Культура России в XVIII в.
Главные тенденции в развитии культуры XVIII – модернизация (переход от средневековой культуры к культуре Нового времени) и европеизация, установление преобладания светской культуры. Материальная культура Главным событием этого века было развитие мануфактур. В конце XVII в. их было около 20, при Петре – уже 200, в конце века количество составило около 3 тыс. Развитие внутренней и внешней торговли. Бытовая культура При Петре происходят резкие перемены, европеизация, раскол на культуру верхов и низов. Появляется европейская одежда, вводится запрет бороды, появляются новые формы досуга – ассамблеи. Выпускается сборник норм поведения молодых дворян – "Юности честное зерцало". Образование Главное событие – создание светского образования. При Петре уделяется основное внимание профессиональному образованию (подготовка специалистов). Для подготовки высококвалифицированных специалистов в 1699 г. открывается Пушкарская школа, в 1701 – "школа математицких и навигацких наук", в 1715 – Морская академия. Начальное образование в провинции: цифирные школы – подготовка мелких чиновников, гарнизонные школы – обучение солдатских детей. Главное событие в развитии высшего образования – в 1755 г. организован Московский университет. При Екатерине II впервые произошло создание системы общего образования: "главные" училища в губернских городах и "малые" в уездных. Большое значение для образования имели учебники, особенно, в начале века – "Арифметика" Магницкого. Книгоиздание, библиотеки, печать. При Петре применяется гражданский шрифт, выпущено 600 названий книг, создана первая государственная библиотека, первая газета "Ведомости". Всего за век 9500 названий книг, 85 % – при Екатерине II. Наука и общественная мысль С эпохи Петра уделяется особое внимание прикладным наукам. Картография, обследования территории страны. Накануне кончины Петра, он издает указ о Камчатской экспедиции. Целая эпопея академических экспедиций на Северо-восток. Открытие полезных ископаемых, на этой основе идет развитие черной металлургии на Урале (особенно, роль Василия Татищева), во второй половине века развивается цветная металлургия в Сибири (медь и серебро). Изобретатели: при Петре Нартов (различные станки и оптический прицел). Во второй половине века Ползунов (первая паровая машина) и Кулибин (в том числе, "самобеглая коляска"). Коллекции, Кунсткамера – основа для ряда будущих музеев. Создание предпосылок для фундаментальной науки. Итогом петровских преобразований является, то, что в 1725 г. создается Академия наук. Особая роль в науке принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову: ученый–энциклопедист (во всех науках). Главная заслуга – открытие МГУ. Научные достижения: закон сохранения материи и движения, учение о молекулярном движении, о природе электричества, открыл атмосферу на Венере, историк и филолог. В 1755 г. выпускается "Российская грамматика": основы современного русского языка. Патриотизм, борьба против иностранного засилья в науке. Развитие общественных наук и общественной мысли. Историческая наука расценивает Ломоносова: ему принадлежит введение в научный оборот огромного количества источников и первые концепции российской истории. Первые профессиональные историки – немцы: Байер, Миллер, Шлецер: "норманнская теория" полагают, что Ломоносов – основоположник "антинорманизма". В первой половине века – Василий Татищев, во второй – князь Щербатов (кроме исторических работ, идет резкая критика екатерининских порядков с консервативных позиций: "О повреждении нравов в России"). Общественная мысль: при Петре главное – обоснование самодержавия, в частности работы Феофана Прокоповича ("Правда воли монаршей"). Из других направлений – экономическая работа И. Посошкова "О скудости и богатстве". Во второй половине XVIII в. Получило развитие распространение идей Просвещения и в какой–то мере масонства. Особенная роль в этом книгоиздательство Новикова. Уже в конце века появляются революционные идеи. В 1790 г. написано "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева. Литература и театр Происходит формирование характерной для Запада системы жанров. В первой половине XVIII в. принципы русского стихосложения сформулировали Василий Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов. Расцвет классицизма (трагедии, оды). Особенно, во второй половине века драматург Сумароков, в конце столетия поэт Гавриил Романович Державин (у него уже сочетание "высокого" и "низкого" стилей). Создание социальной комедии (Денис Фонвизин: "Бригадир" и "Недоросль"). В конце века преобладает сентиментализм (Карамзин "Бедная Лиза") ТЕАТР: При Петре первые публичные театры ("комедиальные храмины") в Москве и Петербурге. Основоположник русского национального театра – Федор Волков. В 1750 г. открывается театр в Ярославле. Затем по указанию Екатерины II вызван в столицу. В 1756 г. – первый русский постоянный профессиональный театр. Изобразительное искусство, живопись Выдающихся успехов во второй половине века добились портретисты Левицкий, Боровиковский (особенно, портрет Лопухиной) и Рокотов. Крепостной художник Аргунов пишет первые портреты крестьян. Скульптура. Преобладает монументальная скульптура – "Медный всадник" французского скульптора Фальконе. Самый крупный русский скульптор Федот Шубин создает реалистические портреты, особенно Ломоносова. Архитектура. В первой половине века процветает стиль барокко (масштабность, пышность, украшения). Особенно известен итальянец Растрелли (Зимний дворец). Во второй половине века преобладает классицизм (простые строгие формы Древней Греции). Баженов (Дом Пашкова, сейчас – Российская государственная библиотека) и Казаков (Колонный зал Дома Союзов и здание Сената в Кремле).
|