Студопедия — Научный консультант: доктор исторических наук, профессор Кирюшин Юрий Федорович 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор Кирюшин Юрий Федорович 5 страница






Немаловажным компонентом собирательного термина "западные связи" также являются торговые контакты населения Западной Сибири с Волжской Булгарией, которые отмечаются уже с X в.

Булгарские купцы продавали не только далекий иранский и среднеазиатский импорт, но и продукты финно-угорского производства, а также свои реплики ходовых "южных" товаров. Примером подобной репликации могут служить ковер-килим (безворсовый ковер) и ткань "с бахромой", обнаруженные в сайгатинских материалах. Это фрагменты нетрадиционного для Сибири шерстяного текстиля. Например, фрагмент ткани "с бахромой" изготовлен по принципу ткачества ворсового ковра, но разреженного и с небольшой плотностью. Эта технология имеет явно южное (среднеазиатское или переднеазиатское?) происхождение.

Среди рассмотренных сайгатинских материалов присутствует также большое количество тканей саржевого переплетения, которые связываются с финно-уграми. При условии того, что часть приуральских (прикамских) материалов (прежде всего, предметов из металла) являются, как считают исследователи, местными копиями с импортных изделий южного происхождения, можно предполагать, что и сайгатинский "южный" текстиль является по своему происхождению финно-угорским (приуральской репликацией). Вероятно, он был занесен на территорию Западной Сибири наряду с собственно южным импортом посредством булгарской торговли.

Еще одним направлением культурных связей коренного западносибирского населения можно считать торговые и обменные контакты со старожильческим русским населением Сибири.

Под термином русское старожильческое население нами понимается русское население, появившееся на территории Сибири не ранее конца XVI-начала XVII вв. в результате переселения из западных, северо-западных и восточных районов России. Именно оно принесло с собой традиции русской европейской культуры, сформировавшейся в рамках государства Московская Русь. Появление на территории Западной Сибири русского населения сразу создало предпосылки для тесного культурного общения между аборигенным населением западных и восточных частей впоследствии единого государства.

Русские, появившиеся в Сибири, испытывали нужду в предметах первой необходимости, среди которых были и ткани. Отчасти напряжение снималось за счет продуктов собственного земледелия, животноводства, промыслов и увеличения ввоза русских (европейских) и восточных товаров. В результате активного развития торговли тканями, особенно с приходом русского населения, в Западной Сибири так и не сложились центры ремесленного и промышленного производства текстиля.
В письменных источниках XVII в. отмечается большое количество разнообразных тканей, которые имели распространение на сибирских территориях, но особой популярностью у местного населения пользовалось сукно. Одежда из сукна входила в состав комплекса традиционного костюма, из сукна изготавливали специальные ритуальные предметы и т.д. Сукно не производилось ни одним из северных сибирских этносов - ни ханты, ни манси, ни селькупами. Для его производства необходимы не только навыки, знание особой технологии, но и специально оборудованные помещения, о которых не упоминается ни в одном источнике. Этнографические материалы, в которых была бы зафиксирована традиция производства сукна аборигенными этносами, также отсутствуют.

Толстое сукно низкого качества производилось сибирскими русскими старожилами. Это домотканое сукно, сукманина (ткань типа сукна с холщовой основой), сермяга и т.д. Большим спросом у местного населения пользовались пояски русского производства, изготовленные по этой технологии.

Экспансия самых разнообразных текстильных изделий с приходом русского населения не могла не отразиться на объемах изготавливаемого полотна у обских угров. По сообщениям путешественников и исследователей XVIII-XIX вв. хорошо известно о традиции изготовления крапивных тканей у некоторых групп хантыйского и мансийского населения (Г. Новицкий; П.С. Паллас; М.А. Кастрен и др.). Известно также, что крапивное полотно ткали нарымские селькупы, шорцы, алтайцы, барабинские татары (Н.В. Лукина; В.Б. Богомолов). Однако этот промысел постепенно затух: в поздних археологических памятниках Западной Сибири отмечается малое количество местных тканей из растительного сырья и наоборот - очень большое количество шерстяных тканей, в том числе и сукна импортного и русского производства. Об этом свидетельствуют материалы Сайгатинского IV могильника, могильников Усть-Балык, Частухинский Урий, Ендырский II, Мигалка, Лукьяновский и другие. В ранний период (XIII-XIV вв.) в Сургутском Приобье встречаются образцы тонкого, цветного сукна, а в период XVI-XVII вв. - ткани домашнего изготовления, довольно грубые, с толстыми нитями и небольшой плотностью. Они могли производиться русским населением на территории Сибири и попадать посредством обмена к обским уграм и селькупам. В начале XX в. обские угры уже практически целиком переходят на изготовление одежды из покупных тканей, в том числе и из растительного сырья. По всей видимости, трудоемкий процесс изготовления тканей из крапивы был заменен приобретением уже готовых полотен в период активного взаимодействия русского и местного аборигенного населения.

Восточные связи населения Западной Сибири по текстильным источникам рассматриваются в третьем параграфе 5 главы.

Связи с востоком - это прежде всего торгово-обменные отношения с Китаем - родиной шелка. С установлением в раннем средневековье Великого шелкового пути (ВШП) появилась возможность обмена достижениями запада и востока по торговому пути, обмена идеями и технологиями. Западная Сибирь не была впрямую втянута в эти довольно сложные торгово-политические отношения, однако, судя по археологическим и письменным источникам, в разное время сюда поступали самые разнообразные китайские ткани.

Самые ранние шелка восточного происхождения (их особенностью является отсутствие крутки нитей и высокая плотность) в Западной Сибири и на Алтае появились в раннем железном веке. Однако процесс проникновения шелков в результате торгово-обменных связей, очевидно, носил постепенный характер. Так, еще в VIII-VII вв. до н.э. в Туве (мог. Аржан) преобладали шерстяные ткани, близкие переднеазиатскому текстилю, а уже в скифских курганах Алтая VI-V вв. до.н.э. встречаются китайские и индийские шелка.

На территории Западной Сибири шелк появился только в последние века I тыс. до н.э. - I вв. н.э. в памятниках саргатской культуры. С XIII-XIV вв. шелковые ткани распространились практически повсеместно (на Чулыме, в Томском, Томско-Нарымском, Сургутском, Юганском Приобье, в Барабе). Увеличение количества шелков в этот период, вероятно, следует связывать с тюрками, особенно с монголами, которые, как известно, из-за немалой выгоды стремились к сохранению торговли шелком на ВШП. Для XIII-XIV вв. можно констатировать настоящий поток этих ценных тканей, что нашло отражение, прежде всего, в погребальных сибирских памятниках.

Для импортных шелков XIII-XIV вв. на всей территории Западной Сибири отмечается относительное разнообразие качества материала, а также отсутствие каких-то сложных узорных полотен. В комплексах Томского Приобья обнаружены китайские ажурные шелковые ткани, камка, на Чулыме встречены весьма редкие ткани - кэсы, имеющие характерные отличительные черты в технологии производства. Остальные образцы шелковых изделий - это тафта или чесуча - наиболее низкосортные шелка. В археологических памятниках позднего средневековья довольно часто встречаются изделия именно из чесучи.
Связи, существовавшие с востоком (Китаем), по всей видимости, имели только торгово-обменный характер и устанавливались не напрямую, а через посредство других этносов или купцов (например, согдийских, а затем бухарских и хивинских). В связи с этим вряд ли можно говорить о прямом культурном воздействии технологии изготовления китайского текстиля на текстильное производство народов Западной Сибири, тем более, что в технологии изготовления тканей из растительного и шерстяного сырья развивались совершенно другие традиции. Шелка выступали только предметом торговли особенно с таежным западносибирским населением. Это указывает на особую посредническую роль лесостепного населения, начиная с раннего железного века.

© Т.Н. Глушкова, 2004 г.

В заключении делается обобщение по всему проведенному исследованию.

История изучения археологического текстиля насчитывает более чем сто лет, и за это время в науке накопился богатый опыт его исследования. Исследование археологических тканей осуществлялось в рамках основных трех научных направлений: естественнонаучного, историко-технологического, историко-культурного.

Настоящая работа выполнена в русле историко-технологического направления с учетом несомненных достижений каждой из указанных научных школ.
Эволюция западносибирского ткачества шла по пути изменения типов ткацких станков. Так, вертикальный станок со специальными деталями, позволяющими фиксировать расстояние между нитями в бронзовом веке сменился в раннем железном веке на вертикальный станок с ниченкой, изготовленной из нитяных петель, для производства тканей типа репса.

В эпоху средневековья в Западной Сибири появился усовершенствованный горизонтальный ткацкий станок (с двумя педалями и двумя ниченками). Такой тип станка, очевидно, был заимствован у русского населения европейской части России, знакомого с ним уже в XIII в. Этапу активного использования станка местным населением естественно предшествовал этап импорта готовых тканей, выработанных именно на таком приспособлении. Сложно сказать, сколько времени потребовалось для восприятия нововведения, но в XV-XVI вв. на северных территориях Западной Сибири массовыми сериями стал распространяться домотканый текстиль характерной структуры и фактуры, полученный на станке подобного типа.

Текстильные материалы дают возможность проследить многочисленные культурные связи населения Западной Сибири, а также во многом определить историческое содержание этих связей.

Развитые ткацкие традиции проявились на территории Западной Сибири достаточно поздно - в бронзовом веке. По своему характеру и особенностям раннее сибирское ткачество тяготело к переднеазиатским (среднеазиатским) цивилизационным очагам, в орбите которых находились андроновцы. В раннем железном веке вектор культурных связей несколько изменился, но продолжал сохранять южное направление.

Вместе с тем западносибирское ткачество в силу единства культурно-генетических процессов, проходящих в Западной Сибири и Приуралье, развивалось во многом аналогично финно-угорскому ткачеству Восточной Европы. В средневековье этому способствовали и торговые связи с северо-западной Русью (Новгород). Под влиянием указанных факторов в XIII-XIV вв. в западносибирском ткачестве появились принципиально новые технологические элементы, связанные отчасти с использованием горизонтального станка, отчасти с распространением "суконой" технологии. Несмотря на инновации, за этим не последовало принципиальных изменений в приемах, способах и приспособлениях для ткачества и со временем в XVI-XVII вв. вновь стали доминировать традиционные привычные технологии, но адаптированные к усовершенствованным приспособлениям.
В целом, средневековые ткани Западной Сибири не выпадают из общей традиции развития ткачества на обширной евразийской территории. Более того, они отражают общую закономерность в развитии ткацких приспособлений: на смену вертикальному станку постепенно приходит горизонтальный станок в его усовершенствованном варианте.

Таким образом, ткачество в Сибири было известно с древности и развивалось, хотя и с целым рядом особенностей, но в русле общей закономерности в становлении ткацкого производства Евразии.

© Т.Н. Глушкова, 2004 г

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Монографии

Глушкова Т.Н. Археологические ткани Западной Сибири. - Сургут; Новосибирск: Изд-во СурГПИ, 2002. - 206 с.

Глушков И.Г., Глушкова Т.Н. Текстильная керамика как исторический источник. - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 1992. - 130 с.

Глушкова Т.Н. Способы орнаментации текстильной керамики // Актуальные проблемы изучения древнего гончарства: Коллективная монография. - Самара, 1999. - (В соавт. с И.В. Жущиховской, И.Г. Глушковым, А.А. Бобринским и др.).

Публикации в реферируемых журналах

Глушкова Т.Н., Дудкина С.А. Роль ткани и тканой одежды в обрядовой практике обских ургов // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2003. - № 3 (15).- С. 112-121.

Статьи и тезисы докладов

Глушкова Т.Н. Текстильная керамика как источник для реконструкции ткачества эпохи ранней бронзы // Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источников Западной Сибири. - Томск: Изд-во ТГУ, 1990. - С. 56-58.

Молодин В.И., Глушков И.Г., Глушкова Т.Н. Эксперимент в изучении текстильной керамики // Экспериментальная археология. - Тобольск, 1991. - Вып. 1. - С. 5-14.

Глушкова Т.Н. Ткачество у петровцев (экспериментально-трасологический анализ) // Экспериментальная археология. - Тобольск, 1992. - Вып. 2. - С. 55-68.

Глушкова Т.Н. Удельный вес ткачества в системе древнейших производств (по экспериментальным данным на петровской керамике) // Вторые исторические чтения памяти М.П. Грязнова. - Омск: Изд-во ОмГУ, 1992. - Ч. 1. - С. 118-122.

Глушкова Т.Н. Тенденции в развитии ткацкого станка по сибирским материалам // Культурногенетические процессы в Западной Сибири. - Томск, 1993. - С. 64-66.

Глушкова Т.Н. Ретроспекции вертикального ткацкого станка (по археологическим и экспериментальным данным) // Экспериментальная археология. - Тобольск, 1994. - Вып. 3. - С. 74-81.

Глушкова Т.Н. Плетение и ткачество в раннем железном веке (по материалам мог. Ак-Алаха I) // Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. - Новосибирск: Наука, 1994. - С. 114-121.

Глушкова Т.Н. Текстильные материалы поселения Чертовы ворота // Очерки первобытной археологии Дальнего Востока (Проблемы исторической интерпретации археологических источников). - М., 1994. - С. 205-213.

Глушкова Т.Н. Сибирские текстильные материалы XVII в. // Средневековые древности Западной Сибири. - Омск, 1995. - С. 124-129.

Глушкова Т.Н. Технологическая характеристика традиционных хантыйских и мансийских вышивок // Методика комплексных исследований культур народов Западной Сибири. - Томск:Изд-во ТГУ, 1995. - С. 48-50.

Глушкова Т.Н. Определение тканей из Астраханцевского и Басандайского могильников // Плетнева Л.М. Томское Приобье в начале II тыс. н.э. по археологическим источникам. -Томск: Из-во ТГУ, 1997. - С. 143-145.

Глушкова Т.Н. Текстильная керамика и ткачество петровцев // Тез. докл. XIV Уральского археологического совещания. - Челябинск, 1999. - С. 66-67.

Глушкова Т.Н. Одежда культовых изображений манси // Обские угры: Материалы II Сиб. симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири". - Тобольск; Омск, 1999. - С. 174-176.

Глушкова Т.Н. Ткань и тканая одежда в культуре хантов // Экология древних и современных обществ. Тюмень: Изд-во ИПОС, 1999. - С. 229-232.

Глушкова Т.Н. Исследование фрагментов еловского текстиля // Исторический сборник. - Омск: Изд-ние Омск. ун-та, 2000. - С. 36-37.

Глушкова Т.Н. Традиции изготовления пазырыкских тканей // Феномен алтайских мумий. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. - С. 158-161.

Глушкова Т.Н. Архетипическое в древнем ткачестве (на примере культуры сибирских этносов) // Пространство культуры в археологическом измерении Западной Сибири и сопредельных территорий. - Томск, 2001. - С. 27-29. - (В соавт. с С.А. Дудкиной).

Глушкова Т.Н. Археологические ткани из селькупских погребальных памятников Томско-Нарымского Приобья // Самодийцы: Материалы IV Сиб. симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири". - Тобольск; Омск, 2001.- С. 199-201.

Глушкова Т.Н. Текстильные материалы Исаковского I могильника // Материалы по археологии Обь-Иртышья. - Сургут, 2001. - С. 110-113.

Глушкова Т.Н., Дудкина С.А. Применение ткани и тканой одежды в погребальном обряде обских угров // Наука и образование XXI в.: Сб. тез.докл. II окружной конф. молодых ученых ХМАО. - Сургут: СурГУ, 2001. - Ч. 1. - С. 71-74.

Глушкова Т.Н. Изучение тканей из средневековых памятников реки Ендырь // Зыков А.П., Кокшаров С.Ф. Древний Эмдер. - Екатеринбург: Волот, 2001. - С. 274-277.

Глушкова Т.Н., Морозов В.М. Ткани городища Дуванское I // Сб. тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конференции "Сургут в отечественной истории". - Сургут: СурГУ, 2001. - С. 26-29.

Глушкова Т.Н. Взаимодействие культур Западной Сибири в древности (на примере горизонтального ткацкого станка) // Тюркские народы: Материалы V Сиб. симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири". - Тобольск; Омск, 2002. - С. 260-261.

Глушкова Т.Н. Декор и технология ткачества: диалектика перехода (взаимосвязи) // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск; Ханты-Мансийск, 2002. - С. 42-44.

Глушкова Т.Н. Ткани из Барсовского III могильника кулайской культуры // Барсова гора. 110 лет исследований. - Сургут, 2002. - С. 124-125.

Глушкова Т.Н. Ткани обских угров // Угры: Материалы VI Сиб. симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири". - Тобольск, 2003. - С. 53-56.

Глушкова Т.Н. Археологические текстильные материалы Западной Сибири как исторический источник // Источники по истории Западной Сибири. - Сургут, 2003. -С. 5-11.

© Т.Н. Глушкова, 2004 г.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 353. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия