Студопедия — Славянское Новолетие.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Славянское Новолетие.

 

Вопрос о начале года у славян-язычников — один из дискуссионных. Разные авторы предлагают различные версии. К примеру, В.С. Казаков в своей реконструкции славянского календаря называет датой начала года первое число месяца стужня (соответствующего январю), утверждая, что это единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах[1]. Однако хорошо известно, что празднование Нового Года первого января было введено Петром I в 1699 году:
«Великий государь указал сказать: Известно ему, великому государю, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова восемь дней спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал великий государь впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года» [2].

Среди родноверов распространено мнение, согласно которому начало года у древних славян было приурочено к зимнему солнцестоянию. Об этом прямо говорится в «Велесовой Книге» — источнике, не признаваемом академической наукой, но оказавшем сильное влияние на становление современного славянского язычества: «I тоi [суте] Свято первено Колядь, i друзе Ярь, i Красня Гуре, i Овсiена Влiка i Мала. Iдяшуть тiе Святы, якожьде мужь iдяшеть о градоу до селы огнещенсьтi i кiем земе мiре. Грендеть од ны до iня i од iня до ны» [3].

По другой версии, год начинался во время весеннего равноденствия. Её придерживается, к примеру, Богумил Мурин: «Ветви деревьев, первыми ощутивших наступление весны, освящали в храмах наших Святых Богов, приветствуя начало Нового Года, наступавшего у наших пращуров на весеннее равноденствие (Масленицу)» [4].

Обратимся же к историческим фактам и научным исследованиям.

 

В допетровской Руси было два календарных стиля — сентябрьский и мартовский. Согласно первому из них, год начинался 1 сентября — эта традиция была заимствована из Византии. В монастырском уставе Новгородского Софийского Собора сказано: «начаток же сущих книг в первыя сентября месяца есть, в тот бо день начаток всего лета многих ради вин Греком мнится» [5]. Согласно второму, Новый Год наступал 1 марта (как в Древнем Риме в эпоху Республики); при этом параллельно существовало две разновидности этого стиля — собственно мартовский и ультра-мартовский. Разница между ними в следующем: «ультра-мартовский календарный год, в противоположность мартовскому, не запаздывает на два месяца по сравнению с январским, а наоборот, начинается на десять месяцев ранее последнего» [6]. Очевидно, что мартовский стиль тоже не может быть исконно славянским. Причина проста — наши Предки-язычники не пользовались юлианским календарём (а равно и предшествовавшим ему древнеримским) и месяца марта у них быть не могло.

Учёные, занимавшиеся исследованием и попытками реконструкции славянского дохристианского календаря (Д.И. Прозоровский, Н.В. Степанов, Д.О. Святский, В. Шаур, В.Е. Гусев) установили крайне важный факт: месяцы в нём были лунными, то есть соответствовали реальной продолжительности лунного цикла. На это указывает даже само слово «месяц», обозначающее одновременно небесное светило и отрезок времени. Д.О. Святский пишет: «Луна с ее фазами легче всего давала возможность вести календарный счет по неделям и месяцам. Наши предки, увидев на небе в «начале нарождения месяца» молодой серп Луны или «новец», считали 165 часов, или, округло, семь суток до «нового перекроя» (первой четверти), семь суток до «подполони» или «ущерба» (полнолуния), семь суток до «ветхого перекроя» (последней четверти) и семь суток до «межей», т. е. до момента исчезновения луны в лучах солнца перед следующим новолунием. Эти четыре недели вместе с «межами» или «межимесячьем» составляли 29 суток лунного месяца, которому придавалось особое название, смотря по хозяйственным, метеорологическим и фенологическим условиям протекавшего времени года» [7]. Есть прямые указания на наличие такого счёта времени в древности — так, летописец, описывая смерть тверского епископа Арсения в 1409 году, сообщает: «наставшу месяца марту по книжному день первый, а по лунному февраля 15, в пяток по заутрении» [8]. Никоновская летопись датирует лунное затмение 10 марта 1476 года следующим образом: «месяца марта 10, а небесного февраля 15... начат гинути месяц...»[9] В этих примерах вместо славянских названий уже используются римские, но они наглядно показывают существование параллельного счёта «книжными» (юлианскими) и «небесными» (лунными) месяцами в Древней Руси. Так как продолжительность двенадцати «небесных» месяцев не совпадает с длительностью астрономического года, нашими Предками периодически вставлялся тринадцатый месяц. Согласно дошедшим до нас сведениям, у чехов он назывался груднем и добавлялся раз в три года: «ve trech letech prebyva mesic pribytny, hruden, to trinacteho mesice nastani» [10].

Очевидно, что лунные месяцы не совпадают с юлианскими; крайне маловероятно также заимствование христианизированными славянами даты Нового Года из древнеримского календаря эпохи Республики. По-видимому, мартовский стиль появился в результате переноса в юлианский календарь традиционного славянского Новолетия. В пользу этого предположения также говорит наличие в древних летописях (помимо мартовского и ультрамартовского) ещё и так называемых цирка-мартовского и цирка-ультра-мартовского стилей. В них Новолетие «не является твердо установленным. Оно из года в год колеблется около 1 марта, иногда предваряя это число, но большею частью следуя за ним» [11].

Рассмотрим же версии исследователей относительно даты Новогодия у славян-язычников.
По мнению В.Е. Гусева, год у наших Предков начинался в первое новолуние после зимнего солнцестояния: «мы принимаем точку зрения В. И. Чичерова о том, что начало аграрного года у древних славян приходилось на зимнее солнцестояние. Смысл зимней (святочной) обрядности у всех славян указывает на то, что именно с периодом, следовавшим за зимним солнцестоянием, были связаны религиозные представления, магические обряды и практические заботы земледельца о предстоящем цикле сельскохозяйственных работ. Само название месяца, на который приходилась эта обрядность («просинец»), отражает наблюдение о переходе от темноты к свету, а тем самым — от зимы к лету. Теоретически лунно-солнечный календарь, разумеется, мог начинаться и с летнего солнцестояния, и с весеннего равноденствия, но исключительное значение святочной обрядности, зачинающей аграрный год, и то обстоятельство, что «просинец» — единственное праславянское название месяца в календарной номенклатуре, связанное с постоянным астрономическим явлением, а не с неустойчивыми сезонными явлениями в области флоры или фауны, побуждает нас начинать исчисление месяцев славянского лунно-солнечного календаря именно с этого месяца»[12]. Эти доводы звучат вполне убедительно, но, если принять версию В.Е. Гусева, возникает вопрос о происхождении мартовского и цирка-мартовского календарных стилей в Древней Руси. Впрочем, по мнению В.Мошина, мартовский стиль «заимствован из стран Запада, точнее, у ближайших соседей Руси — поляков, чехов или венгров» [13], но очевидно, что это предположение не является единственным возможным ответом.

Н.В. Степанов полагал, что славянским языческим Новолетием было полнолуние фенологической весны: «Н.В. Степанов выдвинул новую гипотезу о характере нашего древнелетописного счисления. Он говорит: «Тени наших летописцев давно и настойчиво протестуют против сложившегося мнения о счислении годов в древней Руси с 1 марта; оне с красноречивым молчанием выбрасывают со страниц дошедших до нас памятников ряд дат, наглядно противоречащих сложившемуся у историков взгляду». Этот исследователь (...) полагает, что древнее национально-русское времясчисление было не солнечное, а лунное и начало года приурочивалось к некоторому моменту (к какой-либо фазе Луны), бывшему в начале фенологической весны. С принятием христианства и началом летописного периода наше время счисление стало равнодействующей чисто-русского и византийского счета времени, и может быть названо лунно-солнечным, при чем за начало года считалось воскресенье между 1-й и 2-й неделями Великого поста при Пасхе более поздней и Вербное воскресенье при Пасхе более ранней. Ввиду того, что Пасха празднуется в некоторой зависимости от лунных фаз, начало года было близко к полнолунию. Степанов даже думал, что в древнерусском национальном календаре за начало года принималось полнолуние фенологической весны. Свою гипотезу автор строит на целом ряде мест из наших летописей, во многом, действительно, подтверждающих его соображения. Выражения наших летописцев: «настанущу лета мартом месяцем», «в лето 6645 настанущю в 7 марта» были бы совершенно непонятны, если бы год начинался с 1 марта. Но они понятны, если годы начинались иногда в феврале, иногда в марте, в разные его числа. Иногда у летописцев события, датированные первыми числами марта, поставлены в конце данного года. Или, наоборот, год начинается описанием событий совершающихся в течение большого промежутка времени и затем встречается дата одного из первых чисел марта — ясно, что год начался в феврале (...). Таким образом, древне-летописный год не имел определенного твердого начала по юлианскому календарю и начало его колебалось по числам марта, февраля и даже апреля. Степанов называет такой стиль circa-мартовским» [14]. Следует отметить, что, при наличии деления года на лунные месяцы, крайне маловероятно Новолетие, приходящееся на середину лунного цикла. К слову сказать, по этой же причине Новогодие у наших Предков не могло попадать в точности на дату зимнего солнцестояния или весеннего равноденствия. Разделённый на месяцы год, по логике вещей, начинается с первого числа первого месяца. То есть — в начале лунного цикла.

Д.О. Святский в целом разделял мнение Н.В. Степанова: «Правда, некоторые места летописей приведенные им [15] в доказательство, при более внимательном анализе оказались не подтверждающими его гипотезы (см. «Астр. Явл. в русск. лет.» стр. 96, 97 и 130), но тем не менее, в целом, гипотеза заслуживает большого внимания и с некоторыми поправками может быть принята» [16].; «Год наших языческих предков начинался с месяца «сухого». С принятием христианства и вместе с ним юлианского календаря, весенний месяц «сухий», начинавший собой год, был переименован в март». [17] Однако, этот исследователь отмечал, что дни «небесного месяца» «начинались считаться с появлением серпа Луны» [18], - с наступлением неомении[19]. Надо полагать, что и Новогодие, по мнению Д.О. Святского, должно было приходиться на это же время.

На мой взгляд, наибольшего внимания заслуживает версия А.В. Журавеля. Он считает, что славянским Новолетием было новолуние (либо неомения) во время таяния снегов: «(...) новогодие в таком лунно-солнечном календаре было подвижным, но в целом оказывалось привязанным к вполне определенному времени года — чаще всего, к весне. При этом такая относительная подвижность нового года позволяла вносить поправки в сельскохозяйственный календарь: времена года определяли не формально, как получается ныне, при «твердом» солнечном календаре, а в соответствии с климатическими показаниями: зима начиналась, когда снег выпадал и не таял, а весна — когда происходило таяние снегов. На Руси с ее необъятными просторами это приводило к тому, что в разных ее землях новый год порой отмечали в разное время: на севере, в Новгородской земле, его часто начинали на лунный месяц позже, чем на юге, в Киевской земле. Именно поэтому в русских летописях описание одного и того же события часто попадает то в конец, то в начало соседних летописных лет.

Применительно к 2006 году это означает (если взять появление молодого месяца за точку отсчета), что при древнерусском счете новый год в эту холодную, затяжную весну, стоило начать бы только 29 марта [20] (...)» [21]. Нужно сказать, что схожие мысли высказывал ещё В.Н. Татищев: «начало года у нас сперва счислялось от весны, и суще мню согласно с оставшими в идолопоклонстве Сарматы от новолуния по равноденствии, как до днесь Вотяки, Вогуличи, Черемиса и прочая, или по сшествии снега в неверных пределах в первое новолуние сходясь молятся и торжествуют...» [22]

Итак, славянское языческое Новолетие, по-видимому, было приурочено к неомении (или новолунию) во время таяния снегов. Я полагаю, что вряд ли оно было жёстко привязано к равноденствию или к одному и тому же месяцу (как считал Д.О. Святский[23]) — против этой версии говорят разные даты наступления Нового Года в разных областях Руси, о которых пишет А.В. Журавель.

И, в завершение, ещё несколько слов. Известно, что праздник начала года у многих (если не у всех) народов мира был очень масштабным торжеством (и является таковым по сей день). По этой причине языческая обрядность славянского Новолетия не могла исчезнуть бесследно, и должна была сохраниться в «народно-христианском» календаре. Где искать древние ритуалы Нового Года? Вопрос этот требует отдельного рассмотрения, но, полагаю, ответ на него (пусть и неполный) вполне очевиден. Вспомните о Масленице.

 

23.07.2015

Мирослав.

 

Список литературы.

1. Богумил Мурин. Книга Оберегов. Источник: http://fanread.ru/book/8747275/?page=5

2. Велесова Книга (исходные тексты). Труды отдела древнерусской литературы, т. XLIII (ТОДРЛ, 43), Ленинград, Наука, Ленинградское отд., 1990, сс. 185-224.

3. Гусев В.Е. О реконструкции праславянского календаря (к проблеме этногенеза славян). Источник: http://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1978/1978_6_Gusev.pdf

4. Данилевский И.Н. Нерешённые вопросы хронологии русского летописания. Источник: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/danilev1.htm#36

5. Журавель А.В. Месяцы «книжные» и «небесные»: их соотношение на страницах летописей. Источник: http://www.hrono.ru/statii/2004/mesyatsi.html

6. Журавель А.В. Этюды о времени и календаре. О чём не врут календари. Источник: http://suzhdenia.ruspole.info/node/4010

7. Новый Год. Источник: http://www.rodnovery.ru/mesyatseslov/249-novyj-god

8. Полное собрание законов Российской Империи. Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года». Источник: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php

9. Святский Д.О. Календарь наших предков. Источник: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/Sv17_283.htm

10. Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Источники: http://cultandart.ru/society/65234-d__o__svjatskij_kalendar_i_schislenie_chasov_u_nashih_predkov / http://pawet.net/library/history/c_history/b_sv/1/Часть_1.html

11. Черепнин Л.В. Русская хронология. Источник: http://rusarch.ru/cherepnin1.htm

 


[1] Новый Год. Источник: http://www.rodnovery.ru/mesyatseslov/249-novyj-god

[2] Полное собрание законов Российской Империи. Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года». Источник: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php

[3] Велесова Книга (исходные тексты). Труды отдела древнерусской литературы, т. XLIII (ТОДРЛ, 43), Ленинград, Наука, Ленинградское отд., 1990, сс. 185-224.

[4] Богумил Мурин. Книга Оберегов. Источник: http://fanread.ru/book/8747275/?page=5

[5] Святский Д.О. Календарь наших предков. Источник: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/Sv17_283.htm

[6] Черепнин Л.В. Русская хронология. Источник: http://rusarch.ru/cherepnin1.htm

[7] Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Источник: http://cultandart.ru/society/65234-d__o__svjatskij_kalendar_i_schislenie_chasov_u_nashih_predkov

[8] Журавель А.В. Месяцы «книжные» и «небесные»: их соотношение на страницах летописей. Источник: http://www.hrono.ru/statii/2004/mesyatsi.html

[9] Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Источник: http://cultandart.ru/society/65234-d__o__svjatskij_kalendar_i_schislenie_chasov_u_nashih_predkov

[10] Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Источник: http://cultandart.ru/society/65234-d__o__svjatskij_kalendar_i_schislenie_chasov_u_nashih_predkov

[11] Черепнин Л.В. Русская хронология. Источник: http://rusarch.ru/cherepnin1.htm

[12] Гусев В.Е. О реконструкции праславянского календаря (к проблеме этногенеза славян). Источник: http://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1978/1978_6_Gusev.pdf

[13] Данилевский И.Н. Нерешённые вопросы хронологии русского летописания. Источник: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/danilev1.htm#36

[14] Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Источник: http://cultandart.ru/society/65234-d__o__svjatskij_kalendar_i_schislenie_chasov_u_nashih_predkov

[15] Н.В. Степановым. Примечание автора.

[16] Святский Д.О. Календарь наших предков. Источник: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/Sv17_283.htm

[17] Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Источник: http://cultandart.ru/society/65234-d__o__svjatskij_kalendar_i_schislenie_chasov_u_nashih_predkov

[18] Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Источник: http://pawet.net/library/history/c_history/b_sv/1/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_1.html

[19] Неомения (греч. новая Луна) — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа. Примечание автора. Источник определения: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

[20] 29 марта — дата астрономического новолуния в 2006 году. Сведения с сайта: http://goroskop.org/horoscope/moon/moonphase/novolunie-2006.shtml

[21] Журавель А.В. Этюды о времени и календаре. О чём не врут календари. Источник: http://suzhdenia.ruspole.info/node/4010

[22] Святский Д.О. Календарь наших предков. Источник: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/Sv17_283.htm

[23] Впрочем, учитывая связь славянских названий месяцев с природными явлениями, вполне возможно, что на Севере и на Юге одно и то же название носили разные (с хронологической точки зрения) месяцы. Примечание автора.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История летоисчисления | Peanuts

Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия