Студопедия — Своеобразие западноевропейского литературного процесса XIX века. Философско-эстетическая основа романтизма. Художественный мир романтиков. Понятие «романтический герой».
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Своеобразие западноевропейского литературного процесса XIX века. Философско-эстетическая основа романтизма. Художественный мир романтиков. Понятие «романтический герой».






Понятие о романтизме как о художественном методе

Романтизм становится первой реакцией на исторические изменения и

примером принципиально нового, «современного» искусства.

Основы романтического мировоззрения и эстетики:

1. Это явление нового времени, принципиально отличное от

классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли

прежде всего главную идею эпохи – идею СВОБОДЫ личности.

2. Принципы свободы и новизны реализуются в их творчестве.

Романтики прокладывали новые пути в искусстве, стремились создать

современное, новаторское искусство. Они полемизировали с классицистами,

прежде всего – с рационализмом его эстетики. В центре их картины мира –

индивидуальный человек, Личность уникальная, которая не подчиняется

Системе, а противостоит ей. Романтики искали новые формы,

художественные средства, создавая синтетическое искусство. Они ввели

понятие «универсальной поэзии», отражающей всю полноту мира и человека.

3. Сознание и собственно эстетика романтизма строится на

противоположностях, на антитезах. Главная антитеза – это

противопоставление ИДЕАЛА (основное понятие романтизма) и

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, Духа и реальности.

Для романтиков было важно не точно воспроизводить жизнь, а

создать свой, индивидуальный, особый образ мира. Таким образом,

романтическое искусство предельно субъективно. Основа мировоззрения

романтиков – эмоциональное, и потому противоречивое восприятие мира.

4. Дух по романтикам раскрывается в природе, чувствах (прежде всего

любви) и в искусстве (это сфера фантазии, воображения). Именно через эти

пути познаётся и раскрывается человек.

5. Высшая сфера – это ИСКУССТВО. Творчество – это способ для

личности познать и выразить себя. Искусство ценно само по себе, оно

руководствуется только духовными потребностями и фантазией, обращается

к исключительному. Поэтому романтики отрицательно относились к своду

правил в искусстве, считали, что правила противопоказаны творческой

личности, они сковывают свободу художника.

6. В центре романтического искусства стоит творческая личность,

Художник, уникальный индивидуум, который отличается от обычных людей

и находится в конфликте со всем миром. Художник – существо особое,

высшая личность, стоящая над остальными людьми. Поэтому типичный

герой романтиков – это человек с особо сильными чувствами, это герой-

бунтарь, одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладает

уникальной интуицией, ощущает своё родство с природой, но не может (или

не хочет) найти общего языка с людьми. Он презирает людей, они платят

ему тем же.

7. Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашает

Личность, то в своих произведениях романтики особое внимание уделяют

внутреннему миру человека, страстям, настроениям. Таким образом, это

лирическое искусство, предельно субъективное.

8. Основной вид романтического творчества – ПОЭЗИЯ. Даже

прозаические произведения (романы, новеллы) насквозь лиричны, близки

по духу (часто и по форме) поэтическим творениям.

9. В романтических произведениях особо организованы

пространство и время – они безграничны, распахнуты, необозримы. Их

география очень широка, действие может происходить на небе и на земле,

в водах бурных морей и в подземных пещерах, в неизвестных странах и в

обычных городах, в конкретный момент истории и в вечности.

10. Романтики активно использовали и интерпретировали

мифологические и сказочно-фольклорные сюжеты, библейские мотивы,

исторический и научный материал. Интересы романтиков были

необозримо широки, они были талантливыми в самых разных областях

людьми, многие имели универсальный талант.

11. Важнейшие темы, мотивы и проблемы романтизма: проблема

одиночества, мотив странничества, тема искусства и художника, тема

детства, культ интуиции, культ природы, культ страсти, тема преступления

и наказания, мотив безумия, культ фантазии и воображения и др.

12. Романтизм впервые обратился к проблеме историзма в

искусстве. Романтики первыми обосновали принцип стадиального

развития искусства в связи с изменением исторических условий. Они

сделали вывод о том, что законы и эстетические принципы искусства не

могут оставаться полностью неизменными, они развиваются и меняются в

зависимости от развития и изменения запросов общества.

Романтики первыми создали системные труды по истории национальных

языков и литератур, по истории искусств.

13. В эпоху романтизма огромное значение для литературы и других

видов искусств (особенно – в музыке) приобретает фольклор. Народное

творчество является одним из основных источников романтической

литературы. Романтики и собирали, и изучали, и творчески

переосмысливали фольклорный материал.

14. В эпоху романтизма устанавливаются и расширяются

межнациональные и межлитературные связи.

Теоретиками романтизма в разных странах были:

В Германии – Новалис, Фридрих Шлегель, Тик, Гейне.

В Англии – Шелли, Вордсворт, В. Скотт. 6

Во Франции – В. Гюго, Жермена де Сталь, Шатобриан, Стендаль.

Особые формы и жанры:

Лирические (разные), романтическая и лиро-эпическая поэмы,

романтическая драма (часто – историческая), повести и новеллы. Роман

занимает не главное место, но все романы романтизма необычны,

новаторские по форме и по сути.

Ранее других романтизм сложился и развивался в германских

странах (в Германии и в Англии) – в последнее десятилетие XVIII века.

Общие рамки романтизма в Европе: от 1790-х до 1830-х гг.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2219. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия