Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ




 

Во второй половине XVIII в. в английской литературе происходят заметные сдвиги,видоизменяются сложившиеся ранее и появляются новые направления. И хотя литератураПросвещения на протяжении большей части этого периода сохраняет свое влияние иавторитет, в ней самой углубляются внутренние противоречия. Характерным симптомом растущих сомнений в непогрешимости просветительского разума является бурное развитие сентиментализма и в поэзии, и в романе.Сентиментализм возникает в английской литературе несколько ранее, чем в другихстранах Западной Европы, — Томсон, которого обычно считают его провозвестником ванглийской поэзии, работает над «Временами года» начиная с 1726 г. Именно в Англиипротиворечия и «издержки» буржуазного прогресса обнаружились ранее, чем в другихстранах. Уверенный рационалистический оптимизм, характерный для большинстваанглийских просветителей в первой половине века, уступает место сомнениям вовсесилии Разума как рычага переустройства мира. Уже в последнем романе Филдинга,«Амелии», звучат новые по сравнению с его «комическими эпопеями», сентиментальныемотивы.Субъективное эмоциональное начало становится ведущим в поэзии Юнга, Грея,Голдсмита, а также в романах Голдсмита, Стерна, Маккензи, чей «Человек чувства»(1771), ныне забытый, заставлял плакать многих читателей. Сентименталисты непорывали с традициями раннего Просвещения, но они переносили акцент с разума(который уже начинал ассоциироваться в их представлении с холодной и себялюбивой рассудочностью) на естественное, неиспорченное, непосредственное чувство, заложенноев человеческой природе. Это предполагало и предпочтение индивидуализирующегоначала в искусстве. Сентименталисты отвергали всякую нормативную эстетику. Юнгособенно резко ополчался против Попа с его правилами, противопоставляя ему Шекспиракак гения, величие которого именно в его оригинальности и свободе от правил.Эстетическое новаторство английских сентименталистов предполагало свободувыражения личного отношения к миру: это открывало простор не толькочувствительности, но и юмору, иногда, как, например, в публицистической прозеГолдсмита или в «Тристраме Шенди» Стерна, переходившему в сатиру. Голдсмит дажеборолся против слезливой мещанской комедии, отстаивая преимущества «веселойкомедии», и именно в этом жанре написал свои пьесы «Добрячок» (1768) и «Онасмиряется, чтобы победить, или Ошибки одной ночи» (1773). Стерн развивает целуютеорию «конька» (причуды, прихоти), исходя из нее и в эксцентрически-свободнойкомпозиции своих книг и в обрисовке гротескных характеров.Многие сентименталисты (например, Томсон, молодой Грей, Голдсмит и даже Стерн — при всей экстравагантности его повествовательных новшеств) в сущностиспособствовали развитию и обогащению просветительского реализма. Но вместе с темнекоторыми своими сторонами эстетика сентименталистов, с ее субъективизмом,принципом раскованности индивидуального сознания, критикой рационализма и т. п., расчищала дорогу и предромантизму. В этом смысле характерна судьба Юнга и Стерна,чье наследие как в Англии, так и на континенте Европы оказало большое воздействие напредромантизм, на писателей-романтиков.Одновременно с творчеством сентименталистов, кое в чем испытывая на себе ихвоздействие, а вместе с тем и в споре с ними, развивается творчество крупных реалистов — позднего Смоллета, Шеридана, Бернса. В их творчестве сохраняется гармония разума ичувства, нарушенная у сентименталистов. Реализм многогранно проявил себя и визобразительном искусстве (У. Хогарт). Характерно, что в условиях промышленной революции в традиционной пейзажной живописи возникают новые темы и образы.

 

 

Немецкая литература XVIII в.

Особенности развития социально-экономических отношений нового типа в Германии XVIII столетия. Специфические задачи немецкого Просвещения: политико-идеологические (национальное объединение), эстетические (формирование литературного языка). Неравномерность темпов и этапов литературного развития Германии на протяжении столетия, особая пестрота и сложность развития литературных направлений. Барокко в Германии XVIII века. Разнообразие литературных течений и вариантов внутри немецкого классицизма (Готшед, Винкельман, «веймарская классика»), рококо (ранее непросветительское рококо – просветительское рококо Виланда), сентиментализма («швейцарцы», «штюрмеры»). Основные этапы немецкой литературы XVIII столетия и их периодизация.

Немецкая литература 1690–1720-х гг. Время формирования раннего немецкого рококо (Х. Вейзе) и философская «подготовка». Просвещения (Лейбниц, Вольф). Общеевропейское значение немецкой философии этого периода и особенности полемики с ней. Барочная лирика И. К. Гюнтера.

Немецкая литература 1730–1740-х гг. Становление немецкого классицизма XVIII века и роль в этом процессе Готшеда. Пафос реформаторства в литературной и театральной деятельности писателя. Призыв к тщательному подражанию французской классицистической драматургии как способу исправления художественного вкуса и достижения высоких эстетических результатов. Педантизм и рассудочность готшедовской литературной реформы. Полемика с Готшедом в немецкой литературе. Сентименталистская эстетика «швейцарцев» (Бодмер, Брейтингер): отстаивание прав поэтического воображения. Поэзия немецкого рококо (Ф. Хагедорн). Ранняя немецкая просветительская сатира (Лисков, Рабенер). Утопический роман-«робинзонада» И. Шнабеля «Остров Фельзенбург». Творчество «антипросветителя» Х. Ф. Геллерта. Своеобразие басен писателя, специфика морализации в них. Сентименталистский роман Геллерта «Жизнь шведской графини».

Немецкая литература 1750–1760-х гг. Дальнейшее развитие эстетики классицизма в Германии. Эстетическая теория Винкельмана и ее значение. Полемика с немецким барокко. Своеобразие представления об античном искусстве как об идеале гармонии, простоты и величия.
1750–60-е гг. как «эпоха Лессинга». Роль Лессинга в развитии немецкого Просвещения. Формирование и развитие эстетических взглядов писателя. «Литературные письма», «Лаокоон», «Тамбургская драматургия». Критика Лессингом французского классицизма и его эпигонов. Полемика с Готшедом и Винкельманом и близость с ними в отдельных моментах эстетической теории, в рационалистической аргументации. Соотношение теоретических положений с драматургической практикой Лессинга. Эволюция Лессинга-драматурга. «Эмилия Галотти» как ключевое произведение творчества драматурга. Соединение античной основы фабулы, итальянского контекста событий и опыта немецкой общественной жизни в сюжете пьесы. Протест против произвола немецкого абсолютизма. Жанровое своеобразие «Эмилии Галотти» как «бюргерской трагедии»: просветительская проблемность и сентименталистская патетика. «Натан Мудрый» как просветительская драма-притча о терпимости. Особенности классицизма в драме.
Литературная деятельность Виланда. Виланд как переводчик Шекспира. Философско-сатирический роман «История абдеритов». Просветительский роман воспитания «История Агатона», его роль в развитии жанра немецкого воспитательного романа. Своеобразие просветительского рококо Виланда. Творчество Клопштока и его роль в развитии немецкой сентименталистской литературы. Особенности теоретических взглядов писателя на поэтический язык. Оды Клопштока: описания природы, морально-философские размышления в них и специфика сентименталистского поэтического стиля. Религиозно-философская поэма Клопштока «Мессиада».

Немецкая литература 1770–1790-х гг. Движение «Бури и натиска» как полемика с ранним немецким Просвещением и как динамическое развитие просветительских идей и тенденций в Германии. Литературная программа штюрмеров. Специфика сентиментализма и руссоизма писателей «Бури и натиска». Гердер как теоретик и вдохновитель штюрмерского движения, как выдающийся историк культуры. Гердер о Шекспире и защите национальных традиций литературы. Заслуги Гердера в развитии фольклористики («Голоса народов в песнях»). Специфика историко-культурных взглядов Гердера и эволюция художественного историзма в XVIII веке («Идеи к философии истории человечества»).
Особенности штюрмерской поэзии («Союз Рощи» – Фосс, Бюргер) и драматургии (Клингер, Ленц). Роман Клингера «Фауст»: своеобразие сюжетной трансформации легенды о Фаусте. Фауст как «бурный гений». Особенности проблематики и поэтики романа.
Штюрмерский период творчества Гете и Шиллера. Эстетические искания раннего Гете и его «шекспиризм» («Ко дню Шекспира»). Своеобразие лирики Гете штюрмерского периода. «Страдания юного Вертера» как сентименталистский роман. Особенности романного повествования в контексте традиции эпистолярной прозы. Психологизм и социальность «Вертера». Воздействие гетевского романа на эволюцию европейской романистики рубежа XVIII–XIX вв. Шиллер периода «Бури и натиска». Бунтарский характер и жанровое новаторство его ранней драматургии («Разбойники», «Коварство и любовь»).
Особенности поэтики сюжета: использование известного литературного мотива, коллизии и их актуализация. «Дон Карлос» как переломное произведение в развитии драматургии Шиллера: трансформация типа героя, тематики, стилистики.
Гете и Шиллер в 80-е – 90-е гг. Становление концепции «веймарского классицизма» в их творчестве. «Ифигения в Тавриде» как образец веймарского классицизма. Веймарские классики и античность. Эстетические воззрения Шиллера. Шиллер и Кант. Историческая драматургия Шиллера (трилогия о Валленштейне), ее соотношение с эстетической теорией писателя «Вильгельм Телль» как тираноборческая драма. Баллады Шиллера, поэтическое и драматическое в них. Шиллеровские баллады в переводах Жуковского. Шиллер в России, его воздействие на русскую культуру и литературу XIX века.
Позднее творчество Гете как проявление «художественного универсализма» писателя. Философская лирика («Западно-восточный диван»), роман воспитания («Вильгельм Мейстер»). Формирование концепции «мировой литературы» у Гете. «Фауст» как вершина творчества писателя и художественный синтез немецкого Просвещения. Творческая история произведения. Проблема жанра «Фауста»: «трагедия», «драматическая поэма», «универсальное произведение» и т. д. Философская проблематика «Фауста», роль пролога как его символико-философского «ключа». Своеобразие и этапы развития основного конфликта. Соотношение первой и второй части «Фауста», сказочно-фантастическое и символико-мифологическое в них. Различные концепции финала «Фауста». «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX вв. Значение творчества Гете. Гете и русская литература.

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1150. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия