История категории числа
К концу с-а окончание –s (сначала как слог -es) проникает из основы на –а м.р. во все другие парадигмы: и в ср.р основы на –а, и в ж.р.: shire – shires (ж.р.), lond – londes (ср.р). Параллельно с выделением нового отношения между корнем и окончанием совершенно пересматривается роль категории мн.ч. по сравнению с д-а. В д-а, как и в совр.русском, вопрос, какое окончание у данного сущ в мн.ч был бессмысленным, т.к. в разных падежах были разные окончания. В с-а категория числа получает свой формант, который выражает только число. Он распространяется на все новые слова, особенно на заимст.лексику. Есть исключения:
Tōn (toes), fōn(foes), eyen (eyes), shōn (shoes). Сейчас осталось только oxen.
Когда все эти процессы происходили, некоторые сущ прошли по незаконному пути. Это плеоназмы – многократное выражение одной и той же гр.категории. Д-а cild – cild- ru С-а child – chulder, childer – child- r - en Д-а brōÞor – brōÞor. Дат.п. ед breÞer (нач.восприниматься как форма мн.ч.) С-а brōÞor – brēÞer+en – brethren (братия)
Д-а cū – cŷ С-а kow – ky /ki:/+n = kine (сейчас поэт. “коровки”)
На смену категории рода приходит категория биологического пола. Теперь местоимениями м.р. и ж.р. могут замещаться только такие сущ, которые выражают биол.существа, обладающие полом, преимущественно человека.
|