда.

Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной дея­тельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобра-Еваний в области семейного воспитания, воспитательной дея-льности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жи-льства.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

В контексте всей социальной жизни ребенка помимо «соци­альных корней» предстоит преодолеть сложившееся равнодушное, а зачастую агрессивное отношение к подрастающему поколению, внедряя в общество культуру взаимоотношений в семье, в детской, подростковой, взрослой среде.

Очевидна и необходимость умения правильно интерпретиро­вать социально-культурную ситуацию, правильно определить, ка­кие факторы являются сегодня и завтра наиболее существенными.

Время постоянно рождает все новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально-культурных институтов будет способна их полностью удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет социологи, культуро­логи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного элемента этой среды, а всего их ком­плекса как результата самоорганизуемой и самонаправляемой социально-культурной деятельности населения.

Эволюция социально-культурной деятельности — это не толь­ко следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества, ставшего на путь демократизации и обновления.

Анализ практического опыта и научных исследований свидетельст­вует, прежде всего, об очевидной культурной «автономизации» каждого из регионов Российской Федерации, стремительном наращивании как управленческой, так и творческой самостоятельности, самобытности и самоценности их культурного потенциала. Эта закономерность носит всеобщий характер, в том числе в проведении каждым из регионов соб­ственной, достаточно энергичной социально-культурной политики, в разработке и реализации множества социально-культурных, творческих проектов и инициатив. В современных сложных условиях особенно воз­растает роль традиционных очагов культуры в Центре, на Урале, в Си­бири, на Дальнем Востоке и других регионах, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.

Повсеместно отмечается всеобъемлющий, интенсивный рост демократизации и гуманизации социально-культурного простран­ства.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Мы являемся свидетелями процессов раскрепощения и развития об­щественного сознания на основе гласности и демократизации, выработки конструктивных решений вопросов развития общества путем всенарод­ного обсуждения, воспитания чувства ответственности за судьбу госу­дарства. Приоритетное место в общественном сознании, мышлении при­надлежит сегодня гуманизации, переоценке сложившихся стереотипов, преодолению догматизма, психологии иждивенчества и уравниловки, воинствующей категоричности в оценках явлений общественной жизни, нетерпимости к иному мнению. Демократизация предполагает и форми­рование новой политической психологии - терпимости, умения вести диалог, выслушивая критику, уважения мнения меньшинства и понима­ния особенностей обыденного сознания.

Если говорить об идеологической подоплеке социально-культурной деятельности, то ее ключевая идея состоит в том, что­бы расковать инициативу, творчество, предприимчивость и само­стоятельность людей. Понятия «объект» и «субъект» социально-культурной деятельности находятся в диалектической взаимосвя­зи. Какое-либо противопоставление этих понятий методологиче­ски некорректно, поскольку на практике имеет место постоянная взаимозаменяемость позиций и функций между объектами и субъ­ектами.

Главные приоритеты в регулировании и управлении социаль­но-культурной деятельности мы отдаем не тому или иному «объ­екту» или «субъекту», а созданию оптимальных условий, рефе­рентной среды для их взаимодействия, так как в социально-культурной сфере мы имеем дело с огромным числом юридиче­ских и физических лиц, выступающих в качестве непосредствен­ных участников социально-культурных процессов. Среди них -государственные и негосударственные (общественные, коммерче­ские) структуры.

Социально-культурная деятельность характеризуется много­образием занятий, обусловленных принципиальной неповторимо­стью, уникальностью и самобытностью личности человека, по­свящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь ресурсы используются недостаточно полно и эффективно. Это связано с глубокими противоречиями, сложившимися в течение десятилетий между демократической природой культуры и авто-


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ритарно-бюрократической системой управления ею; между реаль­ными потребностями и интересами населения и степенью их удов­летворения; между возрастающим плюрализмом в нарождаю­щемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития; между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняю­щимся «остаточным принципом» по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-эконо­мического развития, духовно-нравственного формирования лич­ности.

В условиях динамично развивающегося мира существенно возрастает влияние социокультурной ситуации на характер и со­держание образа жизни, быта, досуга жителей социума. В самом содержании социально-культурной деятельности тесно взаимо­действуют различные направления общественного воспитания де­тей, подростков и взрослых. Наравне с профессиональными соци­ально-культурными услугами интенсивно развивается любитель­ство. В подростково-молодежной, национально-этнической, про­фессиональной среде по-прежнему возникает множество традици­онных и нетрадиционных общностей (любительских объединений, клубов по интересам; студий, кружков и т.д.), разнопрофильных программ (информационных, развивающих, зрелищных и т.д.), традиционных и альтернативных форм.

Что касается участия государственного (муниципального), экономи­ческого (делового) и общественного секторов в духовных процессах, то они также являются субъектами, но иного рода. Их социальная миссия состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы, активного творчества народа в области культуры, искусства, досуга.

Действующие в социально-культурной сфере государственные и общественные структуры сосредоточивают свои усилия на распростра­нении и развитии культуры, социально-культурной сферы, организации культурного общения и культурного отдыха населения. Однако при этом подразумевается, что они одновременно направлены на формирование массового общественного сознания, на воспитание молодежи и взрослых в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократических идеа­лов.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

В условиях жесткой борьбы за экономическое выживание учрежде­ния культуры и досуга вынуждены прибегать к различным источникам добывания необходимых материально-финансовых средств, включая сдачу помещений и оборудования клубов и Домов культуры в аренду, прокат инвентаря, привлечение спонсоров, реализацию коммерческих заказов на рекламу, проведение платных мероприятий, расширение сети самоокупаемых кружков и объединений и т.д.

В плену вчерашних стереотипов и установок оказалась сама система управления социально-культурно-доеуговой сферой на уровне района, города, области. Именно здесь, как известно, складывается местная стра­тегия развития сферы культуры и досуга с учетом социально-эко­номических особенностей региона, интересов и культурных запросов населения различных категорий, состояния профессионального искусст­ва и традиций народного творчества. Однако на деле стратегическая ре­гиональная социально-культурная политика часто подменялась адми­нистрированием. Ограниченные текущие задачи, как правило, организа­ционного характера превращались в самоцель и решались вне связи с конечным результатом - развитием инициативы и самодеятельности на­селения. Бесконечные проверки, чрезмерный контроль сковывали твор­ческую инициативу на местах, воспитывали исполнителей, способных [работать лишь в четко ограниченных рамках требований и указаний вы­шестоящих инстанций.

Отдельные попытки изменить сложившуюся ситуацию, преодолеть авторитарные тенденции управления ощутимых результатов не принес­ли. Единственно возможный выход из сложившейся ситуации - устра­нение организационных механизмов, не позволяющих клубным работ­никам проявить самостоятельность, инициативу и творчество, демокра­тизация всей системы управления социально-культурными процессами. Социально-культурную стратегию в наши дни можно обозначить сле­дующей формулой: от работы для населения - к самостоятельности и инициативе самого населения, к сознательно-культурному творчеству масс. Социально-культурная деятельность призвана стать условием реа­лизации демократических, конституционных прав человека, про­странством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализа­ции личности.

Для решения этой задачи потребовалось в корне изменить и организационные основы социально-культурной деятельности,


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

отказаться от господствовавших долгое время организационно-хозяйственных принципов управления социально-культурной сфе­рой, дотаций, категорийности, фиксированных штатного расписа­ния и заработной платы, сложившихся форм планирования, учета и контроля всех элементов старой системы управления.

На протяжении многих десятилетий складывался традицион­ный взгляд на культуру как на убыточную отрасль в системе хо­зяйственных связей, включающую совокупность учреждений культуры и искусства, «обижаемых» госбюджетом и постоянно нуждающихся в дополнительных ассигнованиях. Этот взгляд об­наружил свою неперспективность хотя бы потому, что и сегодня те мизерные средства, которые выделяются на культуру, не осваи­ваются, поскольку планы не сбалансированы и не подкреплены ресурсами. Кроме того, традиционный подход, основанный на ме­ханическом сложении усилий различных культурно-досуговых служб и учреждений, которые предлагают готовые блага, но все­гда нуждаются при этом то в одном, то в другом, неизбежно себя изживает. Между тем сфера досуга рождает все новые и новые по­требности, и невозможно всякий раз быстро и качественно удовле­творять их силами только одних традиционных культурных учре­ждений и институтов.

Сложившаяся ситуация потребовала создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической са­мостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делеги







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 475. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия