Существует четыре способа цу-чен, которые используются в традиционной китайской медицине для постановки диагноза и выбора метода лечения. Это осмотр, слушание/обнюхивание, опрос и пальпация.
Каждый из этих способов диагностики дает информацию о пяти фазах, связанных с системами органов, так же, как и допо лнительные процессы, описанные в пятифазной теории. Например, практик может оценить цзан и фу, ци, жидкости, кровь или вызвавшие все эти проблемы жаркий ветер, холодное зло, теплый ветер. Возникла ли проблема изнутри, через эмоции, или извне, то есть причиной стал вторгшийся патоген? Вызвана ли проблема излишком или дефицитом? Чтобы получить ответы на эти вопросы, практик, следуя четырем методам, рассматривает все: от связанных с меридианами факторов до жизненных проблем, таких, как пища, сон, работа, упражнения, а также уровень энергии, эмоциональное удовлетворение, сексуальная активность, острота ума. Вся информация складывается в общую картину, и практик может определить картину дисгармонии, или бянь чжен.
Знание этих методов дает целителю возможность определить не только метод лечения, но и время для его осуществления. Система является наиболее восприимчивой, когда находится на пике своего цикла. Ци проходит по телу за 24 часа, и каждый орган становится главной ступенью на два часа. В идеале лучше работать с органом именно в это время. Но у каждого меридиана есть полярный меридиан, его полная противоположность. Находящиеся в прямой зависимости меридианы влияют друг на друга, определяя второе место лечения. (Смотри раздел «Циклы ци: биологические часы тела».)
Практик также может определить состояние человека, основываясь на его телосложении. Существует пять основных типов телосложения, и лечат их по-разному. (Смотри раздел «Пять основных типов конституции».)