Аппликация в ДОУ
Оборудование занятий по аппликации Бумага: белая и цветная тонкая, папиросная, гофрированная, шагреневая, тисненая, глянцевая. Бумага плотная и цветной картон. Пестрая бумага: мраморная, оберточная, обойная, иллюстрации из журналов, газетная. Фольга, ткань, засушенные растения, соломка, береста. Ножницы с закругленными концами. Клей: клейстер мучной, клей ПВА, клей обойный. Кисти щетинные клеевые или клеевой карандаш. Клеенки: «10 х 10 см -для мелких работ, большие, закрывающие стол -для крупных работ. Вата, мех, поролон, кусочки цветного оргстекла, цветные пуговицы, веревочки, шнуры, крупа, яичная скорлупа, кожа, береста, цветная клеенка и т.п - все, что клеится, любые материалы. Подносы, емкости для клея: баночки, мензурочки, солонки, коробки для обрезков.
Задачи обучения изобразительным умениям в аппликации I младшая группа Учить детей из бумажных геометрических деталей: кружочков, квадратов, треугольников создавать изображения: 1. Простых предметов по типу игры в «Мозаику»: бусы, снеговик, домик; 2. узоров способом повтора или чередования элементов на полосе, круге, квадрате - по кайме. II младшая группа 1. изображать из геометрических деталей: - предметы, состоящие из 2-4 частей, круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной формы - геометрические узоры на полосе, круге, квадрате, предметах, изображающих посуду, одежду, располагая элементы способом чередования или симметрично 2. дополнять аппликации дорисовыванием мелких деталей 3. сообща создавать сюжет на общем листе (елки в лесу). Средняя группа Совершенствовать умения детей изображать отдельные предметы: 1. изображать реалистические предметы, игрушки, сказочных персонажей из нескольких частей разной формы, использовать новую форму - овальную, передавать строение, пропорции предметов. 2. передавать в аппликации разные движения и позы птиц, животных человека. 3. изображать не только геометрические, но и растительные узоры на разных геометрических формах, изображениях одежды, обуви, посуды, располагать элементы симметрично; 4. изображать несложные сюжеты, располагая однотипные предметы в ряд на узкой полосе земли или по всему листу (например, большая и маленькая елочка), передавая относительную величину двух разных предметов (например, дом больше, чем цветок около дома). Старшая группа Продолжать учить детей изображать: 1. различные предметы окружающего мира, передавать их характерные и индивидуальные особенности. Например, у зверей - разные уши, мордочки, хвосты, у деревьев - разный цвет ствола, форма кроны. 2.сюжетные композиции, располагая несколько предметов на широкой плоскости земли ближе-дальше. 3. Разнообразные симметричные и асимметричные растительные узоры с гармоническим цветосочетанием и в тональности одного цвета, в теплой и холодной гамме, использовать ритм цвета, ритм размеров и форм, узоры по мотивам народных орнаментов. 4. передавать характер персонажей, настроение природы с помощью цвета. Подготовительная к школе группа Продолжать формировать изобразительные умения у детей: 1. Изображать в аппликации отдельные предметы: транспорт разных видов, здания разных типов, сказочные дворцы, разные породы деревьев, сказочные деревья, реалистических и сказочных животных и птиц, людей, передавая их характер с помощью цвета и формы, очеловечивая образы, наделяя их разными чертами (деревья добрые и злые, люди грустные - веселые, звери хитрые -испуганные и т.п.). 2. Изображать сюжетные композиции на темы игр детей, на спортивные темы, темы праздников, сказочные и др.темы, располагая предметы в перспективе: удаленные и близкостоящие, т.е. показывать первый, второй, третий план. Коллективно создавать сюжетные композиции на больших форматах бумаги для оформления декорации к спектаклю (например, сказочные дворцы) для оформления зала, групповой комнаты (например, осенняя береза, яблоня в цвету, снеговик и его друзья). 3. изображать растительные, предметные, зооморфные орнаменты.
Задачи обучения техническим умениям в аппликации I младшая группа 1. Раскладывать готовые формы на фланелеграфах в первой половине года. 2. Наклеивать готовые формы, намазывая их на клеенке с белой стороны, при II младшая группа 2.Учить приемам вырезания: -- правильно держать ножницы и действовать ими; -разрезать узкую полоску бумаги поперек одним движением ножниц, смыкая лезвия только в конце реза, получая таким способом два или четыре квадрата или прямоугольника, они пригодятся для окон дома или украшения коврика; -разрезать широкие полоски 2-3 движениями ножниц. -разрезать квадраты и прямоугольники по диагонали, полученные треугольники можно использовать для узоров, для крыши у домика, паруса у лодки; - делать косые срезы, встречные косые резы (крыша в виде трапеции, лепестки цветов, флажки, сарафан и рукава куколки); -слегка закруглять уголки треугольных, четырехугольных форм и полосок, срезая кончики по дуге, при этом левая рука поворачивает бумагу навстречу ножницам (колечки пирамидки, бусы, узкие воздушные шары); -вырезать округлые формы из квадратов: рез идет от середины одной стороны к середине другой по дуге, мелкими шажками, бумага плавно поворачивается под лезвия ножниц (снеговик, неваляшки, цыпленок, цветок маме, жучок). 3. Учить приему отрывания мелких бесформенных кусочков бумаги, использовать их для аппликации на темы «Снег идет», «Листопад», Украсим закладку». Средняя группа 1. Учить детей новой технике наклеивания мелких деталей, которые берут концом кисти в клее и движением пальца левой руки прижимают на нужное место на фоне. 2.Совершенствовать технику вырезания: -вырезать более совершенные округлые формы; -вырезать из прямоугольников овалы: рез идет по дуге от середины одной стороны к середине другой мелкими шажками, левая рука поворачивает бумагу навстречу ножницам (овальное туловище у птиц и животных, овальные воздушные шарики); -делать криволинейные разрезы (волны, сугробы, извилистые ветки). В криволинейном резании обе руки совершают колебательные движения влево и вправо от исходной позиции. -вырезать экономным способом: из бумаги, сложенной в несколько слоев (не более 4-х) вырезать несколько одинаковых деталей (кружочки для узора, для колес, одинаковые лепестки для цветка и др.) -вырезать симметричные предметы несложной формы из бумаги, сложенной вдвое (листок, дерево, чашка, ваза) -увеличить длину прямолинейного резания (ствол дерева, дом). -отрывать полоски бумаги щипковым движением и одним плавным движением (левая рука тянет цветную бумагу назад, а правая - вперед, получаются полосы цветные, а кант - белый). Полоски пригодятся для аппликации астры, дерева с заснеженными ветками, для водорослей в аквариуме и др. В отличие от резания, которое начинают снизу или справа, отрывание начинают сверху. -создавать способом обрывания округлые и овальные формы (туловище, голова пушистого утенка, пушистого мишки, цветы с округлыми лепестками. Старшая группа 1. Усложнять приемы симметрического вырезания: -из бумаги сложенной вдвое (костюм клоуна, платье куклы, самолет, ракета и др) - из квадрата, сложенного от центра в 4-8 раз- четырех- и восьмилепестковые цветы. 2. Учить новым приемам вырезания: - ажурному вырезанию (кружевная салфетка, многоэтажный дом-дворец с прозрачными окнами, ажурная крона деревьев); - силуэтному вырезанию предметов из приближенных форм (птица, сидящая на ветке, кошечка, дымковская лошадка); - технике вырезания из крахмальной ткани (девочка в нарядном платье, фея, цветы); 3. Учить технике аппликации из листьев, трав, засушенных растений с использованием клея ПВА. Готовые работы кладут под пресс. 4. Интересно выглядят сначала нарисованные, а затем вырезанные и наклеенные красочные предметы, например, букеты, ветки с листьями. Подготовительная к школе группа Учить детей: 1.Симметричному вырезанию предметов сложной конфигурации (фигура человека, летящей птицы). 2. Симметрическому вырезанию из бумаги, сложенной гармошкой (хоровод, деревья и елки, соединенные полосой земли и др.) 3. Силуэтному вырезанию предметов сложной конфигурации из целого листа (животные, птицы: жираф, слон, динозаврик, сказочная птица): - способу создания целостных силуэтов обрыванием, - созданию аппликаций из нетрадиционных материалов: яичной скорлупы, ясеневых семян, семечек тыквы, арбуза, из кожи, фольги, ваты, рогожки, поролона и др. - созданию аппликаций из соломки, - технике мозаичной аппликации из конфетти, нарезанных или рваных кусочков бумаги, - технике объемной аппликации из бумаги, - технике коллажа: на лист наклеиваются какие-либо предметы (использованные фломастеры, крышечки от пузырьков, пробки, пуговицы), а затем образ создается с помощью доклеивания деталей из кожи, меха, фольги и с помощью дорисовывания. - технике горячей аппликации из ткани при помощи воспитателя при создании коллективных панно (например, дети вырезают из ткани и пленки силуэты деда Мазая и зайцев, а воспитатель приклеивает их с помощью утюга на ткань). Перечисленные технические навыки детей можно сформировать только при систематической работе с ними, начиная с 1 младшей группы.
Методика проведения занятий по аппликации Основные методические приемы обучения дошкольников предметной аппликации 1 часть занятия. 1. создание у детей эмоционального настроя. - Применение игровых персонажей для проведения беседы, например, они могут что-либо путать, сказать, что у тележки колеса квадратные, детям нравится исправлять этих незадачливых персонажей. - В старшей и подготовительной группах можно описывать предметы стихами или словами из волшебной истории. Например: «Жила -была Королева-льдинка, и построили ей слуги дворец. Он весь состоял из льдинок квадратной, прямоугольной, треугольной, овальной, круглой форм. Эти льдинки красиво располагались: внизу были самые большие, вверху - поменьше. Все они были холодных тонов: синие, голубые, сиреневые, цвета морской волны, потому что Королева-льдинка боялась растаять от теплых тонов». 2. организация рассматривания и обследования игрушек и предметов. 2.1. при рассматривании и обследовании предметов в младшей и средней группах, для того, чтобы дети лучше поняли строение предметов им предлагают обводить отдельные части пальчиком и называть формы. При обучении симметрическому вырезанию, которое начинается в средней группе, дети обводят пальчиком правый полуконтур предмета, при обучении силуэтному вырезанию в старших группах, дети обводят целостный силуэт предмета. Главное -направление движения руки при обследовании должно соответствовать направлению вырезания. 2.2. В средней группе вводится рассматривание игрушек или динамических моделей в движении. Заканчивать эстетическое восприятие обращением к предмету в целом, предложением еще раз полюбоваться его красотой. 3. показ воспитателя. 3.1. в младших группах воспитатель может дать детям показ, как раскладывать, располагать детали на фланелеграфе или на магнитной доске. Дети средней группы могут сами выходить к фланелеграфу или к магнитной доске и показывать, как по-разному можно расположить, например, лапы мишки, который делает гимнастику. 3.2. в младших группах можно дать показ техники наклеивания, а позже - и техники вырезания. Методика показа. 1. дети должны видеть правильное положение левой и правой руки, поэтому дети могут встать сбоку 2. Показ сопровождается словесными пояснениями, 3. весь процесс вырезания расчленяется на ряд последовательных операций, 4. показывать нужно только незнакомые детям приемы вырезания или обрывания, 5. Следует сопровождать показ вопросами: спрашивать, например, куда теперь будут двигаться ножницы, 6. знакомые приемы вырезания можно напомнить или вызвать для показа ребенка.(старшие группы) 7. нацеливание детей на творческое выполнение работы, 8. напоминание о последовательности, о композиции, как лучше положить лист. 2 часть занятия. 1. во время самостоятельной деятельности оказание помощи детям, которые в этом нуждаются: - подсказать, с чего начать работу - дать индивидуальный показ техники вырезания, обрывания, -посоветовать что-то дорисовать, что-то дополнительно вырезать, чтобы заполнить пустое место. -обратить внимание на характер персонажей, подсказывать, какие вырезанные формы выглядят угрожающе, а какие мягче, добрее. - можно предлагать детям в качестве разминки и с познавательной целью вставать на 1-2 минуты и ходить -смотреть, как работают другие. 3 часть занятия. 1. при просмотре готовых работ в младших группах следует использовать игровые приёмы: Например, все рельсы со шпалами, выполненные с детьми - сдвинуть, сделать железную дорогу и покатать паровозик, вагончик. Если дети изображали портрет Мишки, Чебурашки в средней группе, то именно этот персонаж оценивает детские работы. 2. Во всех возрастных группах используется эмоционально положительная оценка, отмечаются художественные достоинства детских работ, их успехи. В младших группах: -передача существенных особенностей изображаемых предметов, например, «У Танечки тележка получилась, как настоящая, есть и кузов, и колеса, и веревочка». - при доработке фломастерами или гуашью следует похвалить тех, кто украсил предмет или нарисовал дополнительные детали. -похвалить детей за технику наклеивания. -Технику вырезания на 4-м году жизни не стоит оценивать - она у всех детей не на высоком уровне, а вот в средней группе уже надо обращать на это внимание, например, «Какие круглые колеса у автобуса вырезаны, какие ровные и одинаковые окошки у дома получились». - в средней группе отметить работы, где птички, животные, люди находятся в движении. - отметить подробную детализацию за счет дорисовки: например, у снеговика они дорисовывают метлу, или дерево рядом, в окошечке дома виден нарисованный человечек. Такое проявление творчества надо поощрять во время оценки. В старшей и подготовительной группах: - вместе с детьми оцениваются выразительные образы персонажей, их настроение, характер, -отмечается творчество в вырезании дополнительных деталей, предметов. - обращается внимание на использование теплых и холодных тонов для передачи своего отношения к изображаемому, на умение вырезать и обрывать силуэты предметов из целого листа, на пластику этих силуэтов. - оценивается также сочетание в работе ребенка разных материалов, экономное их расходование. После создания коллажей дети могут рассказывать, что они означают.
Основные методические приемы обучения детей сюжетной аппликации. Методы и приемы обучения на занятиях по сюжетной аппликации такие же, как и на занятиях по сюжетному рисованию. 1. В первой части занятия используются следующие приемы обучения: -рассматривание композиции на сюжетных картинах, беседа о последовательности работы, о технических приемах вырезания, обрывания, о технике работы в объемной или мозаичной аппликации; - беседа о том, как распределить обязанности, если сюжетные композиции выполняются коллективно; - нацеливание на творческую работу. 2. Во второй части используются совет, подсказка, индивидуальный показ техники работы, помощь в композиционном размещении фигурок перед наклеиванием. 3. В третьей части оценка воспитателя взаимо- и самооценка детей направлены на умение детей строить композицию на широкой плоскости земли ближе - дальше, передавать заслоняемость предметов, взаимоотношение персонажей, настроение природы с помощью цвета, рассказы детей о своих сюжетах. Основные методические приемы обучения детей декоративной аппликации. Методы и приемы обучения на занятиях по декоративной аппликации такие же, как на декоративном рисовании, В первой части используются следующие приемы обучения: - в младших и средних группах рассматривание готовых образцов, выполненных воспитателем; - в старшей и подготовительной группах рассматривание узоров нам тканях, головных и носовых платках, обоях, клеенке, кружеве, художественных иллюстрациях в книгах и журналах, на предметах народного искусства; - показ техники вырезания отдельных элементов или техники объемной аппликации; - беседа о последовательности оформления всего орнамента; - нацеливание детей на творчество или на подражание народным мастерам. В третьей части оценка детских работ в младших группах проводится в игровой форме: от имени игрового персонажа воспитатель благодарит детей за красивые коврики или платья для кукол. Детей хвалят за творчество, подбор цветосочетаний, В средней группе обратить внимание на технику вырезания отдельных элементов, на чередование или симметричное расположение элементов. В старших группах дополнительно отметить узоры в тональности одного цвета, в теплой и холодной гамме. Если дети подражали народным мастерам, то надо поощрять тех, кто соблюдал их традиции.
|