Движение декабристов: идеология и организация. Восстание декабристов и его историческое значение.
Предпосылки движения Объективной основой было обострение противоречий феодально-крепостнического строя, очевидное несоответствие между мощью России, взлетом ее культуры и варварским крепостничеством. Осознанию этого противоречия способствовало широкое распространение в России идеологии Просвещения (Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо). Особенно издательская деятельность Новикова. Со всей остротой эти проблемы были поставлены еще в книге Радищева (1790 г.). Ряд исторических событий, способствовавших осознанию необходимости преобразований: · французская революция: кроме общего импульса в борьбе против феодального строя со всей остротой поставила вопрос о способах этой борьбы, соотношении усилий образованного меньшинства и действий народа (страх дворянских революционеров перед неистовством "черни", перед революционным террором · важная предпосылка ориентации на военный заговор в соответствии с формулой "для народа, но без народа") · война 1812 г.: пробуждение национального самосознания и общественной активности ("мы дети 1812 года", все ведущие декабристы – герои войны) – с одной стороны, гордость за свой народ, проявивший такой героизм, с другой стороны, особенно болезненное восприятие крепостнического произвола по отношению к такому народу · заграничный поход русской армии: знакомство с передовыми порядками и, как сейчас отмечают многие авторы, немалое число будущих декабристов во время похода стали масонами · отказ правящих кругов от реформ подрывал реформистские ориентации части участников движения, усиливал стремление к крайним методам. Два основных момента отказа: перед войной под давлением консервативных кругов дворянства пресечены реформы Сперанского (а ведь он предполагал глубокие преобразования вплоть до созыва Государственной думы). После войны идет новый тур либеральных начинаний, в том числе, разработка "уставной грамоты" (проекта конституции) и конституция Царства Польского. Однако, примерно с 1820 г. – окончательный поворот к реакции (1822 г. – закрытие масонских лож). "Аракчеевщина" (особенно мрачное проявление – военные поселения с 1816 г.). Важный и сложный вопрос о непосредственных организационных предпосылках, о влиянии конкретных политических традиций: a) традиция военного, гвардейского переворота и цареубийства (еще участники событий 1762 г. называли их "революцией", мадам де Сталь: "в России самодержавие, ограниченное цареубийством"). b) сейчас уделяется особенное внимание вопросу о влиянии традиций тайных обществ. "Масонская проблема" (ведущие декабристы – масоны). По всей Европе происходят организации карбонариев. Создание тайных обществ в России 1814–1815 гг. – создание в армии первых тайных организаций. Первая централизованная конспиративная организация офицеров в 1816 г. – Союз спасения (Общество истинных и верных сынов отечества). Создатели: Сергей Трубецкой, Якушкин, Муравьевы, братья Муравьевы–Апостолы, всего около 30 чел. Цели – конституционная монархия и отмена крепости, права. Эти требования предполагалось предъявить при смене монархов на престоле. Обсуждался и вопрос о цареубийстве. В то время среди общественно активных людей, видимо еще преобладали реформистские ориентации и апогей реформистских инициатив правящих кругов (разработка "уставной грамоты"). В 1818 г. – "Союз благоденствия". Устав общества ("Зеленая книга"): 20-летняя подготовка общественного мнения к грядущим переменам. Всего – около 200 человек. Развернулась просветительская деятельность. Усиление реакции и революции в Европе, восстание в Семеновском полку (1820) – радикализация участников движения. В 1821 г. – съезд, острые споры о методах действий. Роспуск Союза благоденствия, чтобы избавиться от реформистов. Одновременно сторонники вооруженного переворота объединились в Северное и Южное общества. + В 1821 г. на Украине "Общество соединенных славян" (за создание федеративной республики всех славян). В 1825 объединилось с Южным обществом и составило его Славянскую управу. Программные документы Южное общество – "Русская правда" П.Пестеля (1824 г.): · установление республики · унитарное государство · освобождаемые крестьяне получали земельные наделы, без права продажи Северное общество – Конституция Никиты Муравьева: · конституционная монархия · федерация · крестьяне получали по 2 десятины (приусадебные участки) и небольшие наделы на условиях аренды у своих помещиков Восстание Непосредственные предпосылки: ноябрь 1825 г. – смерть Александра I в Таганроге. Сложная ситуация с престолонаследием – сначала присяга Константину. На 14 декабря назначена присяга Николаю. Уникальный шанс, властям стало известно о заговоре (Александр: "Не мне их судить"). План восстания: до присяги Сената заставить его огласить манифест с изложением программы Северного общества. Срыв плана: Сенат присягнул, но была неявка "диктатора" Трубецкого – "стояние" и разгром. В конце декабря: восстание Черниговского полка под руководством Муравьева–Апостола и Бестужева Рюмина (Пестель был уже арестован). В начале января 1826 г. были разгромлены. Расправа: к следствию привлечено около 600 человек, 289 призваны виновными (разжалование, каторга в Сибири или кавказские полки), повешены Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский. Оценка восстания 1. негативная оценка: официальные разъяснения: "западное влияние на незрелые и развращенные УМЫ" 2. в последующей либеральной и революционной мысли – позитивная и апологетическая оценка: основоположники российского освободительного движения, "рыцари свободы" (Герцен). Но и здесь разные варианты. Покровский в 20-е гг. гг. негативно: выступление дворян за свои интересы; потом он полагал, что: южане – революционеры, северяне – реформисты. На советскую историографию наибольшее воздействие оказала концепция Ленина: первый (дворянский) этап освободительного движения (особенно разработано в трудах академика Нечкиной) 3. скептическая оценка. Ключевский: "случайность, обросшая литературой", декабристы – "лишние люди". Бердяев и "веховцы": декабристы – порождение "беспочвенной" российской интеллигенции: благо родные стремления, чуждые реальной жизни. Сейчас имеются спорные оценки. Декабристы заложили основу революционной традиции, но тем самым основу трагического, многолетнего раскола власти и интеллигенции. Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура. Героизм в борьбе и стойкое перенесение страданий на каторге.
|