Критический реализм, также как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определенное отношение писателей к действительности.
«Классический реализм XIX века представляет литературное направление, возникшее после французской революции и условиях зрелого развития европейского буржуазного общества, сделавшего возможным правдивое критическое изображение современной общественной жизни в социально типических лицах и обстоятельствах», – отмечал известный литературовед Жирмунский В. М.
Действительно, реализм XIX века примечателен прежде всего правдивым изображением существующего строя. «Реализмом именуется правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни», – писал Горький М. в статье «О литературе». Представители критического реализма, давая правдивое изображение жизни, неизбежно превращали его в критику буржуазной действительности. Говорить о буржуазном обществе правду – значило разоблачать это общество. Если художник слова отказывался от критики существующего строя, он переставал быть реалистом.
В сравнении с романтизмом критический реализм значительно расширил сферу искусства. Если романтики сосредоточивали внимание на духовных устремлениях человека, то критические реалисты избирают объектом изображения человеческую жизнь во всех ее проявлениях. В их творчестве находит отражение не только идеальная, духовная, но и вся конкретная деятельность людей (их служебные, семейные, общественные дела и т.п.). В связи с этим границы литературы широко раздвинулись. В нее мощным потоком хлынула проза жизни. Житейские бытовые мотивы стали обязательным спутником реалистических произведений. В повествовательных и даже лирических жанрах главное место заняли обыкновенные заурядные личности, которые пришли на смену необыкновенным романтическим героям, жившим в мире высоких духовных и моральных интересов. Романтических мечтателей и бунтарей вытеснил реальный исторический человек. Для того, чтобы искусство отрешилось от риторики, романтической выспренности «нужно было, – отмечал Белинский В.Г. – обратить все внимание на толпу, на массу, изображать людей обыкновенных, а не приятные только исключения из общего правила, которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование и носят на себе чужой отпечаток». В обильном введении в литературу повседневной жизни – одно из существенных отличий романтизма от реализма. Критический реалист показывает человека не только в его идеальной, но и в конкретно-исторической сущности. Через переплетение конкретных человеческих судеб писатель-реалист раскрывает конкретные закономерности жизни общества.
Формирование критического реализма сопровождалось пересмотром многих эстетических понятий. В частности, возникла необходимость реабилитировать с эстетической точки зрения весь тот жизненный материал, который теоретиками романтизма считался непригодным для поэтического воплощения. Современность вошла в творчество реалистов во всей своей неприглядной сущности – с городскими трущобами, нищими деревнями, с бесправием «маленького человека» и беззаконием власть имущих. Полемизируя с теми, кто требовал изображать только прекрасное, Белинский В.Г. писал: «Мы требует не идеала жизни, но самой жизни, как она есть. Дурна ли, хороша ли, но мы не хотим ее украшать, ибо думаем, что в поэтическом представлении она все равно прекрасна в том и другом случае, и потому именно, что истинна, и что где истина, там и поэзия».
Просветительский реализм рассматривал противоречия жизни в идеологическом преломлении. Романтизм, даже в лице лучших своих представителей, не занимался анализом действительности. Романтики творили суд над прошедшей и современной историей человечества в форме непосредственного осуждения ее пороков, они лишь называли недуги своего века, но не исследовали причины их вызывающие. Критические реалисты стремятся дойти до истоков возникновения социального зла. В своей аналитической работе они, опираясь на конкретные жизненные наблюдения и данные науки, создают картины, являющиеся обвинительным приговором существующему строю.
Характерной особенностью писателей-реалистов является также историзм мышления, то есть стремление понять объективное движение истории. О причастности Стендаля или Бальзака к реалистическому искусству свидетельствует не только то, что они правдиво запечатлели будни дворянства или буржуазии, но главным образом то, что они отразили весь процесс вытеснения с исторической арены дворянской знати «денежными выскочками» (Гобсек и Нисенген из произведений Бальзака, Вально из «Красного и черного» Стендаля и др.).
Примечательной чертой критического реализма является стремление писателей к объективности. Для писателя-реалиста характерны признание ценности объективной действительности и огромный интерес к ней, сознательное стремление к глубокому исследованию окружающего мира. Писатели-реалисты глубоко изучали жизнь, прежде чем приступать к созданию книг, в которых окружающие их явления выступали в обобщенном виде. Стремление быть верными действительности, глубокий аналитический подход к ней, сближающих писателей с передовыми учеными своего времени – прежде всего с историками, придавали высокую художественную правдивость их произведениям. В письме к Маргарет Гаркнесс Энгельс Ф.говорит, что он считает «одной из величайших побед реализма, одной из наиболее ценных черт старика Бальзака то, что он принужден был идти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков, то, что он видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и то, что он видел настоящих людей будущего там, где их в то время единственно и можно было найти».
Действительно, можно с полным правом говорить о борьбе противоречий, которая разворачивается в мировоззрении и творчестве многих писателей. Многие из них, происходя из аристократической или буржуазной среды, в большей или меньшей степени были ограничены идеологией той среды, что сказывалось, например, в монархизме Бальзака или в иллюзиях Диккенса о классовом мире. Но объективные факты изображаемой ими действительности оказывались сильнее тех или иных классовых предрассудков, выдвигались на первый план в их творчестве. Почти все великие писатели-реалисты выступают как художники глубоко противоречивые, и почти во всех случаях сила объективной действительности либо торжествует в их произведениях, либо дает себя знать даже в таких произведениях, где черты дворянской или буржуазной идеологии сказываются достаточно сильно.
Реалисты в отличие от романтиков не стремятся к непосредственному воплощению своей мечты. Прекрасное для них не предмет, а цель искусства. В своих произведениях они показывают несоответствие реальной действительности жизни желаемой. Порывы в грядущее характерны в той или иной степени для всех писателей критического реализма, которые являются не только регистраторами социальных пороков, но и пропагандистами высоких идеалов.
Важные типологические черты реализма были в свое время охарактеризованы Энгельсом Ф. в уже упоминавшемся письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс, посвященном ее роману «Городская девушка»: «На мой взгляд, реализм предполагает помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах». Под типизацией в данном случае понимается умение дать в образе то, что с наибольшей силой и полнотой выражает сущность данного явления или характера. Типизация предполагает изображение не только определенных характеров, но и тех условий, которые их порождают, требует, чтобы обстоятельства не были случайными, чтобы они содержали существенные социально- исторические черты, и духовные качества людей, которых изображает художник слова, вытекали из этих условий и были мотивированы ими.
Ученые с полным основанием подчеркивают проблему типизации в произведениях писателей-реалистов как одну из наиболее характерных особенностей их творчества. Об этом свидетельствуют и произведения писателей и их высказывания о литературе. Так, например, учение о создании художественного типа разрабатывал Бальзак. Он различал в этом процессе несколько стадий: наблюдение и изучение определенной социальной группы, отбор самых специфических для нее черт, художественное обобщение собранного материала. Только в результате такого длительного творческого труда возникает художественный тип. Он является одновременно обобщенным образом, то есть обладает чертами, присущим многим людям, но и неповторимым индивидуумом – личностью, для которой художник слова придумал биографию, внешность, сложнейший внутренний мир. Человеческий характер, одновременно и типичный и индивидуализированный, раскрывается в произведениях критического реализма в развитии, которое мотивируется сложным взаимодействием личности и общества.
Типизация в искусстве не была открытием реализма. Искусству всякой эпохи на основе эстетических норм своего времени в соответствующих художественных формах было дано в определенной степени отразить характерные черты современности, присущие персонажам художественных произведений в тех условиях, в которых эти персонажи находятся. Литературные типы можно найти и на предшествующих реализму этапах развития искусства.
Можно отметить, например, что типические образы и характеры создавали романтики (Чайльд Гарольд из поэмы Байрона, Клод Фролло из романа Гюго «Собор Парижской Богоматери» Гюго и др.). Но романтики, рисуя свои образы, сознательно отвлекались от конкретной исторической и бытовой обстановки, разобщали психическое и социальное. Они выключали своих бунтарей и мечтателей их из общественных отношений, рассматривали их характеры только в духовном содержании. Широко используя прием гиперболизации и контрастного противопоставления, они не стремились к тому, чтобы сохранить пропорции и масштабы реальных жизненных отношений и диалектику объективного мира. Романтики нередко переносили своих героев в фантастическую, сказочную или экзотическую обстановку, охотно использовали аллегорические и символические образы (Манфред и Каин из поэм Шелли, Крошка Цахес из новеллы Гофмана и т.п.).
Типизация в творчестве реалистов представляет собой более высокую степень этого принципа художественного познания и отражения действительности, нежели у их предшественников. Характерной чертой реализма оказывается связь психологии с социологией. Она выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и типичных обстоятельств, то есть в изображении индивида в единстве со средой. Художник-реалист проделывает большую работу по отбору существенного, отбрасывает то, что является случайным и, наоборот, комбинирует и усиливает в созданном им образе те черты и качества, которые наиболее полно отражают определенное явление. Именно в «типичном характере», показанном в поступках и изменениях, обусловленном конкретно-историческими фактами, раскрывается сущность социальных и бытовых условий жизни общества на определенном этапе его развития. При этом реалисты стремятся сохранить масштабы реально-бытовой обстановки, рисуют своих героев во всем многообразии их жизненных связей, конкретно-исторических и бытовых отношений, в их развитии.
Растиньяк («Отец Горио» Бальзака), Жюльен Сорель («Красное и черное» Стендаля), Ребекка Шарп («Ярмарка тщеславия» Теккерея) и многие другие персонажи реалистических произведений действуют «в типичных обстоятельствах»; они не отвлечены от той живой и сложной реальной обстановки, в которой складывались подобные характеры.
Изображение человека в социальных связях не было открытием Бальзака или Диккенса. В творчества Лессинга, Филдинга, Гете персонажи также изображались социально-конкретно. Но разница все же была. В XIX веке изменилось само понимание общественной среды. В нее стали включать не только идеологическую надстройку, но и экономические отношения. Реалисты направляют огонь критики на имущественное неравенство, стремятся проникнуть в классовую структуру общества.
Представители критического реализма создавали характеры не только типичные, но и индивидуализированные. В богатейшем арсенале средств реалистической типизации отнюдь не последнее место занимает психологизм, то есть раскрытие внутреннего состояния человека. Реалистами изображается сложный мир эмоций, присущих «типичному характеру», выражающих его индивидуальность. «Каждое лицо – тип, но вместе с тем и вполне определенная личность, «этот», как сказал бы старик Гегель, так оно и должно быть» – писал Энгельс Ф. Индивидуализация характера – это, конечно, прежде всего изображении психологии действующего лица, воплощающего в себе человека определенной нации, социальной среды и эпохи.
Романтики за редким исключением изображали статичные характеры, становление которых происходило «за пределами текста». Завоеванием реалистов является показ характеров персонажей в процессе их становления и развития, стремление изобразить их историю, проследить «величие и падение». При этом, как уже отмечалось, характерные типические и индивидуальные особенности людей оказываются мотивированы историческими условиями, в которых сложились эти характеры.
Отмечая характерные особенности героев реалистических произведений, нельзя не указать на еще одну важную черту. Романтизм отличало стремление писателей «войти» в своих героев, в определенной степени перевоплотиться в них. Автор и герой нередко сливались, персонажи наделялись писателями собственными мыслями и переживаниями. В реалистических произведениям между писателем и созданными им образами людей обычно существует резкая грань. Персонажи подчиняются собственной логике поведения, поступки и мысли героем мотивируются их характерами и теми обстоятельствами, в которых они оказываются.
Ориентация на действительность дает себя знать и в принципе построения художественной формы. С новыми принципами изображения персонажей были связаны характерные особенности в построении сюжета реалистических произведений. Реалистам чужды условно-романтические ситуации и нарочитое нагромождение роковых случайностей. Развитие действия в их романах поражает беспощадно трезвой логичностью и глубоким историзмом в изображении объективных условий, связанных с судьбами тех или иных героев.
И если, например, Диккенс в ранний период своего творчества тяготел порой к романтической условности в развитии действия, когда заранее предрешалось торжество добродетельного героя, то в своих лучших реалистических романах 50-60-х годов («Холодный дом», «Тяжелые времена» и др.) он отказывается от этой условности, приходят к признанию неодолимой силы объективных фактов, определяющих судьбы и характер персонажей.
Вместе с разработкой ряда проблем, которые возникают при решении стоящих перед реалистами задач (изображение многогранного и эволюционирующего человеческого характера) особое значение приобретает язык художественного произведения. В литературе критического реализма он – не только средство повествования. Для реалиста язык – средство раскрытия характера его героев. И так как для произведений критического реализма нередко характерен очень широкий социальный охват, их язык оказывается необычайно богатым и разнообразным. Нередко он включает в себя почти все имеющиеся стилевые слои языка, объединяя их в единую систему. Так, например, Бальзак в своем романе «Блеск и нищета куртизанок» использует язык французского общества в годы Реставрации – от выражений, модных в дворянских и буржуазных салонах до арго каторжников. Обогащаясь за счет широкого привлечения самых различных стилевых элементов языка, произведения критического реализма вводили в обиход своей эпохи огромное количество нового лексического материала, способствовали широчайшему обогащению литературного языка в целом.
Критический реализм проявил себя в различных литературных жанрах, но более всего способствовал распространению повествовательной литературы. Если в романтическую эпоху ведущую роль играла лирика, то в годы формирования реалистической литературы стихи стали постепенно вытесняться прозой. Характерно, что почти во всех литературах в 30 - 40-е годы утверждается жанр короткого очерка, посвященного тому или иному бытовому или социальному явлению современности. Эти очерки нередко составляли целые серии зарисовок современной жизни – чаще всего жизни городов, где особенно остро сказывалось возникновение новых бытовых и социальных явлений. Нередко в очерках намечались темы, которые позже становились основой романов и повестей. Бальзак был замечательным очеркистом, прежде чем стал великим романистом. С «Очерков Боза» начал свою литературную деятельность Диккенс.
В то же время основным жанром в творчестве писателей реалистов становится роман, который позволяет дать широкий охват действительности. Этот жанр, действительно, стал эпосом полного противоречий европейского общества XIX века, своеобразной художественной энциклопедией своего времени. Роман позволил писателям изобразить жизнь с самых различных сторон, запечатлеть множество социальных типов и одновременно сделать важные исторические и философские обобщения. Реалистический роман в его различных разновидностях – семейный, бытовой, социальный, психологический, исторический и др.– тяготел к синтезу жанров. Он вместил в себя и новую эпическую традицию, созданную писателями критического реализма, и драматизм (как внешний, сказывающийся в развитии действия, так и внутренний, психологический), и лирическое начало, отчетливо проявляющееся в изображении переживаний и чувств действующих лиц. Универсальность романа становится одной из характерных особенностей критического реализма.
Творчество Диккенса, проблемы, художественное мировоззрение"
Диккенс - все сочинения
Страница: [ 1 ] 2
Родился писатель в феврале 1812 года. Еще с детства он испытал всю горечь нужды, социального неравенства и жестокой несправедливости современной ему общественной системы, и это во многом определило демократизм его убеждений и симпатий. Детство и ранняя юность Диккенса протекали в беднейших кварталах Лондона и даже в долговой тюрьме, в которую попала вся семья после неудачных попыток Диккенса-старшего выбиться из нужды и перейти в ряды обеспеченных представителей \"среднего класса\".
Еще в раннем детстве будущему великому писателю Англии пришлось познакомиться с кричащими контрастами крупнейшего города тогдашнего капиталистического мира, испытать на себе всю тяжесть и все убожество жизни \"восточной стороны\" Лондона – Лондона обездоленных. Он мечтал учиться, но положение семьи было таково, что ему и думать не приходилось о систематическом образовании.
Один за другим пишет Диккенс небольшие очерки из жизни Лондона, которые он потом объединил и издал под названием \"Очерки Боза\". Успех был огромный. Уже к концу 1836 года Диккенс стал известен всей Англии и приобрел популярность в широчайших кругах английских читателей. После огромного успеха \"Посмертных записок Пиквикского клуба\" слава его с каждым годом росла. На протяжении всей жизни Диккенс оставался в Англии самым любимым писателем.
Творчество Диккенса продолжалось несколько десятилетий. Диккенс проявил себя как автор, пишущий о современности. Действие происходит во время французской революции.
Романы, прославившие Диккенса (Оливер Твист, Домби и сын), говорят о современности. Привлекают читателей благодаря социальному анализу, умению изображать яркие характеры.
Две характерные черты творчества: ограниченное чувство юмора, построенное на умении подмечать смешные совпадения в жизни, и сознание того, что доброе начало в человеке неискоренимо.
Иллюзии Диккенса, связанные с представлениями о благородстве человека – скорее его плюс. Одной из главных тем является тема формирования личности. Дети всегда глубоко волновали Диккенса как художника. В ряде романов, написанных им в последующие годы, писатель создал трогательные портреты детей, чаще всего терпящих всяческие лишения и преодолевающих непосильные для них моральные испытания («Оливер Твист», «Большие надежды»).
После революционного 1848 года Диккенс выпустил новый роман – \"Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим\" (1850). Этот роман, в большой мере автобиографический, отличался от всего созданного им в 40-е годы. Но хотя Диккенс под воздействием событий революционных лет и отошел от проблематики социального романа, он отнюдь не утратил того народолюбия, которым дышало его творчество предыдущих лет.
Диккенс еще с 1850 года становится во главе литературно-общественного журнала (\"Домашнее чтение\", переименовано в 1860 году в \"Круглый год\"), он уделяет много времени и внимания работе с литературной молодежью, редактированию материалов, поступавших на его заключение.