Студопедия — Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа






Как обширная общественная практика социально-культурная деятельность содержит в себе огромное количество составляю­щих. Многочисленные области проявления этой деятельности в жизни общества объективно связаны с необходимостью разработ­ки и проведения на практике достаточно взвешенной и научно обоснованной социально-культурной политики.

Сущность социально-культурной политики состоит в целена­правленной, перспективно ориентированной долгосрочной дея­тельности, обеспечивающей развитие общества или отдельно взя­того региона в рамках обоснованно отобранных и внедряемых со­циально-культурных норм и отношений. Социально-культурная политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, используемых в государственном руководстве соци­альными и культурными процессами в обществе.

На практике выделяют, как правило, несколько уровней соци­ально-культурной политики: международный, федеральный, ре­гиональный, локальный (местный). Социально-культурную поли­тику характеризуют разнообразие бытующих в науке и практике моделей, вариативность содержания, опора на конкретные при­оритеты культурного развития своего региона (области, края, го­рода, района), социокультурные инициативы общественности и отдельных граждан.

Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении куль­турной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусторонний характер. Культурная поли­тика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В то же время общество кровно заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и инсти­тутов, действующих в сфере культуры.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Характеристика и оценка соотношения социальной и культур­ной политики неизбежно касаются и другого вопроса - соотно­шения прав и обязанностей личности и государства в социально-культурной сфере. Как известно, развитие этой сферы напрямую связано с её высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны госу­дарственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам че­ловек в своей социально-культурной деятельности, в реализации своих прав и свобод, гарантированных в «Основах законодатель­ства Российской Федерации о культуре» (1992), - прав на отдых, на творчество, на выбор ценностей, на пользование культурными благами, на получение гуманитарного и художественного образо­вания, на объединение с другими людьми на основе общих инте­ресов и т.д.

На государство возлагаются широкие обязанности по отноше­нию к социально-культурной сфере, но в то же время оно не пра­вомочно допускать здесь административное вмешательство, жест­кую регламентацию. Именно этот принцип закладывается в фун­дамент государственной социально-культурной политики.

Мы часто не задумываемся о социальных последствиях прини­маемых государством мер, поскольку социально-культурную дея­тельность нельзя выделить как обособленное автономное направ­ление, а следует рассматривать как часть единого процесса поли­тической, экономической, социальной деятельности общества.

Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных меха­низмов.

Эта сторона социально-культурной политики длительное вре­мя у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социаль­ных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответ­ствии с жестким и однонаправленным социальным заказом функ­ция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию соци­альной политики, к участию в решении идейно-воспитательных


 




Т.Г. Южлева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

задач. Вместо повышения это приводило к падению социальной эффективности культурной сферы, вместо наращивания культур­ного потенциала - к его кризису.

Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в доперестроечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого понимания их комплексности. Вольно или невольно иг­норировался сам факт того, что проблемы культуры и досуга, по существу, являются причинами и следствием проблем политиче­ских, экономических, социальных.

На практике это вылилось в массу документов по работе клу­бов, библиотек, парков, музеев и многих других учреждений куль­туры и досуга, не связанных единой социально и экономически обоснованной концепцией. В настоящее время возникла необхо­димость целенаправленной, научно выверенной государственной политики в социально-культурной сфере.

Говоря о субъектах социально-культурной политики, мы не­вольно касаемся понятий элиты и элитарности, всегда обязательно имевших под собой прочное социально-культурное основание. История России и её современность полны свидетельств сущест­вования различных духовных элит, их зарождения, развития, ста­билизации, умирания. При этом культурная политика в условиях тех или иных общественных формаций неизбежно сводилась к выращиванию и всяческой поддержке оптимальных, лояльно на­строенных культурных элит и одновременно к подавлению элит нежелательных, независимых, не «вписывающихся» в установлен­ные идеологические рамки.

Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных и альтернативных ему и друг другу общественных, неформальных коммерческих, предпринима­тельских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров до­суга, театров, учебных заведений, научных учреждений, изда­тельств и т.д. Отсюда становится очевидной огромная историче­ская, гражданская, юридическая и нравственная ответственность субъектов социально-культурной политики.

Социально-культурная досуговая сфера — одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организаци-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

онных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различ­ных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельно­сти различных формирований и структур в сфере культуры и до­суга: общественных организаций, фондов, движений и др.

Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономиче­ских потрясений, национальной замкнутости.

Государственная политика в сфере культуры и досуга направ­лена в будущее - в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого его члена в отдельности.

Культурная политика государства и пути ее реализации нахо­дят отражение в федеральных государственных программах со­хранения и развития культуры. Государство берет на себя обяза­тельства перед гражданами обеспечивать условия для общедос­тупности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В этих целях федеральные и местные органы самоуправления обладают правом использовать налоговую и ценовую политику для более широкого вовлечения детей и взрослых в творчество и самообразование, занятия любительским искусством и ремеслами. Перед федеральными и местными структурами открыта возмож­ность с помощью налоговых льгот, кредитов, приоритетной пере­дачи зданий и иных способов стимулировать деятельность госу­дарственных и других (общественных, частных) предприятий и организаций культуры и искусства, развивать их материально-тех­ническую базу. При необходимости местные органы могут при­нять долевое участие в финансировании негосударственных соци­ально-культурных объектов.

Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманитаризация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художест­венное образование. Приоритетной государственной поддержкой пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

искусство, которые должны быть сохранены для всех слоев насе- ] ления.

Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благо­творительными фондами и организациями способно взять под по­кровительство юные таланты, творческую молодежь, дебютантов, начинающие коллективы, не посягая на их творческую независи­мость. Государственный патронаж в области культуры распро­страняется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения.

Органы государственной власти и управления, органы мест­ного самоуправления в обязательном порядке обеспечивают права, свободы и самостоятельность всех субъектов социально-культур­ной деятельности, защищают эти права и свободы законодатель­ной и иной нормативной деятельностью. Для преодоления воз­можного монополизма в сфере производства и распространения культурных ценностей государство оказывает содействие созда­нию альтернативных социально-культурных организаций, пред­приятий, ассоциаций, творческих союзов и иных объединений.

Государство берет на себя ответственность за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Федеральные и местные органы управления своей важной функ­цией считают содействие сохранности и использованию таких па­мятников, находящихся в частной и коллективной собственности, постановку особо значимых из них на государственный учет. Го­сударство обладает приоритетным правом приобретения культур­ных ценностей, находящихся в частном владении, с помощью за­кона регулирует права и обязанности владельцев.

Творчески одаренные люди, в первую очередь дети, а также малообеспеченные группы населения, практически лишенные дос­тупа к духовным ценностям, остро нуждаются в особой поддержке со стороны государства.

В зависимости от задач, специфики содержания, объемов и масштабов различаются такие уровни социально-культурной по­литики, как международный, федеральный, региональный, ло­кальный (местный). Для социально-культурной политики на лю­бом из её уровней характерна многосторонность соотношения двух главенствующих понятий этой политики - «объекта» и «субъекта». Диалектика этого соотношения, их взаимодействия и


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

взаимозависимость являются предметом особого изучения и ана­лиза.

Реальными субъектами социально-культурной политики по праву считаются государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) струк­туры.

Главными инструментами для субъекта социально-культурной политики, которые четко очерчивают её задачи и специфику, яв­ляются исходные документы, которые разрабатываются в сле­дующей последовательности: 1) концепция, 2) проект и (или) про­грамма, 3) бизнес-план, медиаплан (план рекламно-информацион­ного обеспечения), мастер-планы и т.д. В реализации социально-культурной политики практически задействованы все учреждения и организации социально-культурной сферы, средства массовой информации, основные социально-демографические группы насе­ления.

Каждый из субъектов, руководствуясь собственными интере­сами и идеями, порознь или совместно с другими выходит в соци­ально-культурную сферу со своими концепциями, проектами, про­граммами и инициативами. В этих целях он находит и макси­мально использует многочисленный актив разработчиков (идео­логов), организаторов и исполнителей - непосредственных участ­ников процесса реализации и регулирования социально-культур­ной политики.

Представители перечисленных категорий с полным правом пользуются социальным статусом культурного политика. Необхо­димо подчеркнуть, что сам термин «культурный политик» несет в себе широкий общественный смысл, он распространяется не толь­ко на физических (граждан), но и юридических лиц - государ­ственные и негосударственные организации, предприятия, обще­ственные формирования.

В практике социально-культурной деятельности государствен­ных учреждений и общественных организаций само понятие куль­турной политики используется в нескольких значениях. Раз­личным специализированным областям социально-культурной деятельности (досуг, образование, искусство, спорт, реабилитация и др.) в зависимости от возложенных на них общественных функ-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ций также соответствует особая по содержанию социально-куль­турная политика. Каждый из уровней этой политики опирается на определенный круг задач и концептуальный подход, направлен­ный на их решение. При современной4 системе общественного раз­деления труда социальная и экономическая эффективность при­нимаемых решений обеспечивается за счет обязательного участия всех трех сторон - субъектов управления отраслью культуры, экс­пертов-специалистов (ученых) и представителей общественности, выступающих в роли исполнителей решений.

Совместная выработка и реализация управленческих решений самым активным образом влияют на конструктивность социально-культурной политики, позволяют добиваться гибкого сочетания долговременных стратегий и оперативных тактических шагов при подходе к проблемам.

Социально-культурную политику правомерно рассматривать как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций социально-культурной дея­тельности.

Статус социально-культурной политики определяется ее исто­рической, гражданской, юридической и нравственной ответствен­ностью, которую разделяют все реализующие ее субъекты. При­влечение к участию в формировании и реализации социально-культурной политики как можно большего числа субъектов воз­можно при создании соответствующего социально-культурной инфраструктуре региона (города, района) инвестиционного меха­низма. Основанием такого механизма может служить перераспре­деление полномочий и зон ответственности между законодатель­ными и исполнительными ветвями власти, муниципальными уч­реждениями, юридическими лицами, не входящими в систему му­ниципальных органов, и гражданами.

В этих случаях ответственность законодательной власти (го­родской или областной Думы, городского совета или собрания) ограничивается принятием концепции социально-культурной по­литики. Именно депутатам, выступающим от имени жителей, да­ется право определять приоритеты культурного развития региона. Принятию концепции предшествует её достаточно подробная экс­пертиза, обоснованно доказывающая актуальность, реалистич-


Раздел 1. Теоретические основы социально-культурно й деятельности

ность и социально-экономическую эффективность выдвигаемых целей и приоритетов деятельности.

Ответственность исполнительной власти (администрации об­ласти, города, района) состоит в разработке механизма реализации концепции и её ресурсного обеспечения. Этот механизм включает принятие нормативных документов и обеспечение межведомст­венного подхода в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ.

Инструментом этой политики являются гуманитарные соци­ально-культурные технологии, широко используемые в образова­нии, искусстве, социальной работе, в области досуга, спорта и ме­жэтнического сотрудничества, распространяемые на средства мас­совой информации, развитие хозяйственных укладов, систему го­сударственного управления, то есть на всё то, что входит в пред­мет социально-культурной деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что социально-культурная по­литика как любая управленческая деятельность предполагает вы­полнение в определенной последовательности основных управ­ленческих функций.

Это сбор, обработка, систематизация, оценка и анализ необхо­димой информации; выработка на основе собранной информации конкретного плана действий; организация выполнения намечен­ного плана или программы действий; координация усилий, посто­янные регулирование и контроль, обеспечение обратной связи -получения информации о реакции окружающей среды на пред­принимаемые в рамках социально-культурной политики действия.

Главным результатом социально-культурной политики всегда остается сохранение, обогащение, воспроизводство социально вос­требованных культурных норм и отношений в конкретной среде го­рода или района. Поэтому содержание бытующих в практике субъ­ектов Российской Федерации моделей социально-культурной по­литики подчиняется, как правило, двум основным направлениям.

С одной стороны - это сохранение (консервация) или воспро­изводство необходимого уровня культуры, культурной среды, опыта, норм и традиций. С другой - частичное или полное изме­нение культурных норм и традиций, внедрение и поддержка новых подходов в культуре. Как «вертикальные», так и «горизонталь-


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилънжов. Социально-культурная деятельность

ные» межсубъектные модели социально-культурной политики от­личаются вариативностью, они формируются под влиянием обще­ственности и отдельных граждан, зависят от конкретных общест­венно-политических, социально-экономических, культурных си­туаций.

Концепции, программы, проекты, реализуемые не только на региональном, но и на местном, локальном уровне с помощью и на базе средств массовой информации, учреждений культуры, обра­зования, социального обслуживания, досуга, спорта, по своей сути являются не только убедительным результатом, но и эффективным инструментом социально-культурной политики.

Таким образом, при всем разнообразии бытующих в науке и практике моделей социально-культурной политики в них посто­янно присутствует один и тот же обязательный компонент - куль­турные нормы и традиции. Будучи прямо или косвенно направ­ленной на сохранение и изменение существующих норм и тради­ций либо на внедрение принципиально новых элементов, соци­ально-культурная политика неизменно сохраняет главные черты, составляющие ее ценность и достоинство, - это вариативность её содержания, опора на социально-культурную инициативу и ак­тивность общественности и отдельных граждан.

Вопросы dwnpoeqrmucmtoKomvpomKljxadeny

1. Понятие «социально-культурная деятельность» в своем истори­
ческом и современном контекстах обладает эволюционной пре­
емственностью по отношению к таким терминам, как «внешко­
льное образование», «политико-просветительная работа», «куль­
турно-просветительная работа», «культурно-воспитательная
работа», «культурно-досуговая деятельность». Чем обусловле­
на диалектика появления и развития этого понятия?

2. В каждом из терминов, предшествовавших или сопутствую­
щих сегодня понятию «социально-культурная деятельность», за­
ключены глубокий смысл и содержание. В чем, по Вашему
мнению, состоит: а) историческая обусловленность каждого из
них; б) их сходство и различие; в) их преемственность;
г)специфика влияния каждого из них на развитие личности;
д)характер взаимоотношений объекта и субъекта.


Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

3. В чем заключается сходство и различие понятий «социально-
культурная деятельность» и «культурно-досуговая деятель­
ность»: а) в масштабах (диапазоне) применения; б) в характере и
содержании деятельности; в) в сущности и выборе технологиче­
ских решений; г) в вариативности результатов; д) в объемах вос­
питывающего воздействия на развитие личности.

Почему общество называют социально-культурной системой?

4. Культуры вне социума, как известно, не бывает. Почему в та­
ком случае мы не ограничиваемся термином «культурная дея­
тельность», а пользуемся понятием «социально-культурная дея­
тельность»? Приведите достаточно весомую аргументацию в
подтверждение своей позиции.

5. Какое значение для социально-культурной деятельности имеет
понятие «ценности» и какие виды ценностей включены в соци­
ально-культурную систему общества?

6. Сопоставьте различные схемы классификации культурных цен­
ностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наи­
лучшей. Докажите, что по степени своей значимости для инди­
вида, личности данные виды градации не отрицают, а допол­
няют друг друга, способствуют более глубокому осмыслению
понятия «культурные ценности».

7. Какими, на Ваш взгляд, преимуществами в социально-
культурной практике обладает человек (специалист, педагог,
ученик и т.д.), владеющий двумя или несколькими языками на­
родов России, иностранными языками?

8. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий
«социальное» и «культурное» в поведении и действиях челове­
ка или группы людей.

9. Легко ли находиться в иной культурной среде? О чем всегда
нужно помнить, когда находишься в незнакомом социально-
культурном окружении, для того чтобы не попасть в нелов­
кую ситуацию, как успешно с этим справиться?

10. Назовите функции социально-культурной деятельности, кото­
рые являются доминирующими, приоритетными в работе с од­
ной из следующих социально-возрастных групп: 1) дети до­
школьного возраста; 2) учащиеся младших классов;


 




Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

3)старшеклассники; 4)студенты; 5)молодые специалисты;. 6)лица пожилого возраста, ветераны труда.

11. Какая из функций преобладает в следующих видах социально-
культурной деятельности: Организация игрового общения участ­
ников летнего международного молодежного лагеря труда и отды­
ха; 2)присутсгвие на лекции, концерте; 3)участие в городском
конкурсе юных музыкантов-исполнителей.

12. Перечислите характерные признаки, отличающие понятие «прин­
цип» от понятия «функции» социально-культурной деятельности.

13. Каким критериям должна соответствовать научно обоснованная
социально-культурная политика в масштабах того или иного города,
региона?

14. Расставьте по степени значимости следующие приоритетные
цели социально-культурной политики на уровне города, регио­
на: а) повышение уровня культурного развития и культурной ак­
тивности населения; б) возрождение национальных культур этни­
ческих групп; в) адаптация подростков и молодежи к условиям
современного рынка; г)снятие социальной напряженности среди
жителей; д)обеспечение социально-культурных связей между по­
колениями; е) формирование местного патриотизма, любви к род­
ному городу, краю; ж) интеграция в межобластные и междуна­
родные культурные связи; з) сохранение и развитие культурного
(творческого, научного, спортивного и др.) потенциала города, ре­
гиона.

15. Какую роль в известных вам социально-культурных инициативах
играли и играют те или иные религиозные группы (православные
христиане, протестанты, иудаисты, исламисты и др.)? Приве­
дите несколько примеров и проанализируйте их с точки зрения
целей и принципов социально-культурной деятельности.

16. Опишите психологические условия активного профессионального
самоопределения и успешной самореализации человека в одном
из видов социально-культурной деятельности.

17. Какую из профессий Вы могли бы выбрать в качестве своей второй
специальности? Дайте обоснование своего выбора


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности Виды учебной деятельности

Составьте список основных понятий, которые наиболее часто употребляются в практике социально-культурной деятельности. Попы­тайтесь взглянуть на сущность и отличительные особенности каждого из терминов с позиций менеджера, педагога, психолога, культуроло­га, социолога (на выбор).

Пригласите на занятие представителя этнического меньшинства (студента, коллегу) с целью ознакомления с его языковой культурой, проблемами и отношением окружающих к его языку и к культурным традициям и ценностям его народа.

Попытайтесь осмыслить и дать в развернутом виде социально-культурную характеристику таких понятий, как «форум», «книга», «три­умфальная арка», «ремесленник», «военная музыка». Для каждого из них предложите соответствующий исторический и общественный контекст.

Разработайте примерную схему общественных связей одного из объ­ектов социально-культурной сферы (государственного или частного пред­приятия, общественной организации и тд).

С помощью анализа одной из массовых телевизионных публицистических программ попытайтесь определить, нормы и традиции какой культурной группы (возрастной, социальной, профессиональной): а) нашли в ней полное и всестороннее отра­жение; б) отражены поверхностно и частично; в) не нашли отра­жения совсем. Разработайте и предложите две-три стратегии, с по­мощью которых можно было бы включить в содержание передачи культурные интересы отсутствующей группы.

Подготовьте и проведите интервью с человеком, принадлежа­щим, на Ваш взгляд, к какой-либо определенной культурной груп­пе, и по итогам составьте его «портрет». Какие Ваши предпо­ложения о нем подтвердились, а какие - нет? Сделайте вывод о том, что повлияло на формирование его социально-культурного статуса.

Проведите микроисследование уровня культурных интересов и потребностей близкой для Вас молодежной или подростковой ауди­тории с помощью: а) заполнения карты наблюдения за реакцией ау­дитории во время массового мероприятия и анализа результатов; б)проведения рейтинга популярности ведущих молодежных теле­программ, изданий, радиостанций, музыкальных групп, клубов и т.д.


 




ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

с развернутой аргументацией полученных результатов; в) устного или письменного опроса.

Выберите одну из культурных групп (например, военнослужа­щие, работницы текстильной фабрики, беженцы-переселенцы, сту­денты технического вуза) и разработайте несколько стратегий орга­низации для них клуба или объединения по интересам.

Кратко изложите свою биографию в культурном контексте. По­пробуйте определить, какие факторы культуры и виды Вашего участия в социально-культурной деятельности оказали на Вас наи­большее влияние.

Темы семинарских и практических занятий

Занятие в учебно-творческой лаборатории на тему «Роль соци­альной работы и социальной педагогики в досуговых процессах (содержательные аспекты)».


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Раздел II.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 749. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.027 сек.) русская версия | украинская версия