Художественное мастерство Дж. Свифта-сатирика. Проблематика и образная система романа Дж. Свифта «Путешествие Гулливера».
«Путешествие Гулливера» Свифта как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение соц действительности. Гротеск в романе. «Путешествия Гулливера» – произведение, написанное на стыке жанров: это и увлекательное, чисто романное повествование, роман-путешествие (отнюдь, впрочем, не «сентиментальное», которое в 1768 г. опишет Лоренс Стерн); это роман-памфлет и одновременно роман, носящий отчетливые черты антиутопииПредметом сатирического изображения в «Путешествии» является история. Свифт приобщает к ней читателя на примере современной ему Англии. 1 и 3 части изобилуют намеками, и сатира в них носит более конкретный характер, чем в двух других частях. Историческая аллюзия у Свифта не отличается хронологической последовательностью, она может относиться к отдельному лицу и указывать на мелкие биографические подробности, не исключая при этом сатирического обобщения, может подразумевать точную дату или охватывать целый период, быть однозначной или многозначной. Так, например, во 2 части описание прошлых смут в Бробдингнеге подразумевает социальные потрясения 17в.; В канву фантастического повествования 3 части вплетены и намеки на злобу дня, и многоплановая аллегория о летучем острове, парящем над разоренной страной с опустошенными фермерскими угодьями, мишенью сатиры служат пороки английской политической жизни. В гротескно-сатирическом описании всех 3 стран, которые посещает Гулливер перед своим заключительным путешествием, содержится контрастирующий момент — мотив утопии, идеального общественного устройства. Этот мотив используется и в функции, собственно ему присущей, т. е. является способом выражения положит взглядов Свифта; как авторская идея в чистом виде, он с трудом поддается вычленению, ибо на него всегда падает отсвет гротеска. Мотив утопии выражен как идеализация предков. История предстает перед читателем как смена деградирующих поколений, а время повернуто вспять. Крайние точки воплощены в гуигнгнмах и еху. Гуигнгнмы вознесены на вершину интеллектуальной, нравственной и гос культуры, еху низринуты в пропасть полной деградации. Однако такое положение не представлено неизменным от природы. Общ устройство гуигнгнмов покоится на принципах разума, и в своей сатире Свифт пользуется описанием этого устройства как противовесом картине европейского общества 17в. Тем самым расширяется диапазон его сатиры. Однако страна гуигнгнмов — идеал Гулливера, но не Свифта. Жестокостей гуигнгнмов по отношению к еху Гулливер, естественно, не замечает. Но это видит Свифт. Ироническое отношение автора к Гулливеру, впавшему в экстатический энтузиазм под воздействием интеллекта гуигнгнмов, проявляется не только в комическом подражании Гулливера лошадям, его странном поведении во время обратного путешествия в Англию и тяге к конюшне при возвращении домой — подобного рода комические воздействия среды Гулливер испытывал и после возвращений из предыдущих своих путешествий, — но и в том, что в идеальном для Гулливера мире гуигнгнмов Свифт наметил контуры самого тиранического рабства. Свифт никогда не называл Дефо писателем, лишь – писакой. Когда же тот выпустил «Приключения Робинзона Крузо», Свифт ответил собственным романом-памфлетом «Путешествия Гулливера» (1726), который может быть прочитан как пародия на Робинзона с его претензией на безусловную достоверность и документальность. Свифт куда более скептически оценивает нравственность и разумность современного человека, а заодно и значение новой повествовательной манеры. Одно общее обстоятельство бросается в глаза в творческой биографии Свифта и Дефо: оба написали свои первые (а Свифт и единственный) романы, когда им было под 60. За плечами – бурная жизнь и многие десятки пр-ий, созданных в жанрах документальной публицистики. Естественно, что этот предшествующий опыт они не могли не передать роману. Дефо, начиная с «Робинзона», на протяжении 10 лет, до самой смерти писал романы. А «Путешествия Гулливера» исследователи считают памфлетом. (здесь нет ещё личности, ибо Гулливер – условная, марионеточная фигура. Раз нет личности, то это ещё не роман воспитания, каковым он будет у просветителей.) Иногда на это возражают, что Свифт действительно создал необычный для просветителя роман, в котором главная тема не нравственная, а политическая, – роман о государстве. Романная форма в этот момент лишь формируется на пути от документальной прозы: то ли уже роман, то ли ещё памфлет. Герой Свифта совершил 4 путешествия в самые необыкновенные страны. Повествование о них ведется в форме делового и скупого отчета путешественника. По мнению Гулливера, главная цель путешественника – просвещать и делать их лучшими, совершенствовать их умы как дурными, так и хорошими примерами. 2 лит жанра, возникшие еще во времена Ренессанса, послужили Свифту образцом для создания его знаменитого романа – жанр путешествий и жанр утопий. Свифт – мастер иронического повествования. Все в его книге пронизано иронией. Весь текст книги Свифта свидетельствует о том, что он был против всяких королей. Он издевается над людьми, над их низкопоклонством перед монархами. Презрение Свифта к королям выражается всем строем его повествования, всеми шутками и насмешками, какими он сопровождает всякое упоминание о королях и их образе жизни. В 1 книге («Путешествие в Лилипутию») ирония заключается уже в том, что народ, во всем похожий на все другие народы, с качествами, свойственными всем народам, с теми же общественными институтами, что и у всех людей, - народ этот – лилипуты. Поэтому все притязания, все учреждения, весь уклад – лилипутский, т.е. до смешного крохотный и жалкий.4 книга тенденциозна в высшей степени. В ней резко разграничены 2 полюса – положительный и отрицательный. К первому относятся гуингнмы (лошади), ко второму – иеху (выродившиеся люди).Аллегорический смысл притчи Свифта о лошадях (гуингнмах) достаточно ясен – писатель зовет к опрощению, к возврату на лоно природы, к отказу от цивилизации.
Маленькие размеры открытого Гулливером мира призваны продемонстрировать бессмыслицу государственных учреждений. А поскольку Лилипутия - это Англия, то понятно, что Свифт считает: она - не просветительский идеал государства. Писатель сделал смешным лилипутского императора с его претензиями на мировое господство, подчеркнул никчемность министров и вельмож. Рост лилипутов считается определяющим в решении проблем власти. Император, «отвращение и ужас Вселенной», аж на целый ноготь высший за своих подданных. «Самого этого довольно, чтобы вызвать особый почет к нему». Сквозь физическую мизерность яснее проступали их жестокость, коварность, характерные и для настоящих «больших» министров и императоров. Высокие должности претенденты получают не за заслуги перед государством, а за выигранные соревнования среди канатных танцоров. Свифт очень остроумно уподобляет английских вигов и торе к лилипутским партиям, которые ведут между собой отчаянную борьбу, отличаясь между собой лишь высотой подборов на обуви. Точной пародией на католическую и протестантскую церкви есть секты «тупоконечников» и «остроконечников», что спорят, с какой стороны разбивать яйцо.
Герой романа Гулливер, попав к государству лилипутов, сразу же капитулирует перед туземцами: разговаривает покорным тоном, покорно входит в новое помещение, разрешает закоулки себя в цепи, ползает перед императором. Тем не менее, любая власть не является справедливой, и лилипутское правосудие предъявляет обвинение Гулливера в измене, вынося ему приговор - лишить зрения. Герой убегает, но сам испытывает удивление своему поступку. Писатель делает замечание, что человек, который подчиняется среде, превращается в духовного лилипута, даже и тогда, когда она талантливый. Гулливер придет к выводу, что виднейшие герои человечества - это борцы против тирании. «С наибольшим удовлетворением останавливал я свои глаза на людях, которые уничтожали тиранов и узурпаторов, и на те, кто освобождал придавленные народы». Сурово критикуя пороки правящих классов, Свифт не видел той силы, которая бы могла смести насилие и зло, которые властвовали в мире. Но большой писатель видел обнищания родной Ирландии, богатой прежде страны, и верил в простонародье, его честность и ум.
|