Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Творчество К. Брентано. «Рассказе о честном Касперле и прекрасной Аннерль».




 

К.Брентано родился в Кобленце в богатой купеческой семье, обучался в учебных заведениях и университетах Кобленца, Бонна, Галле, Йены, пытаясь освоить торговое и горное дело, экономику и медицину. С 1801 г. он изучал философию в Гейдельберге, где подружился с Ахимом фон Арнимом. В боды наполеоновской оккупации и освободительных войн (1806—1814) Брентано был менее других романтиков увлечен патриотическим энтузиазмом; к этому времени он — богатый наследник без определенных занятий; охота к перемене мест бросает его в Южную Германию, в Берлин, в Чехию, в Вену, потом снова в Берлин; в 1818 г. эти метания заканчиваются духовным кризисом: Брентано поселяется под Франкфуртом в католическом монастыре, где проводит оставшиеся 25 лет жизни в фанатичном служении церкви. Традиционная для всех романтиков тема несовместимости искусства и действительности нашла в жизни Брентано печальное подтверждение. Юношеская переписка Брентано с его сестрой Беттиной, тоже незаурядной писательницей («Весенний венок Клеменса Брентано», 1844), показывает, что в ранние свои годы Брентано был не чужд первоначал романтизма — веры в благотворность грядущих жизненных перемен. Напечатанный в 1803 г. роман «Годви» обнаруживает болезненную утрату этой веры, на смену которой приходит внутренний надлом, замаскированный ироническим артистизмом. Многочисленные вставные стихи в этом романе выявили выдающийся талант Брентано-лирика. Выдержанные в стиле народной песни, чрезвычайно музыкальные по своей внутренней организации, они были явлением подлинно новаторским. Именно в лирике, в ее эмоциональной непосредственности, в возрастающем трагизме образов и резкости музыкальных диссонансов особенно отчетливо дает о себе знать вызревающий в творчестве Брентано духовный кризис. Как и другие романтики, Брентано пытался противопоставить фальшивым ценностям буржуазной жизни поэзию народных истоков, — но делал это без настойчивости и убежденности, какие отличали Арнима и особенно братьев Гримм. В трехтомном собрании народных сказок, обработанных Брентано (изданы посмертно в 1846—1847 гг.), фольклорная основа растворена в игре авторской поэтической фантазии. Жанр «художественной сказки» (Kunstmärchen), начало которому положили у романтиков Тик и Новалис, у Брентано находит абсолютное завершение: в отличие от братьев Гримм и Арнима он не дорожит национальной спецификой, локальным колоритом и бытовыми подробностями. «Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль» (1818) — по существу, последнее произведение Брентано-художника — дает ясное представление о его манере: два безыскусных народных рассказа изящно объединены между собой; большая часть повествования доверена одной из его героинь, простой деревенской старухе, в образе которой выражена неутоленная тоска Брентано по нравственному здоровью народной жизни и возрастающая в его творчестве преданность католицизму. Не только трагически сломленная жизнь Брентано, но и болезненная, упоенная умиранием красота, к которой тянулось его искусство, — горькое обвинение пошлостям и уродствам современной поэту действительности.

 

История Красперля и Аннерль, воспоминания 88 летней крестьянки переносят в стихию жизни народа с его глубокой верой в предзнаменования, с его песнями и молитвами. В произведении воплотилось представление о естественной нравственности простой крестьянки, основанной на родовых связях, нарушение которой грозит человеку гибелью. В сюжете ощущается то же волнообразное движение, которое присуще стихам: удваиваются события - отношения Гроссингера и Аннерль повторяются в отношениях герцога и сестры Гроссингера. Вслед за самоубийством Касперля следует самоубийство Гроссингера. Однако каждый раз в повторение вносится новый мотив: Касперль убивает себя, основываясь на предположении, что он обесчещен преступлением отца и брата, а Гроссингер приговаривает себя к смерти потому, что он реально совершил преступление, отказавшись от Аннерль и толкнув ее на убийство ребенка.

Крестьянка случайно встретившись в рассказчиком сообщает ему о ее внуке Касперле, который выше всего ценил честь.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 4187. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.001 сек.) русская версия | украинская версия