Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СВЯТОГОР





 

 

Настоящее имя – Агиенко Алексей Федорович

(род. в 1889 г. – ум. в 1937 г.)

 

 

Алексей Агиенко – сын священника Харьковской губернии, еще семинаристом увлекся анархизмом, вступил в подпольный кружок, принимал участие в революционной агитации и экспроприациях, за что неоднократно сидел в тюрьмах. Одновременно с революционной деятельностью Агиенко, взяв псевдоним Святогор, стал одним из первых поэтов-футуристов в России.

Первые положения футуризма Святогор провозгласил еще в 1909 году в сборнике «Вехи». Через десятилетие Святогор стал основоположником нового литературного поэтического направления – «вулканизма». Он считал себя «крайне левым» поэтом – лидером «космической творческой революции».

После Февральской революции 1917-го Святогор объединяется со знаменитым актером анархистом Мамонтом-Дальским и занимается экспроприациями «буржуазных квартир», становится командиром одного из отрядов Черной гвардии. Как командир Черной гвардии принимал активное участие в Октябрьской революции в Петрограде и Москве. Святогор идеализирует победу Октября, восхищается большевиками, видя в революции «начало вселенского освобождения и творческой перестройки мироздания».

В 1918 году Святогор примкнул к группе анархо-футуристов, сложившейся вокруг газеты «Анархия» (орган Московской федерации анархистских групп). После разгрома этой федерации большевиками в апреле 1918 года Святогор уезжает в Украину, где как анархист-подпольщик принимает участие в борьбе против австро-немецких оккупантов. Вернувшись из Украины в Москву в середине 1919-го, Святогор оказывается в рядах Всероссийской секции анархоуниверсалистов Гордина. Тогда Святогор отстаивал «интерпланетаризм», то есть идею вселенского единства.

В 1920 году Святогор создает мирную мистическую фракцию в среде универсалистов-анархистов – фракцию биокосмистов. Биокосмисты считали своим главным долгом культурно-просветительную работу и пропаганду анархии. Они утверждали, что космическим кораблем для освоения просторов Вселенной должна стать Земля, что все «глобальное человечество» должно стать единым экипажем своего дома-корабля. Сильное влияния на Святогора оказали труды Федорова и Циолковского. Идеи личного бессмертия и путешествия в пространстве и времени Святогор совместил с идеей необходимости всеобщей анархии, с максимальной свободой личности.

В декабре 1921 года Святогор пишет манифест, в котором объявляет анархо-универсализм исчерпанным и распускает все местные организации анархо-универсалистов. Вместо универсализма Святогор создает направление в анархизме и новую организацию «Креаторий российских и московских анархистов-биокосмистов» и клуб «Креаторий биокосмистов» под своим началом. Святогор настаивает на полной поддержке анархистами советской власти, заявляя, что советская власть постепенно исчезнет и по мере победы всемирной революции уступит место анархизму. В 1922–1923 годах биокосмические ячейки и инициативные группы существовали в Москве, Петрограде, Харькове, Одессе, Пскове, Киеве, Омске, Иркутске.

Святогор выпускает журнал «Биокосмизм», в котором объявляет начало «великой эры бессмертия и бесконечности». Возможность воскрешения из мертвых он связывает с культом здорового тела и культом силы. Проповедуя анархизм-индивидуализм, Святогор писал: «Жажда личного бессмертия – это звериная, пышущая жаром любовь к себе». В борьбе против власти смерти, ограниченности планеты Земля, против гнета пространства и времени Святогор нашел союзника – поэта Божидара (Б. Гордеева) из объединения «Центрифуга».

Однако уже в 1923 году наметился раскол «Креатория»: петроградская группа биокосмистов во главе с А. Ярославским отошла от организации, перейдя к литературной и оккультной деятельности, изучая регенерацию, евгенику, омолаживание, анабиоз. Однако журнал этой группы «Бессмертие» вскоре был закрыт властями и обвинен в порнографии.

Еще в 1917 году в журнале «Шлях» Святогор выступает как богоискатель – с программной статьей о необходимости реформы церкви и революции духа. Христианскую церковь будущего он представляет свободным объединением людей, не ждущих сошествия Духа Святого, а творящих в себе этот дух.

С началом революции Русская православная церковь испытывает кризис. Как грибы после дождя появляются новые направления. Один из «раскольников», лишенный священного сана, Владимир Путята, создает в Пензе Свободную Трудовую Церковь, к нему присоединяется иеродиакон Иоанникий Смирнов, «викарий Пензенской епархии». Перебравшись в Москву в 1922 году, Смирнов самочинно захватывает храм Никола Красный Звон в Зарядье, который становится центром Свободной Трудовой Церкви. Власти санкционировали этот самочинный захват, ведь новая церковь должна «…проникнуться революционным пафосом современности… принятием идеи всемирной революции!»

В Москве во главе этой церкви становится Святогор, проводит «церковные митинги самого базарного уровня»: всякий, кто пожелает, мог войти на кафедру и произнести речь. Святогор пишет радикальную программу новой «Церкви», основой которой было примирение религии с наукой и социализмом. «Социализация христианства» превратила церковь в дискуссионный клуб, в котором Святогор выступает с чтением своих стихов и заявляет, что Христос своим воскрешением ознаменовал бессмертие и жизнь во Вселенной. Сам Святогор до 1923 года был человеком религиозным, соблюдал православные обряды и постился несколько раз в год.

По предложению Святогора колокольни церквей должны быть переделаны «под метеорологические пункты для изучения погоды», а в церквах читать проповеди и молиться за советскую власть. Святогор призывал «новых верующих» к коллективной борьбы с «враждебными силами природы», к «освобождению человека от власти природы». Святогор поддерживал изъятие всех золотых и серебряных предметов культа, до колоколов включительно, и передачу их в Фонд помощи голодающим Поволжья. Настоятели всех храмов СТЦ добровольно передали все ценности государству.

В 1923 году Святогор порвал со Свободной Трудовой Церковью и перешел на позиции марксистского материализма. Он вел активную атеистическую работу, стал членом Центрального совета Союза воинствующих безбожников. В 1930-х годах Алексей Федорович – журналист в московских «Известиях» и в журнале «Антирелигиозник». Но в июне 1937 года Святогор был арестован и осужден на 8 лет лагерей, откуда уже не вернулся.

 


 







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 563. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия