Студопедия — Против язычников, или магометан
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Против язычников, или магометан






В иновником [этой ереси] у называемых язычниками явился нечестивый Несторий. Прежде они поклонялись утренней звёзде. Впоследствии же, введённые в заблуждение одним нечестивейшим и бесноватым варваром, единоплеменным им, нечистым и беспутым, целиком [бывшим] жилищем диавола, а именно, Магометом, признали Бога, [но и в этом] явились подобными совершенно безбожным, какими они и были прежде; после того, как, узнав нечто об истинном Боге, не признали безначального Отца живого Слова, нерождённого, причины всего, от века сущего, Родителя живой Премудрости, единородного и неплотского Сына, и Святого Духа.

Отвергнув, безумные, неплотского Сына и Слова Божия и животворящего Духа, и соделав все [свои] порочные и общеизвестные дела, совершенно впали в ещё более безобразнейшее, как в согласное с законом их, — разумеется противоестественное и мерзостное дело содомитян, множество женщин брали и наполняли [землю] убийствами и грабежом; в следствии чего [постоянно] жили с луком и кинжалом и развязывали войны против всех народов, изгоняя, убивая и захватывая, как разбойники, чужие страны, разлучая отцов от детей, жён от мужей, терзая разделением единое по естеству. Помешанные на деньгах, помешанные на наслаждениях и распутном образе жизни, [сии] заблудшие веруют, будто эти [вещи] они получают как праведные и верные. Не помыслят, жалкие, что мир сей прейдет и [потому всё] то, что имеют люди, подобно одному пребыванию на чужбине, и изгнанию, и что в таком мире больше всех грешные, разбойные и неправедные наслаждаются и роскошествуют чрезмерно. Так как и Давид был чужестранец. И Авраам ради Бога чрезмерно возлюбил пребывание на чужбине, и Исаак и Иаков и Моисей, и все пророки в мире этом нищету и страдание снискали.

Утверждают они при [всём] этом, что имеют и закон, который преисполнен беззакониями и всякими видами нечестия, безбожия и бесчинства. [Утверждают это] жалкие, будучи введёнными в заблуждение человеком порочным и варварским, который, находясь во власти демонического заблуждения, назвал самого себя посланником Божиим, и [сказал], что восходил на небо, чтобы через [таковое] уничижение (о горе!) вознесения Христа и Бога моего, и осмелился [сей] нечестивый назвать самого себя более высшим, чем Христос; и [сказал он], что видел Бога подобным кристаллу (кристаллическим), целиком сферическим, а кроме того своим сторонникам [обещал] предоставить райские сады, исполненные всякой распущенностью.

Это безбожие ненавистник добра, как не разумнейший из всех заблудших привёл в качестве противовеса против нас христиан и против благочестия нашего; делает посредством этого нечестивого народа [дела], которые божественные писания прорекают об Антихристе, и нападает на истинную веру Христову. Когда же придёт [Он] Сам со славою в последний день, мы восхотим быть вечно вместе с Ним, и со ангелами; нечестивые же осуждены будут навечно в геенну вместе с порочным диаволом, потому что подражали убийству его, безбожию, нечистоте, хищничеству, безумию, враждебности, жестокости, лжи и клятвопреступлению.

Послушай же, на основании чего считается, что в этом нечестии повинен Несторий. Сей скверный восхотел признать Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Слова совечного воплотившегося, но отдельно учил о Слове и отдельно о Христе; и Христос, говорил он, [лишь] оболочка Слова (то есть, человеческая плоть, которую Он воспринял) и называл [Его] человеком, осенённым благодатью, из-за чего и Всесвятую Деву Богородицу нечестиво называл христородицей.

После этого нечестивого Нестория (который выехал в Оазис), в дальнейшем в этом месте обитал преступнейший глава учения язычников, и после бесед там, назвал Христа величайшим из всех пророков, и [говорил], что Он взят на небо, и находится там; подобно [тому, как] исповедовал нечестивец [Несторий].

Но излишним было бы нам распространяться и говорить более о нечестии этих безбожных, которое [вполне] описано и исследовано вместе с нечестием иудеев.

"Послание в поддержку благочестия, против Агарян";

Св. Симеон пишет послание в Анатолию, Кесарию, Анкиру и Гангры, к христианам, "обитающим в среде безбожнейших народов". Цель послания — укрепить в вере православных, оказавшихся под властью турок. "За это наименование (т.е., христиан) претерпеваете в настоящее время скорби от неверных, ненавидящих вас". Говоря о скорбях, переносимых христианами от мусульман св. Симеон ссылается на слова Господа о том, что Его ученики будут преследуемы (Мф 10:22) и на пример апостола Павла, много пострадавшего за Христа, говоря о притеснениях от мусульманских начальников, святитель напоминает о мучениках первых веков христианства, которым также приходилось жить под начальством иноверных. Св. Симеон ободряет их, убеждает не скрывать своей веры, смело исповедуя Христа "перед людьми, чтобы и Христос исповедовал его пред Отцом Своим".

"Каждый из верующих должен сохранять чистым и непоколебимым своё исповедание". Св. Симеон предостерегает от отступничества даже в самых малых формах: "А если страх человеческий пошатнёт кого-нибудь из верных, и не будет он смело исповедовать Триединого Бога, таковой уже более не сможет творить ничего доброго. Ибо не исповедующий веру свою мёртв есть и не имеет силы творить добро".

"Поэтому, братия, призываю Вас: стойте в вере", исповедуя "истину, что Христос есть Бог наш". "Итак, когда спрашивают у кого-нибудь из вас нечестивые: "за кого почитаешь Иисуса Христа?", тотчас исповедуй Его, как исповедовал блаженный апостол Петр, что Христос есть Сын Бога Живого (Мф 16:16), чтобы и тебя ублажил Христос, как и Петра. И не бойся, брат, если побои или тюремное заключение или убыток имению придёт к тебе из-за этого, ибо всего себя ты погубишь, если не будешь исповедовать Христа Сына Божия и проповедовать истинное и доброе исповедание". "Ибо разлучение от Бога истинно есть смерть. Итак какой страх больший: перед Богом или перед людьми? И какое наказание большее: временное наказание или огонь вечный?" Святитель говорит, что если пострадает кто-нибудь из христиан за такое исповедание, тот блаженный, а если кто примет смерть за это, тот мученик. "Итак защищайте веру и сражайтесь за неё, чтобы и вам увенчаться с блаженным Павлом". Приводя цитату из ап. Иоанна о том, что дух, не исповедующий Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не от Бога, но антихристов (1Ин 4:2), святитель говорит, что и мусульмане "которые не исповедуют Христа Сына Божия, антихристы суть, как и отец их".

Св. Симеон увещевает не скрывать, но "если спрашивают нечестивые", отвечать: "я христианин" и отвечать прямо на все вопросы о вере христианской, и если будет мусульманин хулить после этого благочестие, то хула эта на его же голову обратится.

Святитель знаком с трудностями проповеди мусульманам и разъяснения им христианского учения, с их неадекватным его восприятием. И он даёт прямые рекомендации, как именно нужно объяснять, что Христос — Сын Божий: "Мы проповедуем самого Сына Божия, не телесно рождённого; потому что у Бога нет тела, но как Отец бестелесный, невещественный, вечно сущий и живой, [так] и Сын Его и Слово бесстрастный, нетелесный, вечно сущий и живой и совершенный от совершенного, как свет от огня. Поэтому мы и не говорим, будто Бог имел жену, как неразумно говорят нечестивые, будучи лишь плотскими, и от животной жизни глупые умом и неразумные, но свято и бесстрастно, неизреченно и неплотски и превыше всякого ума и ангельского и человеческого, рождает невещественный Бог и Отец невещественное Слово и Сына Своего".

Для объяснения этого таинства св. Симеон рекомендует прибегнуть к традиционным святоотеческим аналогиям: солнцу, реке, человеческому уму. Затем святитель достаточно подробно излагает православную триадологию, с особым акцентом на единстве божественных Лиц: "Ибо ни Бог Отец не действует без Слова и Духа, ги Слово без Отца и Духа, ни Дух без Отца и Сына". "Ибо Бог Отец не бессловеcен (Ґlogon) и не бездушен (Ґpnoun), мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости". Святитель приводит многочисленные цитаты из Писания, доказывая, что "и Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий".

Далее речь переходит к таинству Боговоплощения Слова Божия и к тому, из-за чего оно произошло — грехопадению первых людей. Вкратце излагается история патриархов и история спасения. Св. Симеон напоминает, что блага ожидают христианина в будущей жизни с Господом. "Потому-то более всего да храним самих себя в настоящем веке, и никто из благочестивых да не заблуждается, видя благоденствующих нечестивцев, плотских и страстных и наслаждающихся в мире, угнетающих и порабощающих благочестивых, захватывающих их в плен и по-разбойничьи собирающих богатство... и при всём том думающих о себе как о праведных".

Святитель приводит из Нового Завета обетования блаженства, обещанные тем, кто будет испытывать лишения и скорби за благочестие. "Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая гонения за Христа и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте". Что же касается нечестивых (т.е. мусульман), то в будущем веке многие из них будут "наказываемы вместе с демонами и [даже] более них"; это те, кто помимо исповедания своего нечестия, "гнали благочестивых и преуспели в беспутном, кровожадном и неправедном образе жизни".

"Итак, прежде всего печать благочестия, то есть, исповедание Троицы во едином божестве, подобно и воплощение Слова проповедуйте, православно мысля... по-христиански живя и по закону Церкви следуя. И девство и брак по закону христианскому совершайте". Далее святитель говорит о величии монашеского подвига, "ибо девство есть подобие Божие, поскольку Бог девственен, будучи одним. И сияние из Него — Сын и Слово Его, девственный от девственного Отца, а также и по природе святой, освящающий и Всесвятой Дух".

"Кто же не желает девствовать, бери жену по закону Церкви, согласно изначально переданному порядку устроения Божия, то есть один муж и одна жена, от начала [были созданы] один муж и одна жена, и они — единое естество. Ибо безрассудно языческое и порочное порождение [о многожёнстве]. И Павел говорит, что мужу надлежит иметь одну жену: во избежание блуда, каждый имей свою жену (1Кор 7:2), а не многих. Это пишу из-за преступной, нечистой и осквернённой жизни язычников, на множество женщин разжигающихся". Их жизнь ненавистна Богу, как "и о [древних] бесстыдниках сказал Бог Ною: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт 6:3)", и навёл на них потоп, а на Содом и Гоморру — огонь.

"Поэтому не подражайте делам язычников, будучи святыми и избранными и облечёнными во Христа". "Ибо дал [Бог Адаму] его жену и двое, как написано, плоть едина (Мф 19:5-6)". Святителю известно, что "многие, называемые христианами, усердствуют в образе жизни язычников, живя как неверные, и против учителей благочестия, если те порицают их, восстают". Таковым св. Симеон напоминает, как у иудеев за одно прелюбодеяние был поражаем от Бога весь народ, пока не остановил это Финеес.

В завершение святой отец наставляет: "Живите по-христиански, братия! Храните освящение ваше. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Лк 10:19)".

Перевод с древнегреческого и изложение - Юрия Максимов

свт. Симеон Фессалоникийский







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия