Технология выполнения аппликации.
Для выполнения аппликации вам потребуется ткань для фона и лоскуты, чтобы вырезать детали узора. Для фона лучше использовать плотную хлопчатобумажную яркую однотонную ткань. Повторяющиеся детали аппликации кроите по шаблону. Лоскутки деталей должны быть контрастны к общему фону. Выкроенные лоскутки детали разместите на подготовленном фоне (отутюженном и выкроенном) в соответствии с задуманным рисунком и прикрепите их булавками или наметочным швом. Существует много разнообразных технологий нашивания деталей аппликаций на фон. Рассмотрим основные из них: 1. пришивание деталей вручную «втай». Эту технологию часто используют при аппликации по традиционным рисункам. Она требует значительных затрат ручного труда. 2. Машинный шов «зигзаг». Выкройте деталь точно по рисунку, закрепите её на лоскуте фона и обработайте границы детали швом «зигзаг» на швейной машине, так, чтобы полностью перекрыть срез детали. Выступающую из-под шва лишнюю ткань срежьте маленькими ножницами. Эта технология очень ускоряет выполнение аппликации по рисунку, но сам шов «зигзаг» как бы размывает границу детали, поэтому в традиционных рисунках его применяют не всегда. 3. Машинная аппликация с использованием тесьмы «вьюнчик». Выкройте деталь аппликации с запасом на подгиб (0,8-1 см) и настрочите на её лицевую сторону, точно по границам подгиба, тесьму «вьюнчик». Подогните лишние припуски детали так, чтобы половина ширины тесьмы образовала по границам готовой детали волнистый край. Концы тесьмы спрячьте на изнанке детали. Тщательно отпарьте обработанную деталь, закрепите её на ткани фона и пришейте машинной строчкой там, где тесьма стыкуется с тканью детали. Работая по этой технологии вы можете дополнительно украсить границы аппликации. 4. Машинная аппликация с использованием косой бейки из тесьмы косого переплетения. Хорошо тянущуюся тесьму косого переплетения (например, ляссе) можно использовать для предварительной обработки края детали для аппликации. Оберните сложенной пополам тесьмой срез детали. Концы тесьмы спрячьте на изнанке детали. Закрепите кант на детали и настрачивайте обработанную деталь на ткань фона. Строчите по тесьме, рядом с её внутренним краем. Работая по этой технологии, вы сможете дополнительно подчеркнуть границы рисунка и выделить его детали контрастными полосами канта. 5. Аппликация вручную с использованием шнурка. Свободный срез детали, пришитой к лоскуту фона, можно закрыть шнурком, закрепив его по границам детали вручную косыми стежками. Концы шнурка спрячьте под деталь. Работая по этой технологии, вы можете достичь дополнительного объемного декоративного эффекта. 6. Особую выразительность рисунку аппликации придают также специальные вышивальные швы. Ими одновременно обрабатывают края детали и пришивают её к ткани фона. Выполнять эти швы лучше толстыми нитками (например, ирисом), контрастными по цвету и ткани фона, и к детали аппликации. Технологии аппликации: Л- лицевая сторона детали, И – изнанка детали, Ф-лоскут фона, на который нашиваю деталь. 1. пришивание деталей вручную «втай» (к – картонный шаблон без припуска на шов, н – наметочный шов)
2. Машинный шов «зигзаг»
3. машинная аппликация с использованием тесьмы «вьюнчик» (в)
4. – машинная аппликация с использованием канта из тесьмы косого плетения (т)
5 – аппликация вручную с использованием шнура (ш)
6 - Аппликация с использованием вышивальных ручных швов: 6а – простого петельного шва 6б- зубчатого петельного шва
7 – шов «крестик»
8 а – шов «елочка» 8 б- широкий тамбурный шов
9 а – шов «козлик» 9 б – шов «восьмерка»
Традиционные узоры для аппликации. За время развития лоскутной техники как отдельного вида декоративно-прикладного искусства в США были выработаны традиционные узоры для аппликаций. Это вписанные в квадрат композиции растительного или фантазийного орнамента, чаще симметричные по центру, с дополнительными деталями, располагающимися по диагоналям квадрата-блока узора. В американской традиции детали закрепляют на фоне вручную «втай». При изготовлении единых лоскутных изделий блоки с рисунками аппликации часто используют вместе с мозаичными блоками.
Традиционные американские лоскутные узоры для аппликации: А – «Роза»
Б – «Ветка Мэри Вашингтон»
В – «Лилия»
Г – «Ветка и сердца»
Для создания аппликаций в русском стиле можно применить те же композиционные приемы: вписать симметричный по центру узор в квадрат. Используйте традиционные узоры русских народных промыслов. Узоры росписи керамики Гжели, кудринской деревянной резьбы, хохломской росписи и т.п. прекрасно подходят для лоскутных аппликаций. Результаты работы в этом направлении могут получиться очень интересными. Рассмотрим особенности создания картин-аппликаций и технологию их изготовления. Сделайте эскиз будущей картины в натуральную величину на плотной бумаге, прорисовав все детали узора. Перенесите копию эскиза на кальку и разрежьте рисунок по линиям стыковки деталей на выкройки деталей картины. Для удобства пронумеруйте все детали на эскизе и те же номера поставьте на выкройках деталей. Из подходящих по цвету и узору лоскутков выкройте детали будущей картины с учетом технологий, которыми вы будите пользоваться, чтобы пришить лоскуты. Так, выкраивайте детали, пришиваемые машинным швом «зигзаг» или вышивальными швами, точно по выкройке, без припусков, а пришиваемые вручную «втай» - с учетом запаса на подгиб по всем сторонам выкройки детали. Подготовьте единый кусок материала по размеру готовой картины – её основу основу из плотной светлой хлопчатобумажной ткани. Наложите выкроенные детали на основу в соответствии с эскизом и закрепите их булавками. Проверьте общий декоративный эффект заготовки картины и замените неподходящие по цвету или узору лоскутные детали. Пришейте лоскутные детали на ткань-основу, используя соответствующие технологии. Отпарьте готовое полотно картины. Лоскутную картину можно значительно обогатить, используя для мелких деталей рисунка кусочки узорной тесьмы, мелкую бижутерию, дополнительную вышивку. Готовое полотно картины натяните на деревянный нарамник или сделайте текстильную раму: пришейте широкую кайму на однотонной или с набивным рисунком ткани, контрастную по цвету к основному фону картины. Проложите под кайму объемный материал – и у вас будет выпуклая рамка для картины.
|